Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Важность Иерусалима для первой церкви

Все началось в Иерусалиме. Первая мессианская община была организована в Иерусалиме, где и оставалась несколько лет, несмотря на то, что многие старейшины были родом из Галилеи. Иерусалим был самым опасным местом для общины. Но она находилась там. Это упорное стремление исходило из представления первых учеников об их божественном предназначении: покинуть Иерусалим для них обозначало покинуть Б-га.

Верующие были уверены, что им вверена весть, которую должны были услышать весь Израиль.
“Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.” (Деян.2:36)

Такое слово следовало провозглашать только в Иерусалиме, центре власти и сосредоточении иудаизма. Поэтому то мы видим, что апостолы учили на храмовой горе, в притворе Соломоновом.

Раввины придавали большое значение словам пророка Исаии: “…от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. (Ис.2:3)”

По их мнению, это значило, что высшее толкование Закона – то, которое выходит из собрания на храмовой горе. (Синедрион)

Павел также относился с большим уважением к авторитету первой иерусалимской общины. Он говорил:”Разве от вас вышло слово Божие?…”(1Кор.14:36) У учеников не было выбора. Они должны были начать проповедовать только из Иерусалима. (Лука 24,47)

Сопротивление и преследования

Этот путь был нелегок. Храмовые власти не намеревались позволять галилейским рыбакам, верующим в воскресшего Мессию, учить об этом на Храмовой горе. Это мы можем прочитать Деяния 4,1-2
Но и ученики не отступали. И хотя это стоило им не дешево, но это приносило свои плоды. “Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч” (Деян.2:41)
“И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере” (Деян.6:7)

Население Иерусалима, за исключением священнической аристократии, в общем было благосклонно настроено по отношению к новой группе. И именно народ защищал учеников от преследования властей. (Деяния 4,21. 5,26)
У Иосифа Флавия есть интересное свидетельство, которое подтверждает, что Иисус и его брат Иаков пользовались доброй славой среди неверующих.
В греческом варианте его книги мы легко можем различить христианские вставки поздних авторов. Но был найден также и арабский вариант его книги, в котором этих вставок нет.

Арабский вариант:
В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус.
Он был мужем примерным и был добродетелен (другое чтение – выдающийся учености)
И многие из евреев и других народов стали Его учениками
Пилат приговорил Его к смерти на кресте.
Но те, кто стали Его учениками, не покинули Его.
Они объявили, что Он явился им через три дня после казни живым. Следовательно, Его посчитали Мессией, о котором пророки рассказывали чудеса.
И народ христиан, названных так в Его честь, существует и по сей день.

Читая такие строки, трудно не согласиться с выводом еврейского ученого П.Винтера о том, что Иосиф доброжелательно настроен по отношению к Иисусу. Таким образом у нас есть все основания доверять Луке в его свидетельствах, что отношения между общиной и соседями в Иерусалиме было более менее миролюбиво.

Элленисты и иудеи

На первый взгляд история эллиниста Стефана и его мученичества кажется понятной (Деяния 6-7), Но эта история поднимает ряд сложных исторических вопросов.
Здесь мы впервые встречаемся с двумя группами внутри иерусалимской общины: “эллинисты и иудеи”. По видимому так называли представителей грекоязычной и арамейско (еврейско) язычной частей общины. Лука говорит, что разногласия были на почве управления. Однако среди современных ученых бытует мнение, что разногласия были религиозного характера.
Лука не говорит, что Стефан говорил нечто новое, что Иисус уже не говорил. Интерес вызывает то, кому он этого говорил. “Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном” (Деян.6:9)”

Здесь мы встречаем евреев из рассеяния, которые поселились в Иерусалиме. Еще раз мы встречаем этих людей и их называют:
“Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его” (Деян.9:29)
Грекоязычные евреи, которые яростно нападают как на Стефана так и на Павла.
Стефана преследовали не потому что он исповедовал новые религиозные взляды, а потому что он встретил новую группу враждебно настроенных людей, живущих в Иерусалиме. Евреев из рассеяния, элленистов.

Ярость этих людей не должно удивлять нас. Ведь они решились покинуть родину и поселиться в Иерусалиме. И это показывает нам, что это были не заурядные люди. Это были ревнители Закона. И вероятно главной причиной их поселения в Иерусалиме быть ближе к Храму. Они хотели молиться в Храме, принимать участие в жертвоприношениях. И вот когда грекоязычные члены Иерусалимской общины вошли в соприкосновение с этой группой, началось открытое противостояние и гонение.

Мы видим как бы 2 круга гонений.
1. Это апостолы, учившие на Храмовой горе. Здесь гонителями выступали садукеи, отчасти, что они проповедовали воскресение, отчасти, что они делали это в Храме, вотчине священников – саддукеев.
2. Против Иерусалимской общины. Гонителями выступили евреи из рассеяния, горячо преданные Храму И Закону. Их оскорбляли слова Стефана, который цитировал своего Учителя о Храме. Иоанн 2,19. Марк 13,2

Как первые верующие относились к Храму

Разрушение Храма стало сокрушительным ударом по иудаизму для всех групп кроме 2х: фарисеев и мессианских евреев. И те и другие смогли справиться со сложившимся положением. Конечно, Иерусалим и Храм были важны для этих групп, но однако не представляли нечто настолько важное, без чего они просто не могли существовать. Очень символично, что представители обоих групп покинули Иерусалим во время еврейского восстания. Йоханан бен Заккай оставил мятежный город, чтобы со своими соратниками вновь восстановить иудаизм в Явне. Старейшины иудео-христианкой группы нашли убежище в Пелле, к востоку от Иордана.

Первые верующие рассматривали Храм как некую верховную синагогу. В синагоге учатся, молятся, но там не приносят жертв. Возможно для первых верующих Храм был тем Самым Домом Молитвы к котором обитал Творец. Прощение грехов больше не надо было получать с помощью приносившихся там жертв, оно было получено раз и навсегда жертвоприношением Иешуа. Именно этот факт и стал самым напряженным моментом между ними и саддукеями, а также фанатично настроенных евреев из рассеяния.

Взгляд на Закон

Мессия расматривался как исполнитель всех статей Закона. Его нравственное учение было сжатым изложением основных нравственных положений Закона. Итак учение Иешуа по отношению к Закону было и старым и новым. Но произошла одна существенная перемена: для первых верующих высшим авторитетом стал Иешуа.
Таким образом, жертвоприношения, требуемые Законом, больше не были средством спасения, потому что жертва Мессии завершила все предписанные Законом жертвоприношения.
Живя во времена Мессии, первые верующие следовали еврейской логики, перестав считать Закон высшим авторитетом для себя. Существуют древние высказывания раввинов о том, что во времена Мессии будет изменен Закон и отменены некоторые заповеди. Хотя эти высказывания в основном замалчиваются в поздней талмудической литературе, они свидетельствуют, что взгляды первой мессианской общины были именно еврейскими в условиях Израиля до 70 года. Их позиция полностью определялась убеждением, что они живут во времена Мессии.

К сказанному можно добавить, что у них не было никакой причины не следовать предписаниям Закона, когда это стало делом личного выбора. Вера в Иешу не отняла от них еврейства, ни в собственных глазах, ни в глазах остального еврейского народа. Поэтому мы и читаем, что Иерусалимская община состояла из людей “ревнителей Закона” (Деяния 21,20)
Устное предание фарисеев пользовалось у учеников Иешуа значительным почетом (Матф. 23,2), но не считалось высшим авторитетом.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]
Часть седьмая – Первая христианская община (Оскар Скарсон)

Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...