Вайера — Берешит (Бытие) 18:1-22:24

503 Просмотров




Дорога Святого (Дерех Адонай)

«И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» (Быт.18:16-19)

כִּ֣י יְדַעְתִּ֗יו לְמַעַן֩ אֲשֶׁ֙ר יְצַוֶּ֜ה אֶת־בָּנָ֤יו וְאֶת־בֵּיתוֹ֙ אַחֲרָ֔יו וְשָֽׁמְרוּ֙ דֶּ֣רֶךְ יְהוָ֔ה לַעֲשׂ֥וֹת צְדָקָ֖ה וּמִשְׁפָּ֑ט לְמַ֗עַן הָבִ֤יא יְהוָה֙ עַל־אַבְרָהָ֔ם אֵ֥ת אֲשֶׁר־דִּבֶּ֖ר עָלָֽיו

Более правильный перевод этого места будет таков:

19 стих
«Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Господень, творя милость и суд, чтобы исполнил Господь для Авраама то, что говорил о нем»

לְמַעַן֩ אֲשֶׁ֙ר יְצַוֶּ֜ה אֶת־בָּנָ֤יו וְאֶת־בֵּיתוֹ֙ אַחֲרָ֔יו – «для того, чтобы он заповедал своим потомкам»
אַחֲרָ֔יו וְשָֽׁמְרוּ֙ דֶּ֣רֶךְ יְהוָ֔ה – «чтобы они следовали дорогой Всевышнего» и далее стих объясняет, что такое дерех Адонай : לַעֲשׂ֥וֹת צְדָקָ֖ה וּמִשְׁפָּ֑ט – (лаасот цдака умишпат) – «делать цдака и мишпат».

Давайте посмотрим сначала на первое слово в этом предложении. Всевышний говорит, что
«Я его (Авраама) знаю»

Слово לדעת (ладаАт) в танахическом иврите часто используется со смысловым значением «обратил внимание»

Например, в книге Исход 1,8 написано: «וַיָּ֥קָם מֶֽלֶךְ־חָדָ֖שׁ עַל־מִצְרָ֑יִם אֲשֶׁ֥ר לֹֽא־יָדַ֖ע אֶת־יוֹסֵֽף׃»

«И встал новый царь над Мицраим (Египтом), который не знал Иосифа»

Все комментаторы Писания говорят, что этот стих не стоит воспринимать с прямым его значением. Ведь это было тоже, так как если сказать: «президент Путин не знал кто такой Лужков»

Здесь значение «не знал» имеется в виду: «плевать он хотел» на Йосефа.

Конечно, Б-г знал кто такой Авраам, но он имел в Его глазах особую ценность и Он делал ради Авраама то, что ради других не стал бы делать. Но почему же он приобрел такую значимость в глазах Всевышнего?

Этот же стих говорит, потому что Авраам заповедует своим потомкам: «лишмор дерех Адонай» — «Хранить, соблюдать дорогу Всевышнего»

О тех, кто следует дорогой Г-спода, Писание говорит, что они знают Всевышнего.
Но что значить знать Всевышнего?

Может нам для этого нужно выучить Писание или узнать правильное произношение Его Имени?

Нет, Г-сподь Сам говорит в 19 стихе,לַעֲשׂ֥וֹת צְדָקָ֖ה וּמִשְׁפָּ֑ט – (лаасОт цдакА УмишпАт) – «делать цдака и мишпат»

לַעֲשׂ֥וֹת צְדָקָ֖ה וּמִשְׁפָּ֑ט – «творя правосудие» («законная справедливость» или «справедливость по закону»: говоря по-русски – «правосудие»)

В этом словосочетании ו играет такую же объединяющую роль для двух слов: «צְדָקָ֖ה» — цдака, и «מִשְׁפָּ֑ט» — мишпат, как буква «о» для слов «правда» (справедливость, закон) и «суд», объединяя их в одно: «правосудие»

Более позднее значение этого слова (цдака) — это «благотворительность» Именно так сегодня воспринимает еврей это слово. И это же конечно правильно.

Но я наверное не ошибусь, если скажу, что творить «цдака Умишпат» – это означает того человека, который, исполняет мицвот Всемогущего (Его повеления) и именно такой человек «знает Всевышнего»

Иешуа сказал:
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»
(Иоан.15:14-15)

Посмотрите, что Всевышний говорит царю Эльшалому:

«Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но (лаасОт цдакА УмишпАт) производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь» (Иер.22:15,16)

«И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его» (Иоан.8:55)

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Иоан.2:4)

Ходить Его путями, всегда понималась — как подражать Всевышнему Б-гу. Всевышний сотворил нас по образу и подобию Своему, и заповедовал в Торе стремиться походить на Него, «идти Его путями»

Как можно уподобиться Всевышнему?

«Он милосерден, и ты будь милосердным!» — учат мудрецы Талмуда. Он милосердно прощает, и ты милосердно прощай!

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48)

Это именно то, что видел в Аврааме Всевышний.

Видел, что он не просто сам, но и своим потомкам заповедует хранить Его пути.

Трагедия Лота

«Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,
ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.
И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города»
(Быт.19:12-16)

Авраам «договорился «с Всевышним до десяти человек.
Что если в городе будет десять человек праведников, то Он не погубит город. Кстати, именно эту цифру в 10 человек взяли позднее мудрецы для «миньяна» (буквально счет, подсчет, число), кворум из десяти взрослых мужчин (старше 13 лет), необходимый для молитвы в синагоге.

Авраам благодаря своей праведности повлиял на решение Всевышнего спасти Лота. Лот был спасен благодаря родственной связи с этим человеком. Поэтому — то он оказался в нужном месте, в нужное время. Нельзя сказать, что он был беззаконникам как жители Сдома, но и до праведности Авраама он «не дорос»

В этом свете, мне становятся понятно утверждение апостола Шауля: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7:14)

Праведность верующей стороны влияет на решение Всевышнего относительно жизни другой половины и их детей. Он посылает Своих ангелов, чтобы помочь им наследовать спасение.

И это отлично! Но на этом история с Лотом еще не закончилась.

Еще до того момента как ангелы вывели его из города, он пошел чтобы говорить со своими зятьями.

Сколько их было, Писание не уточняет, но точно больше одного. А это значит, что в этом городе у него было несколько дочерей, которые вышли замуж в то время когда он жил там.
Ибн Эзра говорит: «две других дочери были у него: они погибли в Сдоме»

Писание продолжает:
«Но зятьям его показалось, что он шутит» Вы представляете себе?
Слово шутит, на иврите – это «מצחק» — «мецахЭк» означает – «шутовство, несерьезное поведение»

Вы можете посмотреть это в тексте про Шимшона (Самсона)

(Судей16,25)

וַֽיְהִי֙ )כִּי) (טוֹב] (כְּט֣וֹב[ לִבָּ֔ם וַיֹּ֣אמְר֔וּ קִרְא֥וּ לְשִׁמְשׁ֖וֹן וִישַֽׂחֶק־לָ֑נוּ וַיִּקְרְא֙וּ לְשִׁמְשׁ֜וֹן מִבֵּ֣ית )הָאֲסִירִים] (הָאֲסוּרִ֗ים[ וַיְצַחֵק֙ לִפְנֵיהֶ֔ם וַיַּעֲמִ֥ידוּ אוֹת֖וֹ בֵּ֥ין הָעַמּוּדִֽים׃

Плиштим (филистимляне) захотели, чтобы Шимшон устроил перед ними представление.

Зятья подумали, что Лот устроил им там представление, что он издевается над ними.

Насколько далеки они были от мысли, что есть справедливый Б-г, и Он может судить грехи людей.

Лот не смог сделать их праведниками.
В отличие от Авраама, который обратил свой дом к Всевышнему.

Если у него было 3 дочери, и Лот был бы подобным Аврааму, то это было бы как раз 10 человек праведников, вместе с их мужьями.
Но он не был таким. И он сам еле-еле спасся…

«Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня»
(1Кор.3:13-15)

Повторюсь, в сравнении с окружающими его людьми он был праведником, и потому Писания Нового Завета говорят: «а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)» (2Пет.2:7,8)

Он получил свой шанс. Но…
Он потерял все свое имущество, а его было очень — очень много. Ведь Авраам вернул все награбленное царями, победившими царей Сдома и Гоморы.
Он потерял своих дочерей, погибших в Сдоме, он потерял свою жену, и итоге с ним произошло то, что у меня лично не укладывается в голове вообще.

«И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя»
(Быт.19:31,32)

«И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,
и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне.
И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне»
(Быт.19:36-38)

Но что удивительно, если мы заглянем в галаху, то обнаружим, что связь между отцом и дочерью для не евреев, не является кровосмешением: «Запрет прелюбодеяния для бней Ноах включает в себя шесть частных случаев: половые отношения с матерью, с женой отца, с сестрой по матери, с замужней женщиной, гомосексуализм и скотоложство» Мишне Тора, hильхот млахим у-мильхамот 9, 7

Но как бы то ни было.
Для меня это мерзко.
И, кроме того, посмотрите на те народы, которые родились от Лота.
Это — Амон и Моав.

Авраам и Лот родственники. Авраам так переживает за него, что умоляет Всевышнего помиловать города из-за него. Но в итоге рождаются народы, которые стали враждебны в отношении Израиля.

«Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки,
потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя;
но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя.
Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки»
(Втор.23:3-6)

Подводя итог жизни Лота, хотел бы сказать, что, по моему мнению, привело его в такое положение.

Вспомните тот момент, когда Авраам предложим ему отделиться от него по причине богатства их обоих. «И не поместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе» (Быт.13:6)

И в тот момент Лот решает: «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт.13:10-13)

Лота «притянула» богатство Иорданской окрестности, его «затянул» вид прекрасных долин и полей, ручьев и садов. И все это, несмотря, что он отлично знал, что жители Сдома были очень-очень грешны перед Всевышним.

Нельзя идти в разные стороны.
Или мы идем на компромисс с Его заповедями, либо стоим в них.
Что-то посредине просто не существует.

В этом и было значительное его отличие от Авраама. Лот погнался за богатством Сдома, а Авраам, даже когда его просил сам царь взять богатство, отказался.

«Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (Быт.14:22,23)

Если смотреть в текст, то мы видим, что Лот изначально жил не внутри, но за стенами этого грешного города Сдома, но ангелы нашли его уже живущим в этом городе, полностью ассимилированным в это общество.

Шауль написал:
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор.15:33,34)

Это урок для нас.
Куда мы направляем свою жизнь? На дорогу Б-жью, как это сделал Авраам.
Или выбираем свой путь, как жил Лот?

Обсудить здесь

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль