Внутренний разум — это сосуд знания, «даат».

738 Просмотров




В Талмуде сказано: «Деда бей, кула бей; дло да бей, ма бей? — Тот, кто имеет, имеет все; тот, кто не имеет, что он имеет?» Можно привести и более резкие высказывания о человеке, не имеющем «даат», внутреннего знания. Талмуд выражает проблему отсутствия «даат» таким изречением: «Ми ше-эйн бо деа, асур лерахем алав» — нельзя проявлять «рахманут» (жалость, милосердие) к человеку, лишенному «даат», мудрости.

«Даат» — это способность размышлять, взвешивать, принимать решения. Человек с высоким уровнем «даат» умеет правильно решать возникающие проблемы даже при полном равновесии аргументов «за» и «против». «Даат Тора» и есть та уникальная, бесценная способность, благодаря которой знаток Торы находит правильный выход из любого положения, даже если все варианты кажутся равноценными, настолько его разум глубок и восприимчив.

Именно здесь сосредоточена вся ценность разума. В Торе единица валюты называется «шекель» — корень этого слова означает «взвешивать», «сравнивать» («лишколь»). Поэтому всякий «киньян», приобретение, является функцией «даат». Ребенок не имеет «даат», и все сделки, которые он заключает, юридически недействительны. В возрасте «бар-мицвы», еврейского совершеннолетия (13 лет), к мальчику приходит «даат», и с этого момента он несет юридическую ответственность за свои поступки. Отныне юноша (или девушка с 12 лет) может совершать «киньяним», приобретения, на законных основаниях. Сказано в Талмуде: «Да кани, ма хасер? Да ло кани, ма кани? — Если ты приобрел это (даат), чего тебе не хватает? А если у тебя нет этого, то что ты приобрел?» Другими словами, без «даат» нет «киньяна», приобретения, а в более широком смысле, нет и духовного роста.

Вот почему человек, лишенный «даат», попадает в такую отчаянную, безвыходную ситуацию, что ему нельзя ничем помочь. На эту тему есть мрачный каламбур: тот, у кого так мало «даат», что он не может даже получать «рахманут», — действительно нуждается в «рахманут», жалости.

Разум состоит из двух частей — внешней, «мабат а-хицони», «внешнего взгляда» или «внешнего глаза», и внутренней части, «мабат а-пними», «внутреннего взгляда» или «внутреннего глаза». «Внешний глаз» легко описать словами: это такая часть разума, которая воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств; она включает в себя способность к рациональному или логическому мышлению.

Теперь перейдем ко второй части. Все аспекты нашего сознания (и само сознание), не входящие в это определение, составляют «внутренний глаз» или «даат». «Даат» — это истинное знание. Оно воспринимает вещи такими, как они есть, и потому, что они такие, а вовсе не потому, что их можно измерить, доказать или как-то выразить.

В действительности, те вещи, которые осознаются «даат», никогда нельзя выразить, доказать или измерить. Они не бывают физическими, ограниченными. Ни в одну машину нельзя заложить знание типа «даат». Этот внутренний аспект знания и есть «я», моя истинная сущность. Те внешние механические аспекты разума, которые может дублировать машина, это не «я»; это всего лишь инструменты, свойства, которые мой внутренний разум использует для общения с окружающим миром. Внешние вещи, которые я знаю, просто регистрируются, как элементы компьютерной программы; а вещи, которые я знаю внутри себя, не регистрируются — они и есть то самое внутреннее знание.

В действительности, «даат» означает скрытую, интимную общность. Близость в браке Тора называет «познанием», «даат». Это связано с тем, что внутренний разум и его знание тесно и неразрывно переплетены между собой. Знатоки еврейской мистики говорят: если ты знаешь что-то своим внешним разумом и это знание ложно, оно просто вычеркивается из сознания; но если ложным окажется нечто, усвоенное внутренним разумом, — ты перестаешь существовать. Таков характер интимного контакта. На самом деле, ничто из того, что усваивает наш «даат», не бывает ложным, ибо эта часть разума — вместилище правды.

В чистой среде «даат» мы что-то понимаем или не понимаем, но неправильное понимание исключено.
Даат» проявляется в своем чистом виде через медитацию. К этой теме тоже нелегко подобрать точные слова. Знатоки говорят, что для медитации надо «выключить сознание». Эта неуклюже сформулированная рекомендация (как и все другие характеристики «даат») прямо противоположна тому, что известно посвященным в ее тайны. «Выключение сознания» — это не медитация, а бессознательное состояние. Возможно, так достигают релаксации, но отнюдь не медитации. Медитация — это не выключение, а, наоборот, активизация разума. Впрочем, все эти слова лишены смысла, поэтому нам обычно предлагают «отключиться».

В действительности речь идет о выключении внешнего разума, что как раз ведет к активизации «даат». Поскольку эти два элемента находятся изначально в конфликте — «даат» стремится к трансцендентальности, а внешняя мудрость хочет удержаться в рамках физической реальности, их столкновение должно быть прекращено до того, как внутреннее знание одержит верх. Все эти положения очевидны — надо лишь признать их.
Пользуясь нашей терминологией, можно сказать, что внешний разум — это нижний уровень, ограниченный физической реальностью и привязанный к ней, а внутренний разум, «даат», относится к более высокой сфере, истинно человеческой, истинно безграничной. Нижний разум легко обучить и развить; над развитием высшей мыслительной способности приходится трудиться всю жизнь.

В том и состоит наша задача — встать над физической реальностью, над механикой природы и широко раздвинуть горизонты «даат»; начать с простого и глубокого осознания, что «я — есть», и устремиться к восприятию высшего Существования, к знанию, что это Существование истинно и подлинно. Такова цель «даат», вместилища истинного знания. (рав Акива Татц)

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль