Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
(Иак.3:1-18)

Иаков обращается к братьям, которые уже сами были готовы учить других людей. И нужда в таких учителях, конечно же, была в первой общине. Достаточно вспомнить темпы её роста. Мессианская община постоянно умножалась. И нужны были зрелые братья, которые были бы способны научить присоединяющихся людей.

Иаков не останавливает таких людей, но предупреждает о важнейшей вещи – это их “язык”.

2 стих – “Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело”.

Достаточно интересно как употребляется это слово – “согрешаем”, в оригинале.

Там написано: πολλα [Во] многом γαρ ведь πταίομεν оступаемся.

Слово “птАйомэн” переведен только в этом месте как согрешить. Но так переведено только в послании Иакова. Во всем остальном Писании перевод несколько другой.

Лингвистический и экзегетический ключ Роджерс говорит: “πταιομεν praes. ind. act. от πταιω – спотыкаться, оскорблять”.

В Септуагинте, в Старом Завете – это слово используется, как быть пораженным (врагами).

По сути, Иаков говорит, что тот, кто не спотыкается и не падает из-за своих слов – тот совершенный человек.

Рабби Бахья бен Йосеф бен Пакуда писал: “Очень важно научиться сдерживать свой язык…
Нет ничего легче, чем согрешить злословием. Большинство грехов в мире — от болтливости, как сказал царь Шломо: Жизнь и смерть зависят от языка”.

Иаков берет для объяснения своей мысли, образы, понятные его поколению.

Лошадь, которая является достаточно сильным животным.
Но когда человек накидывает на неё удило, оно повинуется ему безропотно.

Также и с кораблем. Он огромен, но его маленький руль поворачивает и направляет его.

И человеческий язык, несмотря на то какой размер он занимает в нашем организме, Иаков называет его:

“И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны”

“Язык – огонь, прикраса неправды”.

В греческом тексте эта фраза звучит как: “хо космос тес одикиас”.

Там где синодальный текст говорит, что “язык – огонь, прикраса неправды”, греческий текст пишет, что “язык – огонь, космос неправды”.

Слово космос имеет основное значение – “мир”, но не в смысле шалома (полноты), а мира, который является несовершенным.

Скорее всего, следуя его мысли, Иаков говорит о слове – космос, в смысле мира, не принявшего Истины.

И тогда фраза должна иметь значение – безбожный мир, не ведающий Бога, часто даже враждебный Богу.

И потому, если мы назовем язык подобным безбожному космосу, то это значит, что язык – безбожная часть тела: – бесконтрольный язык подобен миру, который враждебен Богу.

Далее он пишет:

τον τροχον της γενέσεως

“Трохос генезеос”, переведенное в Синодальном тексте, как – “круг жизни”, но буквальном смысле значит колесо жизни (но может быть и круг жизни)

Что значить “колесо жизни”?

Жизнь, как представлялась древними, подобно кругу, как завершенное целое.
И выражение – “колесо жизни” имеет значение – вся жизнь.

Поэтому, скорее всего, Иаков хочет передать такую мысль:

“Язык без контроля, подобен миру, который враждебен Богу. И такой язык способен вызвать разрушительный огонь и уничтожить всю жизнь человека”

Такова сила необузданного языка. Он зажигается от геенома, он может уничтожить целую жизнь, зажгя всего лишь одну искру, которая способна перерасти в пожар, который не остановит никто.

И Иаков говорит о зрелости, когда мы способны удержать его на своем положенном месте.

Недавно я прочитал такую шутку, относительно языка: “Когда наконец-то научишься держать язык за зубами, зубы уже и выпадут”.

Это, конечно же, шутка, но, тем не менее, отражает мысль, что эта работа, которую каждый из нас должен выполнить – научиться контролировать свою речь.

“Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду”

Мидраш Шохер Тов говорит: “Когда Бог сотворил человека, то, зная огромный разрушительный потенциал языка, Он поместил его за двойную ограду зубов и губ. И все-таки язык разит направо и налево, вблизи и на расстоянии. Вообразите себе, сколько вреда он причинил бы, если бы получил полную свободу?”

Виленский Гаон: “До самого дня смерти человек должен укрощать себя – не постами и отречением от жизненных удовольствий, а обузданием своего языка и своих страстей, и в этом выражается раскаяние”

Иаков говорит, что “Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это”.

Не говори об этом, а докажи это…

Подобно тому, как он призывал верующих доказать свою веру делами, он убеждает их показать свою мудрость благочестивой жизнью с мудрою кротостью. Признаком мудрости является смиренный и кроткий дух.

Как мы видим, что для Иакова вера в Мессию – это не просто пустая философия, которая не имеет ничего общего с жизнью. Для него – это каждодневная жизнь в послушании Всевышнему, выражающаяся в делах.

“Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину”.

Подлинная мудрость не оставляет места зависти и себялюбию (сварливость синод.)

В греческом тексте здесь стоит слово “эритхЭйан”, которое означает стремление человека добиваться выгоды только для себя.

Тем же, кто страдает завистью и себялюбием, хвалиться нечем. Хвалящийся ими лжет на истину.

Зависть и себялюбие – верные признаки того, что так называемая мудрость не свыше нисходит, но является мудростью земной, душевной, бесовской. Они ведут к неустройству и ко всему худому.

Подлинно мудрый человек не ищет славы или корысти для себя самого, но милосерд к другим.

Достижение праведности, духовной зрелости и практической святости – вот тема этой книги Писания.

И тот, кто хочет всего этого достичь, должен следить за своим языком.

Мудрая речь исходит от мудрого духа.

Держать язык под контролем возможно только в том случае, если под контролем – наши мысли.

Рами Шапиро сказал: “Сущность человека — в его мыслях. На чем ты сосредоточишь свои мысли, в то и превращаешься”.

Насколько важно наши мысли для наших слов говорил в своей книге, Медицина и Каббала – Рав Матитьягу Глазерсон:

“Обязанностью каждого еврея является постоянный контроль мыслей в свете данного ему Богом рассудка и проверка на соответствие их Торе. Только при таком положении дел человек имеет право выражать мысли, роящиеся в голове, в виде речи…
Это имеет ключевое значение для духовного, эмоционального и даже физического здоровья.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]
Послание Иакова - 3 глава

Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...