ПОКИНУТЬ ЕГИПЕТ, ИЛИ ТРИ УРОКА ПЕСАХА.

Рабанит Сара Йохевед Риглер

1. ЦЕЛЬ ИСХОДА
Как вы думаете, какова была цель Исхода?
Если вы ответите, «освобождение из рабства», или «спасение от гнета и страданий», то, вероятно, попадете в компанию, состоящую из подавляющего большинства – 99% опрошенных отвечают так же. Тем не менее, один из ста даст совсем другой ответ, – он просто процитирует то, что сказал Б-г.
«Я Б-г твой, и выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами, и возьму я вас народом себе, и буду вам Вс-сильным, и узнаете вы, что Я – Б-г, Вс-сильный ваш, выводящий вас из-под ига Египта» (Шмот 6:6,7).
Провозглашая эту цель, Вс-вышний говорит о своем намерении создать отношения с еврейским народом: «Вы будете моим народом, Я буду вашим Б-гом».
Чтобы создать эту связь, Б-г должен был в первую очередь открыть Себя, что и осуществилось, благодаря Десяти Казням.
Каждая из напастей выявила некую грань Б-жественного могущества. Так например, нашествие вшей, – первая из казней, которую маги Египта не смогли продублировать, – показало, что Вс-вышний имеет власть даже над мельчайшими творениями. Град, представляющий собой куски льда, внутри которых пылает огонь, продемонстрировал, что Б-г евреев, один только Он, одновременно властвует над противоположными силами природы. (Ведь у египтян, в их языческих кумирнях, каждое божество «заведовало» лишь какой-то одной силой природы или одним явлением).
Отношения, которые Б-г установил с сынами Израиля, были основаны на любви. И Он снова и снова показывал им, что видит их трудности и понимает их скорби. Освобождение от страданий и рабства не цель Исхода, но оно было необходимо для установления отношений между народом и Б-гом, которые и являлись истинной целью.
(Многие западные ученые сравнивают Исход из Египта с освобождением негров-рабов на Юге Америки в 1862 году. И действительно, черные рабы с удовольствием присвоили библейскую историю, включив ее в свои песни и молитвы. Однако, они не учили тот факт, что когда Авраам Линкольн подписал Декларацию об уравнивании прав, освобождающую негров, он имел своей целью дать рабам свободу, но не выстроить свои отношения с ними).
В иудаизме, однако, высочайшим благом является не освобождение от страданий, а соединение и выстраивание прочных отношений с Б-гом. Б-г созидал этот мир с той целью, чтобы иметь отношения с людьми; и есть только два состояния бытия — состояние единения и состояние отчуждения. (Единение — это и тесная связь с Б-гом, и прочные супружеские узы, и любовь между родителями и детьми, и преданность друзьям, и добрососедские отношения).


Нам нужна ваша поддержка!

2.ДОВЕРИЕ Б-ГУ
С самого первого Б-жественного откровения, когда Вс-вышний открылся Моше из горящего куста, Он дал понять, что Исход влечет за собой не только выход из рабства на свободу, но и смену географии – перемещение из Египта в землю Обетованную, обладающую качественно иными характеристиками: «Ибо страна, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как страна Египетская она, из которой вы вышли, где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих, как огород. Страна, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, – страна гор и долин, от дождя небесного пьет она воду» (Дварим, 11: 10-11).
Река Нил орошала Египет и поддерживала сельское хозяйство. Оросительные каналы, отведенные от этого надежного источника воды, а также ручной полив обеспечивали прокорм населения. Совсем иначе дело будет обстоять в Земле Израиля. Она полностью зависит от дождей, а дождь непредсказуем. Когда он выпадет? Где? Как долго будет проливаться на землю? Будет ли это теплый дождь, которой легко впитывается, или это будет долгий и мощный ливень, который затопит посевы и вызовет оползни и селевые потоки? Непредсказуемо!
Предсказуемость Нила давала иллюзию контроля над силами природы. Земля Израиля эту иллюзию разрушала. Но ведь правда в том, что вся жизнь непредсказуема, – начиная с акций фондового рынка и автомобильных аварий, заканчивая инфарктами и инсультами (не дай Б-г!). Никто не знает, что будет завтра. Признание неопределенности приводит нас к признанию нашей полной зависимости от Б-га, а это и есть истинно духовное освобождение.

3. НИКОГДА НЕ ТЕРЯЙТЕ НАДЕЖДЫ
Древний Египет был сверхдержавой. Его тоталитарное правительство стремилось добиться полного контроля над жизнью и смертью своих подданных. Во многом ему это удалось. Наши мудрецы говорят, что ни один раб никогда не убежал из этой страны. Израильтяне прожили в Египте 210 лет. Период тяжелейшего рабства продолжался 86 лет, – столько времени длился геноцид, при котором, под страхом смертной казни за ослушание, новорожденных еврейских мальчиков должны были топить в Ниле; и столько же времени евреи терпели садистские пытки и угнетение. К тому моменту, когда Б-г открылся Моше в горящем кусте, целое поколение сынов Израиля прожило всю жизнь под кнутом. Они, как это свойственно людям, надеялись на благоприятную для себя смену политического курса в стране, или на то, что на трон взойдет новый, более лояльный фараон. Но новый фараон оказался еще большим тираном. Он разрушил их надежды. И тогда сыны Израиля, наконец, поняли, что их единственная надежда Б-г, и возопили к Нему в отчаянии. И Б-г немедленно ответил, представ перед Моше и обещая ему освобождение для народа. Евреи, которые скатились до самого низкого духовного уровня в Египте были уже почти безнадежны, они не поверили Моше. Тогда Б-г сотворил чудеса и знамения, и всего десять месяцев спустя, сыны Израиля были свободны. Суперсильный Египет превратился в руины, а евреи вышли из страны с богатством, взятым в качестве платы за рабство.
Б-г, Автор природы, не ограничивается природой. Ни одна ситуация, ни один диагноз, ни одна военная угроза не находятся вне Его контроля. А значит, нет места для безнадежности и отчаяния. Как сказали наши Мудрецы, «Спасение может прийти в мгновение ока».

Приводится по сайту aish.com
с незначительными сокращениями,
Перевод с английского А.В.Фельдман
Вестник “ГОЛОС ЯАКОВА” №415 от 03.04.2015

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Пожертвуй