Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

בראשית 2:2-3 וַיְכַל אֱלֹהִים בַּיֹּום הַשְּׁבִיעִי מְלַאכְתֹּו אֲשֶׁר עָשָׂה וַיִּשְׁבֹּת בַּיֹּום הַשְּׁבִיעִי מִכָּל מְלַאכְתֹּו אֲשֶׁר עָשָׂה וַיבָרֶךְ אֱלֹהִים אֶתיֹום הַשְּׁבִיעִי וַיְקַדֵּשׁ אֹתֹו כִּי בֹו שָׁבַת מִכָּל מְלַאכְתֹּו אֲשֶׁר בָּרָא אֱלֹהִים לַעֲשֹׂות

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2,3)

Итак, Всевышний сотворил мир за 6 дней и в седьмой почил от Своих дел.
На самом деле нам даже отдаленно невозможно понять этого.
Что значит, Он сотворил мир за шесть дней? И что значит, Он почил?

Нам даны лишь образы, которые наш человеческий ум может вместить. В Талмуде сказано,
что «Тора говорит человеческим языком» Но и эти образы настолько глубоки, что только Дух Б-жий способен дать искру света, чтобы нам принять это верой.

В данном месте Писания я хотел бы обратить наше внимание на один глагол – почить.

Это слово на иврите звучит как לשבות (лишбот).

От него и произошло слово Шаббат (суббота).

Дословно перевести на русский язык с иврита глагол лишбот не возможно. Поэтому переводчики использовали более близкое по содержанию слово – почить.

Но в своем корне этот глагол имеет слово шабат.

Тот, кто немного понимает иврит, может уловить эту тонкость, которую не видно на русском.

Это почти так же как, например выражение из нашей недельной главы:

Книга Бытие 2:23
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа»

Она будет женой, потому что взята от мужа.

Совсем непонятная фраза на русском.
Причем здесь название – жена? Даже если и написано, что она мужа.

Но совсем не так это на иврите.

יִקָּרֵא אִשָּׁה כִּי מֵאִישׁ לֻקֳחָ הזֹּאת

Жена (ИША) от мужа (ИШ).

Улавливаете смысл? В слове муж есть слово жена.

Так же и с глаголом почивать. В корне этого глагола есть Шабат.

Для чего все это?

Чтобы мы поняли, что за словом Суббота стоит не просто день недели. Это именно то слово в которое Сам Б-г вложил понимание некого отдыха. Но это не просто отдых, когда прекращается всякая работа, и мы перестаем что-либо делать вообще.

Б-г освятил этот день, Он отделил его от остальных дней.

Когда еврей, сидя за столом вечером в Пятницу, за праздничным столом, он произносит такие слова молитвы:

…Ты освятил седьмой день ради имени Своего; в нем – цель создания неба и земли. И благословением Своим выделил Ты его среди всех дней недели, и освящением Своим – среди всех праздников; и так написано в Торе Твоей:

«И завершено было сотворение неба и земли со всем воинством их. И закончил Бог на седьмой день деяния Свои, которые совершал, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которые осуществил по замыслу Своему, и благословил Бог день седьмой и освятил его, ибо в этот день не совершал Он никакой из работ Своих, которыми занимался прежде и которые намеревался совершить после того»…

Нам трудно представить, как Всевышний Сам вошел в шабат.
Как Он устроил себе Субботу.

Что бы это значило?

Говорить о полном прекращении дел и уходу на “пенсию” не представляется возможным. Хотя бы, потому что мы понимаем что, несмотря на то, что Он перестал творить это мир, Б-г все равно поддерживает его Своим Духом каждую миллисекунду.
А это то же является работой, как мы это понимаем.

И есть еще одна интересная мысль, по крайне мере для меня.

А Он так и остался сегодня в шабате?

Ведь больше ничего не сказано о продолжении счета дней. Но это вопрос из ряда философских и вряд ли поможет нам сегодня.

Итак, Всевышний первый вошел в Шабат и дал такую же заповедь Своему народу:

“Помни день субботний, чтобы святить его;
шесть дней работай и делай всякие дела твои,
а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его” Исход 20, 8-11

“И сказал Господь Моисею, говоря:
скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;
шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;
и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;
это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился” Исход 30,12-17

Мы уже говорили, что в слове Шабат скрыто нечто большее, чем просто обыкновенный день недели.

Если брать драш (толкование), то в понятии Шабат скрыто так много, что перечислять нет даже смысла. Скажу лишь, что апостолы Нового Завета называли примирение с Творцом через Машиаха Иешуа – Шабатом. (Евреям 4 глава)

Но не забудьте, что драш не перечеркивает смысл пшата (истинный смысл текста).

Но давайте возвратимся к тому, что же это значит, что Б-г перестал творить.

Это просто означает, что Всевышний прекратил «творить» новые творения, в отличие от того, как Он это делал в первые шесть дней.

Рамбам говорит (Морэ hа-невухим 1, 64): Прекращение речи также называется שְבִיתָה (Швита), как например:

וַֽיִּשְׁבְּת֡וּ שְׁלֹ֤שֶׁת הָאֲנָשִׁ֣ים הָ֭אֵלֶּה מֵעֲנ֣וֹת אֶת־אִיּ֑וֹב (Иов 32, 1) – «и прекратили» וַֽיִּשְׁבְּת֡וּ эти три человека отвечать Йову”.

Расаг, Рамбам, Радак говорят, что все новое, появляющееся после маасэ берешит – это результат действия тех сил, которые заложены в природе в шесть дней творения.

Мудрецы не считают, что воля Всевышнего обновляется в каждый момент времени, но уже в начале творения вещей в их природу были заложены все их качества, как обычные для них, так и проявляющиеся случая к случаю – и это то, что называется чудом.

Бытие 2,2-3 можно перевести таким образом:

«На седьмой день проверил (сосчитал, измерил, взвесил) Всесильный все, что сотворил, и (когда Он увидел, что все направлено соответственно его изначальным качествам и его назначению, то) на седьмой день прекратил “творить” новые творения (в отличие от того, как делал в первые шесть дней»
«Благословил Всесильный день седьмой и выделил его; ибо в этот день Он почил от всего произведения своего, которое Всесильный творил, созидая»

Что означает здесь это благословение?

Всевышний благословляет седьмой день.
Но не просто «седьмой день», а «Седьмой День» с большой буквы. (הַיּוםֹ הַשְּׁבִיעִי)

И благословение этого дня – в том, что написано в продолжении стиха: .וַיְקַדֵּשׁ אתֹו (ВаикадЭш ото) – освятил его.

Что значит: «ВаикадЭш» Освятил?

Всякое выражение קִדּשֵׁ (Кадош) – святой в Танахе означает «разделение, отделение»

Например:

וִהְיִיתֶם לִי קְדֹשִׁים כִּי קָדוֹשׁ אֲנִי ה’; ואַָבדְִּל אתְֶכםֶ מִן-הָעַמִּים לִהְיותֹ לִי – (Левит 20, 26)

«Будьте же Мне святы, ибо свят Я, Господь, и Я выделил вас из народов, чтобы быть Моими»

В чем выразится “будете Мне «קְדֹשִׁים» святыми?
В том, что «отделю вас от других народов»

«И отделен был Аарон, чтобы освятить его» – (1 Паралипоменон 23, 13) – «וַיִּבָּדֵ֣ל אַהֲרֹ֡ן לְֽהַקְדִּישׁוֹ֩»

קדוּשָה (Кдуша) – традиционно переводится как «святость» в еврейском понимании не означает наличие крыльев или светящегося нимба над головой. Святость в понимании Торы имеет два аспекта: позитивный и негативный.

Негативный аспект означает отделенность: некий предмет или животное или человек выделяется из группы себе подобных.

Позитивный аспект означает предназначенность: отделенный объект предназначается для какой-то цели.
Например, обыкновенная овца отделяется пастухом от остального стада, состоящего из точно таких же, как она овец и предназначается для принесения в жертву. В результате эта овца становится קדֶֹשׁ – «святая», т.е. “выделенная и предназначенная для определенной цели».

Так же и седьмой день: по своей природе он ничем не отличается от предыдущего ему шестого дня или следующего за ним первого дня недели. Но он выделен из череды точно таких же дней и предназначен для определенной цели: этот день человек должен посвятить Всевышнему.

Возможно, и даже, скорее всего Шабат был отделен Всевышним, чтобы встречаться с человеком.
Конечно, можно возразить и сказать, что с Ним сегодня можно встречаться в любой день. Возможно! Но я точно знаю, что Б-г отделил Субботу именно для этого.

Это, как и праздники Господни – моэдим (Им назначенные времена для встречи).
И недаром Шабат считается у евреев самым большим праздником.

Рабби Нахман из Брацлава очень хорошо подметил относительно смысла Шабата:

«Шаббат – это цель творения небес и земли, он связан с миром духа, с тем миром, где каждый день шаббат. Там люди познают Господа, да будет Он благословен, как должно, без всякой препоны, которая отделяет их от Него и без всяких препятствий, потому что там будет достижимо абсолютное единство, и каждому человеку придется признать: «Сей есть Господь; на него уповали мы» (Ис. 25, 9)»

Еврейская традиция учит нас, что шабат – это время мира (шалом), спокойствия и гармонии во всем сущем, а также целостности (шлемут), полноты и законченности в общем начале, которое объединяет и связывает нас.

В шабат мы не начинаем бездельничать, мы открываем свое сердце для Всевышнего, наполняясь шаломом от Его присутствия. Это самое время, достигнуть Его, когда Он так близко к нам. «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис.55:6)

И да благословит нас Всевышний!

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...