Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

hanuka1В чем вечность Хануки? 

В чем же вечность Хануки, почему мы празднуем ее и сейчас? В истории евреев было немало побед, немало было и событий, имеющих высокую духовную значимость; тем не менее, нет специальных праздников ни для дня, когда Моисей освятил Скинию, ни для дня, когда были освящены Первый и Второй Храм, хотя ясно, что эти события были не менее значительны, чем Ханука.

У нас нет особых праздников, отмечающих военные победы Моисея, Иеhошуа, Самсона, Давида, Соломона, а ведь это были не менее существенные для истории евреев победы, чем победа Маккавеев.

В календаре не отмечен день освобождения евреев от ига филистимлян или от ига Вавилона, а ведь события Хануки даже не принесли Израилю независимости, и после всех побед евреи продолжали платить дань.

При освящении Храма произошло чудо горения масла – но мало ли было чудес в еврейской истории! Если задаться целью праздновать все чудеса, то просто не хватит календаря.

В Талмуде рассказывается, что в древности у евреев было много пророков, но в ТаНаХ вошли лишь те из их книг, которые важны для евреев всех поколений, а не только для современников того или иного пророка. Точно так же обстоит дело и с праздниками: мы празднуем лишь те события, которые важны для евреев всех поколений.

В чем же непреходящее значение Хануки? Как проявляются в нашей жизни события тех времен?  Почему любимы свечи?

Любимы нами Ханукальные свечи, т.к. они – символ Меноры в Храме, а сегодня у нас нет никакого другого физического напоминания о каком-либо из предметов служения в Храме. Любима была и Менора в Храме, о свете которой сказано, что он “перевешивал все жертвоприношения”.

В чем величие этого света? 

Это свидетельство евреям, что весь свет и радость, которые у них есть, приходят только благодаря свету, исходящему от Бога. И даже если этот свет выглядит небольшим, а свет, которым пользуются народы мира, кажется огромным, – всё равно Израиль стремится только к тому свету, который от Бога, но не к свету чужому.

Глаза всего Израиля подняты к Святилищу, из которого исходит свет, дающий всему миру святость. Когда Соломон построил Храм, то, как рассказывает Книга Царей, он сделал в нем особые окна, которые не пропускали много света внутрь, но давали ему свободно выходить наружу.

И это символ того, что Святилище не нуждается в освещении, приходящем снаружи, но весь мир питается светом, исходящим из Храма. Так же и Менора предназначена не для освещения помещения Храма, а для того, чтобы светить в дома и души Израиля.

Израиль свидетельствует, что он стремится к одному лишь Богу, только Его света ищет; и Всевышний ценит это свидетельство, предпочитая свет Меноры служению всех Своих ангелов.

Чему это можно уподобить?

Вот притча о царе, у которого был любимый друг.

Царь сказал ему:

“Знай, что я собираюсь пообедать с тобой, приготовь мне место”.

Друг царя подготовил место в соответствии со своими возможностями.

Когда царь пришел, с ним были слуги и помощники, и они несли богатую еду и роскошные светильники. Когда друг царя увидел всё это величие, он был смущен и спрятал всё, что подготовил.

Царь сказал ему:

“Разве я не предупредил тебя, что буду с тобой обедать, почему же ты ничего мне не приготовил?”

Тот ответил:

“Мой господин, царь! Я увидел всё величие, сопровождающее тебя, и мне стало стыдно, и я спрятал всё, что приготовил”.

Сказал царь:

“Я оставлю всё, что принес с собой, и ради нашей любви буду пользоваться только твоим”.

Бог Сам есть Свет, но Он заповедал Израилю зажигать для Него Менору.

Израиль сказал:

“Бог сотворил солнце и луну, которые изливают свет на весь мир. Но Он не хочет, чтобы мы удовлетворялись тем, что и так дано миру; мы должны совершать свое собственное действие, зажигать светильники перед Ним”.

Греки хотели отнять у Израиля веру в существование прямой связи человека с Богом, в то, что Бог предъявляет к человеку требования. Они хотели, чтобы Израиль действовал только в соответствии с законами природы.

Мидраш рассказывает нам, что Антиох сказал своим войскам:

“Есть у них одна заповедь, если нам удастся уничтожить ее, они уже как бы умерли. Какая заповедь? – Зажигать Менору, о которой сказано в их Торе, что она должна гореть постоянно. Пока они зажигают ее постоянно, они смогут устоять”.

Поэтому греки пошли в Храм и осквернили всё масло.

Чудо того, что зажгли, а не отчаялись 

Есть еще одна важная причина празднования первого дня Хануки. Чудо первого дня состояло в том, что евреи вообще сразу зажгли Менору, а не стали ждать, пока будет готово новое масло.

Согласно требованиям Торы “свеча постоянно должна быть зажжена”, но ведь было понятно, что назавтра уже не хватит масла для Светильника.

И в этом – чудо существования Израиля повсюду и всегда.

Вздыхать “ох, что же будет завтра”, не имеет смысла. Следует во всякий момент выполнять заповеди Бога, делать свое дело, даже если сегодня не видно, как завтра ты будешь его продолжать; и тогда Бог поможет идти тем, кто движется по направлению к Нему.

Если бы случилось так, что евреи вообще не нашли бы масла, то они не были бы виновны в нарушении заповеди “пусть горит Светильник постоянно”. Ведь это произошло бы по независящим от них обстоятельствам.

С другой стороны, если бы случилось еще большее чудо и они нашли бы кувшин с маслом, которого хватало бы на восемь дней, то тогда не было бы проблемы и внутренней борьбы, и не произошло бы чуда, обнаружившего силы евреев в следовании путями Бога.

Чудо строго отмерено – оно показывает, как желанно и важно для Бога, чтобы мы выполнили Его волю без принуждения и с сохранением свободы выбора.

Обычные законы природы – тоже чудо 

Празднование Хануки имеет еще один важный аспект. Греки хотели уничтожить в сердцах евреев веру в Божественное управление миром, они хотели заставить евреев признать, что мир управляется только законами природы, и уже многие из Израиля шли по их стопам.

Когда же они увидели чудо, которое не соответствовало законам природы, то все признали, что мир управляется Богом. Даже в то время, когда кажется, что всё подчинено только законам природы, то и тогда все законы эти поддерживаются Божественным управлением.

Поэтому мы поем в песне на зажигание свечей в Хануку: “Сыновья мудрости восемь дней праздника установили…”, понимая это как “поскольку евреи – “сыновья мудрости”, то из чуда горения масла они поняли, что обычное горение масла тоже является чудом”.

В мире есть закономерности, и мы называем их “законами природы”, но все они постоянно приводятся в действие Божественной силой. И это – основа еврейского понимания мира.

В ежедневных молитвах  говорится об этом так: “Если бы Ты хоть на миг отвел внимание Твое от мира, то всё сущее сразу обратилось бы в ничто, каким оно было до сотворения Тобой мира”.

Вечность праздника – живая связь поколений 

Мы видели, что на глубинном уровне Ханука – это праздник еврейского возрождения, еврейского понимания мира. Поэтому и сегодня, празднуя Хануку, мы ощущаем нашу близость к евреям ушедших поколений, ведь мы находимся в том же положении, что и они; у нас часто те же проблемы; и наши предки передают нам через века свой опыт решения этих проблем, опыт еврейского образа жизни в этом мире.

В этом и есть вечность праздника, вечность Хануки.

 

Из книги П. Полонского  “Ханука”

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...