Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? 2 Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. 3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. 4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”? 6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. 8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. 9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. 10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.

Иаков говорит о причине войн между братьями.

Откуда у вас вражда и распри? «Войны» и «сражения» (буквальный смысл греческих терминов).

То, что подчас нам кажется просто неприязнью к ближнему, Всевышний воспринимает это как войну против него.

Иоанн сказал, что «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.» (1Иоан.2:11)

Ненавидит – μισέω (мисОн)

Это слово может означать как «гнушаться» то есть, избегать кого-либо, чего-либо, пренебрегать кем-либо, чем-либо из чувства высокомерия, брезгливости, отвращения.

Иаков говорит, что причиной такого отношения является «ваши вожделения, воюющих в членах ваших»
Это похоть, страсть к наслаждениям. То, что хочется нам лично, что подчас ближний мешает, становится препятствием для удовлетворения наших желаний. Вот если бы не он, то я бы это получил, я это бы имел…

Потому мы завидуем, а не сорадуемся, как учит нас этому Писание. Просто завидуем, что мой брат имеет то, что я не имею. Зависть приводит к тому, что я начинаю просить это у Всевышнего, но ответа нет – так как это для моих эгоистичных желаний. И это приводит нас еще в большее раздражение и зависть.

Иаков говорит, что это измена Богу. А потому и прелюбодеяние. Это не только вовлекает наших ближних, но и самого Всевышнего.

Бог, ревностный муж, и не хочет терпеть наши измены.

Грешные ценности этого мира не могут быть нашим другом и любовником. Это враги, маскирующиеся под любимых.

Если мы привязываемся к ценностям этого мира – это неизменно приведет нас к измене. И причинит невероятные страдания, как нашей душе, так и Всевышнему.

Мы либо Его друзья, либо друзья миру.

«Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас?» (Иак.4:5)

«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль.10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак.4:8-10)

Всевышний любит нас до ревности. И потому не оставляет нас без покаяния. Он дает простой способ, чтобы возвратиться в Его присутствие.

Иаков говорит:

Очистите руки (καθαρίσατε χεῖρας) – катхарИсатэ хЭйрас,

Это то что делали священники приступая служить в Храме. Это то, что делают сейчас любой иудей продолжающий чтить законы чистоты.

Кицур Шулхан Арух написано: Каждое утро человек оказывается, как бы сотворенным заново для служения Всевышнему. Поэтому прежде всего он обязан освятить себя, совершив «нетилат ядаим» (омовение кистей рук), — подобно тому, как коэны, приступая к своей работе в Храме, каждый день освящали себя, омывая руки из специального сосуда. образ взят от левитских ритуальных очищений, символизировавших духовно-нравственное очищение человека.

Другое средство – очищение сердца (ἁγνίσατε καρδίας) гагнИсатэ кардИас – имеет более внутренний, более глубокий смысл, ведь наше сердце – это источник и сосредоточение всей внутренней жизни человека.

гагнИсатэ – это согласно номеру Стронга соответствует еврейскому слову – קדשׂ‎ (кадош)

Но кадош это не просто освятить. Хотя в Синодальном вообще написано – “исправить”. Кадош – это скорее – выделить, отделить для чего-то. И потому Иаков говорит: отделите ваше сердце для Бога. Отдайте Ему без остатка.

Интересно, что Иаков называет наши сердца двоедушными.

δίψυχοι. (дИпсюхой) Что говорит нам, что внутри нас борется две жизни. Иаков говорит, что внутри нас как произошло раздвоение. Одна часть хочет следовать путем Всевышнего, а другая стремится к ценностям этого мира.

Помните басню Ивана Андреевича Крылова – Лебедь, щука и рак?!

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука»

Мы уже говорили в первой главе о цельности нашего сердца исходя из танахического текста о сердце. Здесь снова всплывает эта же тема. О том, что наше сердце должно быть отдано Всевышнему без остатка.

Далее Иаков продолжает говорить о серьезности отношений к ближнему.

«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. 12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:11,12)

Интересно, но именно от нашего отношения к ближнему поставленно Его прощение и очищение нашей жизни.

Давайте рассмотрим это более подробно. Возьмем стих из Торы:

«Ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним» (Лев.16:30)

Но если рассматривать его более подробнее, то это стих будет лучше перевести как:

«Ибо в сей день искупит (священник) вас, чтобы сделать вас чистыми: от всех грехов ваших пред Господом вы будете очищены»

Вавилонский Талмуд, трактат «Йома» (85б):

Раскаяние того, кто заявляет: «Согрешу и покаюсь, согрешу и покаюсь», – не будет принято. Тому же, кто говорит: «Согрешу, и Йом Киппур искупит мой грех», – и Йом Кип­пур не принесет искупления. Грех против Вездесущего Йом Киппур искупает, но грех против ближнего – не искупает, пока виновный не умилостивит ближнего. И так толковал это Р. Эльазар бен Азарья: «“…Ото всех грехов ваших пред Госпо­дом очиститесь вы” («Ваикра», 16:30), – грех против Вездесущего Йом Киппур искупает, но грех против ближнего – не искупает, пока виновный не умилостивит ближнего»

р. Йосеф Пинто в своем комментарии к «Эйн Яаков» говорит:

По моему скромному разумению, р. Эльазар бен Азарья вывел из текста Писания, что за грехи по отношению к Вездесущему Йом Киппур искупает только в том случае, если за человеком не числятся преступления по отношению к ближнему. Если же таковые имеют место, то Йом Киппур не искупает грехи по отношению к Вездесущему до тех пор, пока человек не попросит у своего ближнего прощения за все обиды, которые он причинил нему. Когда он умилостивляет ближнего и мирится с ним, тогда и Святой, благословен Он, благоволит к нему и искупает все его грехи, совершенные по отношению к Нему.

Р. Эльазар толковал стих следующим образом: «Ибо в этот день искупят вас для очищения вашего, ото всех грехов ваших пред Господом…», и здесь снова повторяется: «очиститесь вы», хотя уже было сказано: «…для очищения вашего…». Какова необходимость этого повторения?

Ответ таков: «Ибо в этот день искупят…», – в Йом Киппур – «…искупят вас для очищения вашего, ото всех грехов ваших пред Господом…», – т.е. преступления по отношению к Вездесущему будут искуплены, при условии, если «очиститесь вы», люди, от преступлений по отношению к своим ближним. Если же вы не совершите этого, тогда и Йом Киппур не «искупит вас для очищения вашего ото всех грехов ваших пред Господом». И об этом сказано: «Р. Эльазар бен Азарья толковал это так», поскольку он сделал этот вывод из текста Писания.

В свете этого мы видим, что это очень тяжелое преступление судить своего ближнего.

Так как грех против человека не снимается автоматически, но только после примирения с человеком.

Наши мудрецы достаточно много учили о «лашон ара»

Раввин Зелиг Плискин, в своей книге: «Законы лашон-ара», пишет:

«Запрещено говорить любые слова, унижающие других.
Если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон-ара.
Если оно лживо, то перед нами клевета.
Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нём говорили правду)
Произнося лашон-ара, человек нарушает целый ряд заповедей Торы, а именно, 31 заповедь, из которых 17 — запреты, а 14 — постановления, и все они впрямую или косвенно касаются лашон-ара»

Иаков учит нас, что злословящий и судящий брата, в сущности, злословит и судит саму Тору.

Он поставил в зависимость одно от другого. Если мы судим брата, мы судим Закон.

Ведь основа Божьего Закона – это любовь к Богу и ближнему.

Закон повелевает любить. Лев.19:18 “Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь”

Потому взявший эту ответственность нарушить основу Закона. Становится его законодателем.

Но Законодатель уже существует, и это Сам Всевышний. И Ему не нужны другие.

«Теперь послушайте вы, говорящие: “сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”; 14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15 Вместо того, чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, – 16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. 17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». (Иак.4:13-17)

Мы видим, что излишняя самоуверенность осуждается Писанием.

“Не хвались завтрашним днем; потому что не знаешь, что родит тот день” (Прит. 27,1).

Иешуа рассказал притчу о богатом, но неумном человеке, составившем себе состояние и строившем планы на будущее, забыв о том, что душу у него Бог может потребовать в ту же ночь (Лук. 12,16-21).

Иисус, сын Сирахов, писал:

“иной делается богатым от осмотрительности и бережливости своей, и это часть награды его, когда он скажет: “я нашел покой, и теперь наслаждаюсь моими благами”. И не знает он, сколько пройдет времени до того, когда он оставит их другим и умрет” (Сир. 11,16-18).

У учителей была такая поговорка: “Не заботься о завтрашнем дне, потому что не можешь знать, что принесет день грядущий. Может быть ты вовсе не увидишь завтрашнего дня”.

Мы должны понимать, что наша уверенность должна быть только во Всевышнем. Потому как наши планы –не означает окончательный вариант событий будущего. Всё может пойти не так, как мы то задумали.

И умный человек всегда строит свои планы с учетом этой зависимости.

Павел писал Коринфянам:

“Я скоро приду к вам, если угодно будет Господу (1 Кор. 4,19). “Надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит” (1 Кор. 16,7).

«вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло»

В греческом тексте написано несколько иначе:

В греческом языке слово тщеславие – это (ἀλαζονείαις) аладзонЭйайс. И первоначально оно характеризовало бродячего лекаря-шарлатана. Он предлагал лекарства, которые не излечивали, и хвастался вещами, которые вовсе не мог делать.

Иаков называет это гордостью. Именно в гордости человек становится излишне самоуверенным и такая гордость – зло для человека. Оно обязательно сыграет в будущем с ним злую шутку.

Человек с излишней самоуверенностью думает, что держит ЗАВТРА в своей руке. У него все распланировано до минуты. Я ни в коем случае не говорю ничего плохого о планировании будущего. Я лишь хочу показать, что при всем этом мы должны уповать на Него и что вполне возможны изменения… А иначе мы просто станем теми шарлатанами, которые предлагают лекарства, которые не лечат.

Будущее находится не в руках людей и человек не может самонадеянно утверждать, что он может определять его.

«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы»(Матф.6:34)

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]
Послание Иакова 4 глава

Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...