Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Глава Торы – “Экев” (вследствие)

Краткое содержание:

Моше уверил сынов Израиля, что если они будут соблюдать все, даже кажущиеся незначительными, заповеди, то станут самым благословенным народом на земле.

Он сообщил народу, что завоевывать Кнаан они будут постепенно, так, чтобы страна не впала в запустение и не подверглась нашествию диких животных в промежуточный период, пока евреи не осядут на всей территории.

Вновь напоминая сынам Израиля, чтобы они уничтожили всех кнаанских идолов, Моше подчеркнул, что Тора неделима и ее нельзя соблюдать частично. Моше описал Землю Израиля, как страну пшеницы, ячменя, винограда, инжира и гранатов, оливкового масла и финикового меда (‘Семь плодов Земли Израиля’). При этом важно, чтобы евреи не стали заносчиво полагать, что все блага Земли Израиля – это результат их собственных заслуг и плод их собственных усилий; они должны всегда помнить, что именно Б-г даровал им успех и процветание. И Б-г изгнал кнаанеев не из-за праведности сынов Израиля, а из-за грехов самих кнаанеев, ибо на всем своем пути из Египта к Синаю и к границам Земли Израиля, евреи только и делали, что грешили, роптали и восставали против Б-га и Моше.

Моше пересказал события, происшедшие после Синайского откровения, кульминацией которых явилось его возвращение со вторыми скрижалями в Йом Кипур. Была упомянута кончина Аарона, а также избрание левитов для служения Б-гу.

Подводя итог пребыванию евреев в Египте и сорокалетним странствиям, Моше констатировал, что семья из 70 человек, пришедшая в Египет, превратилась в народ, многочисленный, как звезды небесные. Еще раз подчеркнув достоинства Земли Израиля, Моше произнес речь, составившую второй параграф ‘Шма’ и содержавшую идею награды за выполнение заповедей и наказания за иx невыполнение.

Испытание манной

«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор.8:2)

«Питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро»  (Втор.8:16)

Дважды в восьмой главе говорится, что манна была дана Израилю в качестве испытания, чтобы проверить, станет ли он соблюдать закон Господа. Также и в  Книге Исход 16:4 Всевышний представляет Моше дарование манны    как испытание:

«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет» (Исх.16:4)

Наши комментаторы уже выражали удивление, что же это за испытание такое – ведь оно совсем не похоже на все остальные испытания, описанные в Торе. Ведь обычно испытание – это что-то трудное или неприятное, когда испытуемый должен пожертвовать чем-то для какой-то великой цели, сделать что-то, противное его природе. Что же было похожего на испытание в манне?

Вот как  формулирует этот вопрос Абарбанель (Исход 16, вопрос 5):

«Какое  же это  испытание в том, что Господь дает людям пищу каждый день, «и было, на шестой день, и приготовили они то, что принесли, и была двойная доля» – так ведь это великая милость, а не испытание!»

Раши в своем комментарии к нашей главе не снимает наше недоумение. Как и всегда, он основывает свой комментарий на том объяснении, которое он дал тому месту, где дарование манны упоминается в первый раз:

«ЧТОБЫ МНЕ ИСПЫТАТЬ ЕГО, БУДЕТ ЛИ ОН ПОСТУПАТЬ ПО ЗАКОНУ МОЕМУ ИЛИ НЕТ «: – то есть, будут ли они соблюдать заповеди, с манной связанные: не оставлять от нее на другой день и не выходить собирать ее в шабат.

Согласно этому объяснению, испытание состоит не в самом даровании манны, но в связанных с ней заповедях. Заповеди, данные по поводу манны, – они будут испытанием народу Израиля, которое проверит, «будет ли он поступать  по закону Моему, или нет». Но в таком случае и все остальные заповеди Торы являются такого рода испытанием! Все заповеди ставят человека перед выбором: исполнять их или не исполнять.

Но формулировка текста в нашей главе располагает нас к мысли, что испытание заключается не в связанных с манной заповедях, но в ней самой, в том, что она явилась ежедневной пищей евреев. Сфорно видит это испытание именно в том, что евреям не нужно было теперь заботиться о хлебе насущном, не нужно было трудиться для того, чтобы добыть себе пропитание. И вот его слова (комментарий к Второзаконию 8:20): «Чтобы испытать тебя» – будешь ли Ты исполнять Его волю, если он дает тебе пропитание без труда и страданий».

Иными словами, это испытание легкой беззаботной жизнью. Проверка, сможет ли Израиль выполнять заповеди и бояться Господа, если пропитание будет им даваться без труда. Сможет ли он «отучнеть», но не начать «брыкаться»

Но нам кажется, что и это объяснение не очень подходит к нашему тексту. Ведь он преподносит скитание по пустыне вместе с питанием манной как муку и страдание, а не как легкую жизнь. Рассмотрим же комментарий Рамбана к Исходу и к Второзаконию.

(Исход 16:4):

«Чтобы испытать его,  «будет ли он поступать  он закону Моему, или нет». И сказано также: (Второзаконие 8:16):

Испытание было в том, что они попали в пустыню, не имея никакой пищи, никакой возможности оттуда выйти. У  них была только манна, которую они раньше никогда не видели, не слышали о ней от отцов своих – и им спускалась только одна порция манны в день. Они полностью от нее зависели. Тем не менее, они шли за Господом в неизведанное место.

И так еще сказал им Он (Второзаконие 8:2):

«чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет»

Ведь Он мог повести их и другой дорогой, через города, а повел пустыней, полной змей и скорпионов, где пищу они получают только с небес, каждый день заново. И Он сделал это, чтобы испытать их, и, в конце концов, сделать им благо, чтобы они поверили в Него навсегда.

А вот Рамбан к Второзаконию (8:2):

«И я уже разъяснял в комментарии к главе о манне (Исход 16:4), что означает «Чтобы испытать его». Великим испытанием для евреев было то, что они не могли никуда уйти, шли по пустыне, где не было никакого пропитания, ничего, кроме манны, которая спускалась каждый раз только на этот день и таяла на жарком солнце, и они очень жаждали ее. И все-таки они следовали заповеди Всевышнего, шли за Ним, как он повелел.  Он мог бы повести их и другой дорогой, через окрестные города, но дал им это испытание, чтобы убедиться, что они будут всегда соблюдать Его заповеди.

Иными словами, Рамбан считает, что испытание манной состояло в том, что манна была совершенно не знакома евреям, чем-то чуждым и неведомым. Ни они сами, ни отцы их не знали ее. Они не могли поэтому любить ее. Эта странная пища к тому же не выдавалась им в изобилии, и ее нельзя было запасти, и каждый день они боялись, что, может быть, ее не хватит.

«Ха-Ктав Ве-ха-Кабала» еще ярче описывает трудность постоянного ожидания, полной зависимости от Господа, которые были важной частью жизни питавшихся манной (Шмот 16:4):

«Чтобы испытать их» – Всеведущему Богу не нужно никаких доказательств. Его испытания предназначены доказать самому испытуемому, на что он способен. Всевышний ставит человека в положение, которое показывает самому этому человеку меру его веры в Господа и доверия к нему.

В том же духе понимает это испытание и «Биур» (Шмот 16:4):

«Оказавшись в положении, где они должны полностью полагаться на Всевышнего в своем ежедневном пропитании, они привыкнут  доверять Ему, и вера их станет неотъемлемой частью их естества»

Мы видим, таким образом, что целью дарования манны было дать народу символ полного доверия к Всевышнему, научить его полагаться на милость Создателя, так, чтобы это стало частью его души.

 

проф. Нехама Лейбович

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...