Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

10 заповедей.

В этом разделе Торы, снова повторяется «асерет ха-дибброт» буквально: «десять речений».

Первый раз мы встречаем эти заповеди в Исходе. Где описывается, что Бог говорил с народом через Моше и провозглашал эти заповеди.

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,

не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;

шесть дней работай и делай всякие дела твои,

а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты;

и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

(Втор.5:6-21)

Хотя Галаха не выделяет соблюдение Десяти заповедей из ряда других мицвот Торы, в Аггаде, еврейской философии и литургической поэзии запечатлено благоговение, с которым народ относился к словам, произнесенным, согласно традиции, Господом во всеуслышание.

Мысль о том, что они являются основой для всех 613 заповедей, впервые, по-видимому, изложил Филон Александрийский в первой половине 1 в. н. э. в теолого-философском труде «О Декалоге». Стремясь доказать, что все, предписанное Торой, принципиально содержится уже в Десяти заповедях, он классифицирует по ним все законодательство Моше.

Во 2 в. н. э. эту же мысль сформулировал танна рабби Ханания, племянник рабби Иехошуа:
«Все тонкости и детали Торы были начертаны (на скрижалях завета) между заповедями» (ТИ. Шк. 6:1; ТИ. Сота 8:3; Песнь Р. 5:14 п. 2).

В 10 в. Саадия Гаон написал пиют для литургии Шавуот «Анохи эш охла» («Я — огонь всепожирающий»), в котором сводит все 613 мицвот к Десяти заповедям.

Первоначально Десять Заповедей провозглашались в ежедневном храмовом богослужении, но позже был удален из богослужения, чтобы опровергнуть утверждения мессианских евреев, что на Синае были даны только Десять Заповедей. (Иерусалимский Талмуд, Берахот 3c).

Сегодня, в современной литургии, Десять заповедей читается на праздник Шавуот (Пятидесятницы).
Пять первых были записаны на одной скрижали, пять других — на другой. Так учил рабби Ханина бен Гамлиэль.
Согласно утверждению мудрецов, Десять заповедей соответствуют десяти провозглашениям Всевышнего, при помощи которых Он сотворил мир.

“Я — Г-сподь, Бог твой” соответствует провозглашению “И сказал Бог: “Да будет свет” (Берешит, 1,3)”, как сказано в Писании: “И будет тебе Г-сподь вечным светом” (Йешаягу, 60,19).

“Да не будет у тебя других богов” соответствует провозглашению “И сказал Бог: “Да будет свод внутри воды, и да отделит он воду от воды” (Берешит, 1,6)”. Всевышний сказал: “Пусть преграда стоит между Мной и служением идолам, которые названы “водой, заключенной в сосуде” (в отличие от живой воды источника, с которой сравнивается Тора): “Меня, источник живой воды, оставили они и высекли себе водоемы, водоемы пробитые, которые не держат воды” (Йирмеягу, 2,13)”.

“Не произноси Имени Г-спода попусту” соответствует “И сказал Бог: “Д соберется вода, которая под небом, и да явится суша” (Берешит, 1,9)”. Всевышний сказал: “Воды почтили Меня, собрались по Моему слову и очистили часть мира — а вы оскорбите Меня ложной клятвой Моим Именем?”

“Помни день субботний” соответствует “И сказал Бог: “Да произрастит земля зелень” (Берешит, 1,11)”. Всевышний сказал: “Все то, что ты ешь в субботу, — поставь Мне в счет. Потому что мир был создан для того, чтобы в нем не было греха, чтобы Мои творения жили вечно и ели растительную пищу”.

“Чти отца твоего и мать твою” соответствует “И сказал Бог: “Да будут светила на небосводе” (Берешит, 1,14)”. Всевышний сказал: “Я создал для тебя два светила — отца твоего и мать твою. Чти их!”

“Не убивай” соответствует “И сказал Бог: “Да воскишит вода кишеньем живых существ” (Берешит, 1,20)”. Всевышний сказал: “Не уподобляйтесь миру рыб, где большие проглатывают маленьких”.

“Не прелюбодействуй” соответствует “И сказал Бог: “Да произведет земля живые существа по роду их”(Берешит, 1,24)”. Всевышний сказал: “Я создал для тебя пару. Каждый должен прилепиться к своей паре — каждое существо в соответствии со своим видом”.

“Не укради” соответствует “И сказал Бог: “Вот, Я дал вам всякую траву семяносную” (Берешит, 1,29)”. Всевышний сказал: “Пусть никто из вас не посягает на чужое имущество, но пользуется всеми этими растениями, которые никому не принадлежат”.

“Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством” соответствует “И сказал Бог: “Сотворим человека по образу Нашему” (Берешит, 1,26)”. Всевышний сказал: “Я создал ближнего твоего по Моему образу, так же как и ты был создан по Моему образу и подобию. Поэтому не лжесвидетельствуй о ближнем своем”.

“Не домогайся” соответствует “И сказал Господь Бог: “Нехорошо человеку быть одному” (Берешит, 2,18)”. Всевышний сказал: “Я создал тебе пару. Каждый человек должен прилепиться к своей паре, и да не станет он домогаться жены ближнего своего”.

Удивительно, что эти заповеди данные Израилю несколько тысяч лет назад, сегодня являются структурой любого демократичного государства. Мы еще не до конца поняли силу этих провозглашенных слов Господа. Но мы растем в Нем, и думаю, что сила этих слов все больше наполняет наши жизни.

“Смотри, я учил вас законам и правопорядкам, как повелел мне Господь, Бог мой, чтобы поступать так на земле, на которую вы вступаете, чтобы овладеть ею.
И соблюдайте и исполняйте, ибо в том ваша мудрость и проницательность ваша в глазах народов, которые услышат все эти законы и скажут: Однако, народ мудрый и проницательный этот великий народ! 
Ибо кто есть великий народ? К кому сильные близки как Господь, Бог наш, когда бы мы ни воззвали к Нему
И кто есть великий народ? У кого законы и правопорядки праведные, как все это Учение, которое излагаю пред вами сегодня! 
Только береги себя и береги душу твою очень, чтобы не забыл того, что видели твои глаза, — и чтобы не отошло оно от сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай это сынам твоим и сынам твоих сыновей” Второзаконие 4, 5-9

  Имя Божье

Я хотел бы затронуть третью заповедь Декалога.

Там говорится о Имени благословенного!

 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно».

 

לֹ֥א תִשָּׂ֛א אֶת־שֵֽׁם־יְהוָ֥ה אֱלֹהֶ֖יךָ לַשָּׁ֑וְא כִּ֣י לֹ֤א יְנַקֶּה֙ יְהוָ֔ה אֵ֛ת אֲשֶׁר־יִשָּׂ֥א אֶת־שְׁמ֖וֹ לַשָּֽׁוְא׃

 

Как же изначально произносилась Его Имя в библейские времена?

Сегодня в библейских кругах четырех буквенное Имя называется – «тетраграмматон» Считающееся собственным именем Бога, в отличие от других имён – эпитетов Бога. В древнееврейском языке этими четырьмя буквами были: ивр. י (йуд) ה (хей) ו (вав) ה (хей): יהוה

Существуют множество теорий о Его первоначальном произношении. Многие специалисты настаивают на том, что Его нужно произносить как Яхве. Однако это не более чем догадка ученых.

Причина этой неопределенности в том, что древние раввины ввели тотальный запрет на произношение святого Божьего Имени. Поэтому иудеи называют Бога Адонай, что переводится как Господин.

Даже когда сегодня евреи читают Танах на иврите и встречают Его Имя в тексте, они заменяют Его Имя на слово Адонай, что означает Господин. В русском тексте – (Господь)

Но введя запрет на произношение Его Имени, раввины не собирались это делать навечно. Согласно традиции, когда Машиах придет и будет царствовать над миром, Имя Господне вновь будет произноситься вслух всеми людьми.

«И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Зах.14:9)

Традиция говорит, что наступит день, когда все народы снова будут произносить вслух Его истинное Имя.

«Мир грядущий, будет не таков как мир сей, в мире сем Имя пишут через Йуд, эй и читают Адонай, но в мире грядущем, всё будет едино. Писать будут через Йуд, Эй и читать будут Йуд, Эй» (Вавилонский Талмуд трактат Песахим 50А)

Но так как все же звучит Имя благословенного?

Согласно традиции и огласовкам в Писании, есть достаточно веские мнения, что истинным произношением Его Святого Имени – было «ЙеhовА» или еще: «ЙеhавЭ» с ударением на последнюю букву.

Буквами Йуд, Эй в Талмуде написано сокращенное Имя Господне.

Несмотря на раввинский запрет на произношение Его Имени, оно все равно остается написанным в Танахе на иврите. И вы не поверите, как часто, Его благословенное Имя, употребляется на иврите – 6820 раз.

В русском тексте мы, к сожалению, этого не видим, потому что везде, где употребляется Имя на иврите, в русском, согласно традиции чтения, заменяется на Господь. Оно и понятно, ведь христианские ученные учившие древний иврит, учили его от еврейских раввинов. Которые, следуя  запрету о произношении Его Имени научили их, что слово ИеhовА, они всегда должны читать как Господин.

Веками нас учили, что святить Имя Всевышнего – это не произносить Его вслух. Ведь так говорит третья заповедь Десятисловия.

Но проблема в том, что толкование: «Не произноси имени Яхве, Бога твоего, всуе, ибо не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе» – не означает не говорить Его Имя вообще.

В древнем иврите, выражение произносить Имя напрасно является фигурой речи означающую ложную клятву Его Именем. В древности клятву давали, призывая в свидетели, словами: жив Господь!

«Гедеон сказал: это были братья мои, сыны матери моей. Жив Господь!» (Суд.8:19)

Произнести Имя ИеhовА напрасно означало дать ложную клятву, ссылаясь на Него неподобающим  образом.

В Таргуме Онкелос, этот стих звучит так: «Не клянись Именем Божьим твоим напрасно, ибо Он не оставит без наказания того, кто клянется Именем Его ложно».

Также в Пешита (перевод христианской Библии на сирийский язык), переводится этот стих так: «Не клянись Именем Бога твоего ложно ибо Господь не оставит без наказания того кто клянется Именем Его ложно»

Если смотреть в Писание, напротив, в некоторых случаях требуется произносить Его Имя.

«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись» (Втор.6:13)

«И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: “жив Господь!”, как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего» (Иер.12:16)

Иеремиягу говорит, что если язычники научатся клясться Именем Господним, так как они научили народ Израиля клясться именем вааала, то приобщаться к народу Божьему.

До введения раввинского запрета иудеи почитали Имя благословенного, не замалчивая, а произнося Его Имя, в молитвах и славословиях, благословениях.

Кроме того, раввины древности учили, что нужно приветствовать друг друга Именем Всевышнего.

Они основывались на Книге Руфь, где говорится о Ваозе шедшим по дорогое из  Бейт Лехема и увидевшим группу людей, собиравших урожай на поле.

Ваоз крикнул жнецам: «Господь с вами». На что они ответили: «Да благословит тебя Господь!»

Если посмотреть в текст на иврите, на самом деле, в тексте стоит ИеhовА.

Сегодня это кажется немыслимым, что эти простые жнецы, не коэны, не служители, так просто употребили Его Имя, приветствуя Ваоза.

Но это доказывает нам, что в древнем Израиле Его Имя была не только позволительно употреблять, но оно и в самом деле использовалось в повседневной речи.

Апостол Петр сказал: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21)

Это прямая цитата из пророчества Иоиля. 2,32

וְהָיָ֗ה כֹּ֧ל אֲשֶׁר־יִקְרָ֛א בְּשֵׁ֥ם יְהוָ֖ה יִמָּלֵ֑ט

Дословно – это так: «Всякий кто призовет Имя ИеhовА, спасется…»

Мы видим, что призывание Его Имени – это благословение, а не осквернение Имени.

Теперь вы знаете Его Имя, употребляйте Его в великом почтении, как и древние евреи, поклоняясь Ему и славословя!

Да благословит нас всех Всевышний, великий Бог ИеhовА!

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...