Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

1. Дух, облечённый в слова

Эле hа-дварим – Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю в Заиорданье, в пустыне, в степи, напротив Суфа, между Параном, Тофелем, Лаваном, Хацерот и Ди-Заhавом: одиннадцать дней пути от Хорева через гору Сэир до Кадеш-Барнеа. И было (это) на сороковом году, на одиннадцатом месяце, первого числа… (1,1-3).

Слово давар (мн.ч. дварим), давшее название главе и всей книге, перевести трудно.

Давар – одновременно “слово”, “фраза” и “вещь”, “нечто”.
От этого слова происходит глагол ледаббер “говорить”, но и мидбар “пустыня” (изначально “пастбище”, буквально “там, где есть нечто”).
Давар – и суть, и слово, эту суть передающее.
Греческий эквивалент этому слову – логос.
Это и есть то, что на протяжении всей книги передаёт народу Моше: не только и не столько слова, сколько суть и дух Учения (Торы) Единого. В Заиорданье, в стране Моав соизволил Моше пояснить это Учение (5).

Мы вплотную подошли к вопросу: что же это такое – Учение (т.е. Тора)?
В тексте Книги Учения (собственно Торы, “пятикнижия”) это слово упоминается 32 раза, в разных значениях.
Да, Учение неотъемлемо от текста Книги Учения – но оно важнее даже этой Книги.

Неоднократно (начиная с первого года Исхода!) Моше записывал Учение – на скрижалях, в свитках – и это ещё не был полный текст Книги, которая имеется у нас, Книги, где описываются последние дни Моше и его смерть.

Мудрецы Талмуда тоже осознавали, что Книга Торы сама по себе – ещё не всё. Сказал р. Йоханан: лучше, чтобы буква была вырвана из текста Торы, чем чтобы Имя Единого было предано публичному позору (Йевамот 79а); и даже – пусть лучше вырвется [буква из текста?] Торы, чтоб не забылась (сама) Тора в Израиле (Тмура 14б). Итак, при всей невероятной точности переписывания текста Торы, буква Торы менее важна, чем её дух.

Учение, которое дал нам Моше – дух, облечённый в слова. Не воспринимая духа Торы, мы не можем воспринять Тору и жить по ней. А именно жизнь по Торе – цель её дарования: Мои законы и правила, которые будет соблюдать человечество и жить по ним (Вайикра 18,5).
Слова Торы важны, но важнее всего – дух её, и духовное самосовершенствование и очищение, которое и есть путь Торы.

Книга Вайикра посвящена жертвоприношениям во всех подробностях, но там же и находится предупреждение: если мы не воспримем законы справедливости и добра, жертвоприношения не помогут: если в этом вы не пойдёте по пути Моей этики (ло тивасру ли – глагольное производное от мусар “этика, нравственность”), /…/ Я дам ваши города на разрушение, и сделаю ваши храмы опустошёнными, и не принюхаюсь к вашим (жертвенным) благовониям (Вайикра 26, 23 и 31).
А пророк Амос (8 в. до н.э.) поясняет от Имени Единого: Я не буду принюхиваться к вашим (жертвенным) собраниям; ибо если вы будете приносить Мне жертвы всесожжения и подношения – Я не захочу их, /…/ уберите от Меня множество ваших песнопений, /…/ пусть (лучше) откроется правосудие, как (текущая) вода, и жертвенность ради ближнего, как река полноводная (Амос 5,21-24).

2. А жил ли автор “Винни-Пуха”?

Первые четыре книги Торы описывают историю мира и создания Израиля как функционального элемента мироздания, и попутно приводят законы и заповеди в том порядке, в каком они были получены свыше – от сотворения Вселенной до прихода евреев в Моавские степи;
пятая – конспект курса лекций, который Моше прочел народу в Моавских степях в 11-м и 12-м месяцах 40-го года от Исхода (ок. 1403 до н.э.).
При этом последняя глава четвёртой книги – “Масъэй” – плавно переходит в первую главу пятой книги – “Дварим”. Повествование не нарушается. Но всегда находились люди, желавшие поставить под сомнение истинность Торы, авторство Моше – а, впоследствии, и его существование.

В XIX веке приобрела популярность в Европе теория т.н. “критики Библии”, согласно которой Тора была составлена во времена Второго Храма (!) на основании текстов, частично сфальсифицированных при царе Йошийаху /Осии/ (7 век до н.э.).
Исходя из разных языковых приемов, применяющихся в разных частях Торы, исследователи распилили ее на части, которым приписали разное происхождение. Вся книга Дварим, в частности, считается отдельным источником, “найденным” (разумеется, понимающе кивают “библейские критики”, не найденным, а написанным) в 622 г. до н.э. во время ремонта (Первого) Храма.

Мне довелось видеть пародийное (но вполне научное) исследование, в котором с точки зрения таких же приёмов рассматривается “Винни-Пух” А.А.Милна; разумеется, методы неопровержимо доказывают, что никакого А.А.Милна не существовало, а “Винни-Пух” – компиляция из различных источников…

Один из обычных доводов, которыми пользуются “библейские критики” – наличие анахронизмов в тексте Торы. Часть этих “анахронизмов”, впрочем, отмечается в Талмуде, что не мешало мудрецам Талмуда верить в божественность и подлинность Торы. В 12 веке р. Авраам Ибн-Эзра составил список этих анахронизмов (мы его упоминали в комментарии к главе “Ахарей-мот”). Но и Ибн-Эзре это не помешало верить в подлинность Книги!

В комментариях к предыдущим главам мы видели необыкновенную структуру мира, проявляющуюся на страницах Торы. Логичная, стройная, необыкновенно сложная и при этом простая в своей последовательности, она слишком красива, чтобы быть случайностью или результатом нелепой фальсификации.

Верующему не нужны аргументы; но плох тот верующий, который продолжает верить в бессмыслицу! На протяжении многих поколений люди, верующие в Тору, получали множество подтверждений, что эта Книга – необыкновенная; что она – Слово Бога; что она – подлинна.

3. Кто автор Торы?

Кажется, настало время уточнить, что мы имеем в виду, называя Моше “автором Торы”. Попытаюсь сделать это при помощи наглядного примера – рассматривая совершенно другую книгу: “Курс дифференциального и интегрального исчисления”. Трёхтомник, который считается “священным писанием” математического анализа не только в русскоязычном мире. На корешке этой книги проставлено имя автора: Г.М.Фихтенгольц. Вопрос: кто написал эту книгу? Хор голосов: конечно же, Фихтенгольц!

Вроде бы верно. Но эта книга составлена из конспектов лекций, которые более тридцати лет читал Григорий Михайлович в ЛГУ. Конспекты писались студентами, редактировали их тоже ученики Фихтенгольца. Может, они авторы?

С другой стороны, описанные в книге теоремы и методы созданы не Фихтенгольцем, даже не Ньютоном и Лейбницем, а Единым, Творцом Всего Сущего. Это Он придал числам – нулю и единице, числу “пи” и числу “е” – их значения, и сотворил закономерности, выражаемые нами в теоремах матанализа. Более того, Единый создал самого Григория Михайловича и вдохновил его на этот труд. Значит, автор этой книги – Сам Бог…

…Но что же, в таком случае, означает имя Фихтенгольца на обложке? То, что он – канал, через который в мир пришло знание, изложенное в этой книге так, как оно в ней изложено.

То же самое нам следует сказать и о Моше и его Книге. И ничего удивительного нет в том, что в конце книги Дварим рассказано о смерти Моше: книга была закончена и сформирована после его смерти и в таком виде передавалась из поколения в поколение. Отсюда, наверное, кажущиеся анахронизмы.
Например, почему сказано, что наши предки строили город Раъмсес (Шмот 1,11)?
Ведь этот город (возможно, современный курган эль-Канатир – хотя есть и другие интерпретации) получил такое название только при Рамсесе II! Есть исследователи, которые как раз относят Исход ко временам Рамсеса Второго или его преемника; но традиция, сохранённая в книге Млахим (и подтверждённая археологическими находками), позволяет нам отнести Исход к намного более ранним временам, когда правил Аменхотеп II. Почему же в Торе дано позднее название? А потому, что иначе потомкам не было бы ясно, какой это город!

Да, может быть, эти слова появились в тексте после смерти Моше. Может быть, они там были изначально, ведь Тора – книга пророческая. В любом случае, значения это не имеет. Мы знаем, что Тора была с нами с тех пор, как мы стали народом.
Каббала же говорит нам, что Тора существует вообще вне времени, что она – вся, вплоть до букв и их порядка – описывает Вселенную, является ее генетическим кодом. Наши мудрецы сформулировали это арамейской фразой “истакель бе-Орайта у-бера альма: “(Единый) смотрел в Тору и (по ней) творил Вселенную” (Зоhар, гл. Трума).

Мы можем, не теряя аналогии, сказать то же самое о книге Фихтенгольца: Единый смотрел в трёхтомник “Курса дифференциального и интегрального исчисления” и по этой книге творил математический анализ; ведь никто не сможет сказать, что первичнее: предмет или его описание.

Мудрые говорят, что весь наш мир – книга, и отношения между нами и Единым напоминают отношения между героями книги и её автором. Автор мира, Автор Учения, Автор Книги Торы – Единый (в некотором смысле Он – Автор всех книг, написанных когда-либо). А человеческим автором Торы можно назвать только одного человека: того, кто дал еврейскому народу Учение, того, кто сформировал сам еврейский народ. Чьей бы рукой ни была записана эта книга впервые в том виде, в котором мы её читаем сейчас (это мог быть писец-редактор, через некоторое время после смерти Учителя), только сам Моше может и должен называться человеческим автором книги. И – несмотря на это – Тора постоянно даёт нам объективную характеристику Моше, с его ошибками и слабостями – и с его необычайной добротой и самоотверженностью. Тора нередко поправляет ошибки и погрешности Моше; в буквах Торы по сей день находят множество зашифрованных слоёв – часть их намекают на события, которые произошли через сотни и тысячи лет после Моше (в том числе и на события наших дней). Тора не говорит от имени Моше: иначе фраза а Моше – человек очень скромный, скромней всех людей на Земле (Бамидбар 12,3) содержала бы в себе противоречие. Голос Моше звучит в ней лишь тогда, когда явно говорится: “и сказал Моше”.

4. Авторский комментарий

В этом смысле книга Дварим – уникальна, в этом конспекте последнего курса лекций голос Моше звучит на протяжение почти всей книги. Можно сказать, что эта книга – одновременно и часть Торы, и первый в истории комментарий к ней: авторский комментарий.

Скромность Моше, в предыдущих книгах представавшая как абстрактное утверждение, здесь обретает конкретное лицо. Например, Моше говорит о поколении пустыни, которому не дано войти в Землю Обетованную – и объединяет себя с ним, считает себя частью поколения: и услышал Единый звук ваших речей, и разгневался, и поклялся так: не увидит никто из этих людей, этого злого поколения, той доброй земли, которую Я обещал дать вашим предкам… и на меня рассердился из-за вас Единый, говоря: ты тоже не попадёшь туда (1,34-37). Да, “рассердился из-за вас” – но “ты тоже”.

Как живо предстаёт перед нами Учитель, с горечью говорящий эти слова… кому? Тем, кого наказали? Нет, они уже мертвы! Он один остался из того поколения, кроме двоих (Калева и Йеhошуа), которым предстоит вести народ после его смерти. Он говорит детям, внукам и правнукам согрешившего поколения, но говорит им “вы”, видя перед собой тех, кого уже нет…

О чём, собственно, говорит Моше с этими людьми, стоящими на пороге собственного дома? Он учит их законам Бога, Его заповедям. Но этот комментарий, этот курс лекций построен странно. Многие заповеди даются в нём заново (хотя о них уже говорили в предыдущих книгах Торы), многие – не упомянуты вовсе, многие – даются впервые. По какому признаку разделены заповеди?

РаШаР Гирш убедительно показывает, что признаком разделения является страна. Повторённые заповеди – те, которые надо переосмыслить по-новому, поселившись в своей стране. Данные впервые – те, которые принципиально невозможно было дать в пустыне. Те, которые не упоминаются в книге Дварим – заповеди, которые можно одинаково соблюдать в пустыне и на своей земле.
Поэтому для нас книга Дварим приобретает новую актуальность. Возвращаясь на свою землю, нам надо заново осознать нашу связь с землёй и с Единым. И для нас – и для всего человечества – необходимо понимание ключевой, последней фразы нашей недельной главы: Не бойтесь… ибо Творец, Бог ваш, борется на вашей стороне (Дварим 3,22). На нашей стороне, на стороне тех, кто смело и честно идёт по пути Единого, будет Сам Единый. А это значит – и мироздание, и судьба.

ортодоксальный раввин Эли Бар-Яалом

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...