Недельная Глава – Толдот (25:19-28:9) Эйсав и Йаков

Быт 25:27-34: “И отроки выросли, и стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков – человеком кротким, живущим в шатрах. Ицхак любил Эйсава, потому что дичь его была ему по вкусу; а Ривка любила Яакова. И сварил Яаков кушанье; а Эйсав пришел с поля усталый. И сказал Эйсав Яакову: дай мне поесть из красного, красного этого, ибо я устал. Поэтому дано ему прозвание Эдом. И Яаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. И Эйсав сказал: ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство? И Яаков сказал: поклянись мне теперь же. И он поклялся ему, и продал первородство свое Яакову. И дал Яаков Эйсаву хлеба и похлебку из чечевицы: и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Эйсав первородством.”

Первое что мы видим – это две разных личности, хотя и два родных брата.
Давайте посмотри на Эйсава

Тора нам говорит, что он был сведущ в звероловстве, человек полей.

Он был искусный зверолов.

Вспомните, кто на страницах Торы впервые назван звероловом?

Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. Бытие 10:8-9

Что это за странное выражение:

зверолов пред Господом – ברא’ 10:9: “הֽוּא־ הָיָ֥ה גִבֹּֽר־ צַ֖יִד לִפְנֵ֣י יְהוָ֑ה

Раши объясняет это так:

Желая гневить Его (т.е. признавая Его, делал все наперекор Ему). (Раши)

Вообще, еврейская традиция, считает нимрода харизматичным нечестивцем. Он тот под чьим предводительством человечество после потопа вновь восстала против Всевышнего. Что и вылилось в строительство вавилонской башни.

И вот это сходство между увлечениями Нимрода и Эйсава, не укрылось от взгляда еврейских мудрецов.

И потому мидраши говорят нам об Эйсаве что он, живя в доме своего праведного отца, из уважения к нему только делал вид, что идет путём праведности своего отца Ицхака. Но на самом деле он жил другой жизнью.

Он умело обманывал своего отца, чем заслужил за свою мнимую праведность, более сильных чувств от отца к нему, чем к Якову.

Мидраш Агада Танхума Толдот

«Ицхак любил Эйсава, потому что ловитва (пойманная дичь, добыча. – архаизм). была в устах его (Берешит 25:28)

Что значит «ловитва в устах его» – ибо уловлял он устами своими. Ибо когда приходил он из далека спрашивал отца: нужно ли отделять десятину с соли? И дивился Ицхак старательности сына и спрашивал его: сын мой, где ты был сегодня? И он говорил: в доме учения. И там запретили так-то и так то, и разрешили так-то и так-то. И говоря так, уловлял Ицхака устами своими и любил он Эсава. А Дух Святой вопиет: Когда он делает нежным голос свой, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. (Мишлей 26:25). Потому и ослепли глаза Ицхака, что он смотрел на злодея Эсава.»

Давайте посмотрим на тех женщин, на которых он женился. Потому что и это откроет нам нечто об Эйсаве.

Быт 26:34-35: “И было Исаву сорок лет, и он взял в жены Йехудит, дочь Беэри-хетта, и Басемат, дочь Элона-хетта. И они огорчали Исаака и Ревекку.”

Вспомните Авраама, когда он искал своему сыну жену.

Он послал своего слугу Елиезера к своим родным, за невестой Исаака. И ведь это не было просто так. Все народы были погружены в идолопоклонство. И только в доме его родни более или менее было по-другому.  Вот почему мы видим ту твердость, с которой он говорил слуге не возвращать своего сына в те земли с которых он однажды вышел, по призыву Всемогущего. Если он не нашел бы невесты у своей родни.

Но мы читаем, что жены Эйсава огорчали Ицхака и Ривку.

ברא’ 26:35: ” מֹ֣רַת ר֑וּחַ לְיִצְחָ֖ק וּלְרִבְקָֽה׃ ס וַתִּהְיֶ֖יןָ
«ватихЭина  Морат руах» – горечь духа для Ицхака.

Они были тяжестью для Ицхака и Ривки.

Вот что пишет Сончино по этому поводу: «Семейная традиция не позволяла заключать браки с женщинами, принадлежащими к семи народам Кнаана. То, что здесь рассказывается об Эйсаве, показывает, насколько он пренебрегал учением Авраhама и личным примером праотцев: Авраhама и Ицхака. В данный момент проявилось то, что он действительно не был достоин благословений, предназначавшихся человеку, который станет продолжателем их дела»

Потому мы и видим с какой легкостью Эйсав продает свое первородство.

Давайте снова вернемся к тексту Торы.

Быт 25:29-34: “И сварил Иаков похлебку, и пришел Исав с поля, и был он голодный. И сказал Исав Иакову: «Дай мне похлебать красного, красного этого, ибо голоден я». Поэтому зовут его Эдом. И сказал Иаков: «Продай нынче свое первородство мне!» И сказал Исав: «Вот, я умираю; на что же мне первородство?» И сказал Иаков: «Поклянись мне нынче!» И он поклялся ему и продал свое первородство Иакову. А Иаков дал Исаву хлеб и похлебку из чечевицы, и он ел, и пил, и встал, и пошел, и презрел Исав первородство.”

Эйсав пренебрегает своим первородством.

Чтобы понять, почему он так легко отказался от него. Мы должны знать, что первородство во времена Эйсава — это не двойная доля наследства отца, как это станет позже. Это не было связано в те времена с наследством.

Что же тогда это?

До того момента как левиты заменили первенцев из сынов Израиля, именно первенцы отвечали за духовное в доме. Они были священниками в своем доме.

И только после греха золотого тельца, Всевышний заменяет их левитами.

И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: «Вот я взял левитов из среды сынов Израиля вместо всех первенцев, открывающих утробу, из сынов Израиля, чтобы моими были левиты (Чис. 3:11-12) 

 

Раши: Первоначально служение исполняли первенцы, но когда (сыны Израиля и среди них первенцы) согрешили поклонением (золотому тельцу), они стали непригодными (для служения), и левиты, которые не поклонялись идолу, были избраны вместо них.

Нужно ли это было Эйсаву? Хотел ли он стать священиком в своем доме?

Мы видим, что – нет. Это говорит нам и то, с какой легкостью он пренебрег этим правом за похлебку и утоление голода.

Но почему Иакову так хотелось иметь это первородство?

Быт 25:27: “Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.” Синодальной перевод.

«Иаков короткий, живущий в шатрах»

Что это за странное описание Иакова?

мы читаем:

ברא’ 25: וְיַעֲקֹב֙ אִ֣ישׁ תָּ֔ם יֹשֵׁ֖ב אֹהָלִֽים׃

(תָּ֔ם ) слово “Там” – это не кроткий.

То что переведено как кроткий (Тамим) – это целостный

«Иш Там”, объясняется в Талмуде следующим образом – “целый человек”, “рождённый без изъяна”

Это то, к чему Всемогущий сказал стремится Аврааму:

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1)

И будь непорочен. (будь тамим). Будь цельным

Словарь Ушакова так описывает это состояние: перен. «Представляющий собою внутреннее единство, монолитность, лишенный раздвоенности»

Мудрецы говорят: “Бог один, и Он требует от человека единства (цельности) во всех его устремлениях, помыслах и делах”

 

То, что Бог сказал Аврааму, Тора говорит, что Иаков это уже имел, благодаря тому духовному исканию, которое было присуще ему всю его жизнь..

Ведь, то что Тора просто говорит, что Иаков сидел в шатрах – наша традиция говорит, что все свое свободное время Иаков проводил в доме учения. (Бейт мидраш)

Традиция сообщает что вначале после потопной цивилизации существовало несколько домов учения.

Это Шема (Сима –рус.) (сына Ноаха, прошедшего через всемирный потоп, и его правнука — Эвера, продолжившего и расширившего учение великого прадеда. Именно там и проводил время Иаков.

И конечно, хоть он и не был первенцем.

Но видя жизнь своего старшего брата, и что тот не достоин. Хотел сам стать духовным продолжателем своего отца и деда

Иаков был человеком подобный Аврааму, желающий идти путями Всевышнего.

Посмотрим что говорит автор послания к евреям

«чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами»
Послание к Евреям 12:16-17

βέβηλος (бЭбэлос) – оскверненный.

Вот кем был Эйсав. Нечестивец. Оскверненный.

И вот почему еда ему была важнее первородства. Рожденный в доме праведного отца он стал сосудом нечестия.

Вместо того, чтобы стать тем, кто поведет за собой, свой дом в познании путей Божьих. Он был настолько приземлен. Что его мысли были далеки от дома учения, где так любил проводить его младший брат. Духовное его мало интересовало.

И зная что таковым будет его путь и путь его потомков, сам Всевышний сказал:

«И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.  Послание к Римлянам 9:10-13

Всевышний не подвержен человеческим эмоциям и потому не решает, что один ему больше нравится а другой -нет. Но потому зная, что стремление человека и его потомков,  будет в их отсутствии желания Божьих путей, он лишает их права первородства. То есть права быть священником и продолжателем дел Авраама.

Да поможет нам Всевышний стремиться к познания Всевышнего!

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]