Первый праздник, который открывает череду осенних праздников – это Рош аШана.
В дословном переводе – это «голова года». Но конечно же так никто не говорит. Это – Начало года. Другими словами – «Новый год». Но не с елкой и «дедом морозом». А с Торой и Самим Богом.
Давайте для начала заглянем в Тору.
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание. Никакой работы не работайте и приносите жертву Господу» (Лев.23:23-25)
Тора говорит о Седьмом месяце.
Согласно еврейскому календарю, седьмой месяц – это месяц Тишрей.
Но почему же, седьмой месяц, месяц Тишрей, назван Рош аШана? Начало Года.
Объяснение этой традиции мы находим в «Мишне в трактате Рош-аШана».
Давайте прочтем мишну первую:
ЧЕТЫРЕ дня, которые называются Рош-аШана, – ЭТО: В ПЕРВЫЙ день НИСАНА* – Рош-аШана ДЛЯ ЦАРЕЙ И ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ; В ПЕРВЫЙ день ЭЛУЛА* – Рош-аШана ДЛЯ МААСЕРА* СКОТА, но РАБИ ЭЛЬАЗАР И РАБИ ШИМОН ГОВОРЯТ: В ПЕРВЫЙ день ТИШРЕЙ;
В ПЕРВЫЙ день ТИШРЕЙ – Рош-аШана ДЛЯ обычных ГОДОВ, ДЛЯ годов ШМИТЫ И ДЛЯ ЙОВЕЛЕЙ, ДЛЯ ПОСАДОК И ДЛЯ ОВОЩЕЙ;
В ПЕРВЫЙ день ШВАТА* – Рош-аШана ДЛЯ ДЕРЕВЬЕВ, ПО СЛОВАМ ШКОЛЫ ШАМАЯ, А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ: В ЕГО ПЯТНАДЦАТЫЙ день.
Объяснение Мишны:
В Торе сказано (Ваикра 23:24) «В седьмом месяце, в первый день месяца, будет у вас день полного покоя, НАПОМИНАНИЕ О ТРУБЛЕНИИ, священное собрание».
Сказано еще (Бемидбар 29:1): «А в седьмом месяце, в первый день месяца, священное собрание… ДЕНЬ ТРУБЛЕНИЯ будет у вас». Праздник этот, который Тора обозначает словами «день трубления», «напоминание о трублении», в Мишне называется «Рош-аШана», «Начало года».
Потому что так сообщает традиция, воспринятая мудрецами от давних поколений: 1-е Тишрей – это день, когда Небесный СУД определяет судьбу всех созданий на следующий год.
Это очень древняя традиция, что месяц Тишрей – это Начало Года для ШМИТЫ И ДЛЯ ЙОВЕЛЕЙ, ДЛЯ ПОСАДОК И ДЛЯ ОВОЩЕЙ.
Также и в Торе мы тоже находим намек на то, что месяц Тишрей – это начало года.
Это следует из таких слов: «И праздник сбора урожая на исходе года» (Шмот / Исход 23:16), «И праздник сбора урожая, годичное равноденствие» (Шмот / Исход 34:22).
Спрашивает Иерусалимский Талмуд:
«Что это за месяц, в котором есть и праздник, и равноденствие, и сбор урожая, и исход года в нем?” И отвечает: «Скажи: это Тишрей».
Нам нужна ваша поддержка!
Кроме того, месяц Тишрей – начало сельскохозяйственного года, Галаха* установлена согласно точке зрения раби Элиэзера, считающего, что сотворение мира закончилось именно в месяц Тишрей, поэтому в молитве на Рош-аШана есть такие слова: «Этот день – начало трудов Твоих, напоминание о первом дне…»
Помимо традиции, письменная Тора говорит нам, что этот день – «праздник труб, священное собрание».
Главной заповедью Рош-аШана является трубление в шофар. По этой причине сам праздник называется в Торе «днем трубления» (Бемидбар 29:1), а также «напоминанием о трублении» (Ваикра 23:24)
Какова цель трубления в шофар?
Рош-аШана – первый из Десяти дней раскаяния, которые завершаются Йом-Кипуром (Судным днем). (Об этом мы поговорим чуть позже…)
Рамбам написал так: «Трубление в шофар призывает человека пробудиться. Как сказано: «Пробуждайтесь, спящие, и взгляните на свои дела. Вспомните своего Творца и вернитесь к Нему с раскаянием. Не утратьте чувство реальности, как люди, которые гоняются за несбыточным и тратят свои годы на достижение никому не нужного. Взгляните на свои собственные души и взвесьте свои поступки. Оставьте свои дурные пути и дурные помыслы и вернитесь ко Всевышнему, чтобы Он мог проявить милость по отношению к вам»
Учитывая, что Рош-аШана это особое освященное время, созданное для особого приближения и покаяния перед Судным днем, Йом Кипуром. Мы можем ясно понять, почему звук шофара призывает нас «очнуться и приблизиться» к Богу с особым покаянием. Ведь в Йом Кипур определиться наша судьба для всего последующего года.
Помимо всего этого. Это не просто трубление в шофар.
Согласно традиции, передаваемой со времен Моше, известно, что для того, чтобы заповедь трубления в шофар была исполнена правильно, необходимо, чтобы каждое трубление состояло из трех отдельных, четко выраженных частей: ткиа, шварим, труа.
- ТКИА-длинный, протяжный звук (Послушать образец)
- ШВАРИМ- три звука средней продолжительности, напоминающие стоны(Послушать образец )
- ТРУА- последовательность из девяти коротких звуков с небольшими интервалами между ними (Послушать образец)
Когда мы слушаем звук шофара в эти дни раскаяния – эти звуки пробуждают нашу душу этими особыми звуками похожие на плач по Богу.
Давайте немного углубимся и снова обратимся к Мишне, чтобы понять, что же происходит в месяц Тишрей. В этот день Рош аШана.
В Трактате Рош аШана во 2й мишне написано:
В ЧЕТЫРЕ МОМЕНТА ВРЕМЕНИ МИР СУДИМ:
В ПЕСАХ выносится приговор О ЗЕРНОВЫХ, В АЦЕРЕТ – О ФРУКТАХ,
В РОШ-АШАНА ВСЕ ЛЮДИ МИРА ПРОХОДЯТ ПЕРЕД НИМ СЛОВНО ЯГНЯТА – КАК СКАЗАНО (Псалом 33:15): «СОЗДАЕТ СЕРДЦА ИХ РАЗОМ, ВНИКАЕТ ВО ВСЕ ИХ ДЕЛА»
Объяснение МИШНЫ второй:
В ЧЕТЫРЕ МОМЕНТА ВРЕМЕНИ МИР СУДИМ – четыре раза в году Всевышний судит сотворенный Им мир.
В ПЕСАХ выносится приговор О ЗЕРНОВЫХ. В Песах* – в то время, когда начинается созревание злаков, – Творец решает, пошлет ли Он благословение на урожай этого года.
В АЦЕРЕТ – в праздник Шавуот*, когда на деревьях созревают первые плоды, Он выносит приговор О ФРУКТАХ: будет ли их урожай обильным в этом году или, напротив, скудным.
В РОШ-АШАНА ВСЕ ЛЮДИ МИРА ПРОХОДЯТ ПЕРЕД НИМ – перед Творцом – СЛОВНО ЯГНЯТА, которых пастух поодиночке пропускает через узкий выход из хлева, пересчитывая их, чтобы отделить маасер*.
В оригинале использовано выражение «бней марон».
Наш перевод соответствует одному из его значений, которое приводит Гемара* (по словам Раши, арамейский эквивалент этого выражения – «бней имрана», то есть «ягнята»).
Но, кроме него, Гемара дает и другое объяснение: «солдаты царского воинства» (здесь слово «марон» получает значение «власть», «могущество»).
КАК СКАЗАНО (Псалом 33:15): «СОЗДАЕТ СЕРДЦА ИХ РАЗОМ, ВНИКАЕТ ВО ВСЕ ИХ ДЕЛА».
Гемара так разъясняет этот стих:
Тот, Кто создает сердца всех людей, видит их все сразу, понимает смысл всех поступков людей и судит каждого человека согласно делам его.
Магарша* предлагает толкование:
«слова мишны вовсе не следует понимать в буквальном смысле – что все люди проходят перед Всевышним, словно ягнята». Это – лишь сравнение.
Когда много ягнят сразу проходит перед человеком, он не в состоянии увидеть разом и всех и каждого ягненка в отдельности. Однако если они идут друг за другом, по одному, то даже человек в состоянии увидеть их всех, если он стоит и смотрит на них сбоку. Так и Всевышний охватывает всех людей единым взором, и смысл цитаты, которую приводит мишна, таков:
«Создает сердца их разом» – то есть, охватывает их всех одним взглядом, – «вникает во все их дела» – и в то же самое время видит мельчайшие детали поведения каждого из них.
Итак, праздник труб или согласно еврейской традиции Рош-аШана – это начало времени раскаяния данное человеку перед Судным Днем, когда приговор на следующий года уже невозможно будет изменить.
Эти десять дней от 1 Тишрея до 10 Тишрея, время последнего шанса человеку изменить свое поведение перед Творцом. Недаром именно в это время в народе всегда просыпалось рвение к добрым делам. И звуки шофара изменяли духовную реальность для души человека делая ее более податливей для раскаяния.
И не спроста было выбрано именно это время. Как я упоминал уже выше, что согласно традиции, переданной раби Элиэзером, именно в это время Творец создал тот прежний, совершенный мир для человека.
Мир без греха. Мир, в котором человек наслаждался присутствием особой благодати, исходившей от Всевышнего.
И недаром в этот вечер праздника на столах еврейского народа не просто праздничная еда, а еда полная символизма.
Голова рыбы, желающая в этом новом году быть главой, а не хвостом. Гранат символизирующий плодородие. Мед и яблоки, для того чтобы каждый член семьи мог окунуть яблоко в мед и подарить другому, желая ему сладкого и удачного года.
