Вайера — Берешит (Бытие) 18:1-22:24

1 833 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господ». Быт.18:17-22

Всевышний решает уничтожить города, включая Сдом и Гомору.

Нам всем известны эти города.
Считается, что сексуальное извращение – это синоним этих городов.

Мы читаем, что грех этих городов был настолько тяжел, что аШем сам спускается с Небес, чтобы посмотреть, правда ли это?

Понятно, что Ему не нужно делать этого.
Но Писание говорит человеческим языком, поэтому перед нами картина спуска на землю с целью исследования этого факта.

По сути, происходит Суд. А для суда нужны не только обвинители, но адвокаты.
И потому ангелы идут не прямо в этот город. А останавливаются у Авраама, известного человека милости.

Всевышний преследовал несколько целей.
Сообщить, что наступило время, и сын обетования должен был родиться.
И, конечно же, сообщить ему об уничтожении этих городов.

Авраам жил в непосредственной близости к этому месту.
Ведь уже после уничтожения мы читаем, что

«И встал Авраам рано утром и [пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи» (Быт.19:27,28)

Он не просто так жил там, он призывал эти города к покаянию.
И после их уничтожения, ему уже ничего не оставалось, как уйти с того места.
Его миссия была окончена.

Мы читаем, что после этих событий: «Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре» (Быт.20:1)

И потому-то именно его выбирает Всевышний в качестве адвоката на этом завершающемся Суде.
Он был пророком. Он призывал людей, а теперь пришло время — просить милости для этих народов.

Кто такой пророк и в чем его функция?

Между комментаторами существуют различные мнения относительно смысла слова «нави» – пророк.
Рашбам говорит, что это слово связано с молитвой. Потому он обязан молиться за тех к кому он послан.
Раши согласен с ним и приводит в доказательство стих, когда Авимелех забрал Сарай и явился ему во сне, сказав за что тот наказан: «Поскольку он – пророк, то он знает, что ты до нее не дотронулся (и примет ее обратно). Поэтому он помолится за тебя»

Но Ибн Эзра считает иначе, он говорит, что таково мнение ашкеназских мудрецов, но сефардские грамматики с этим не согласны: они считают, что) נבִָיא – нави) от глаголаלְהָבִיא (леhави) – принести, т.е. пророк – это тот человек, который «приносит» слова Всевышнего обществу.

Но как бы там не было.
Авраам делает и то и другое.
Он приносит истину Единого и после всего, молится за тех самых грешников, прося милости этим городам.

В чем же заключались грехи этих городов?

Пророк Иезекииль говорит:

«Вот в чем было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала»

Берешит Рабба 49:6 написано:

«Сказал рабби Аба бар Кагана: — Это учит, что открыл для них Святой, благословен Он, возможность раскаяния: “Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего ко Мне вопля его поступа¬ли они, тогда — истреблю!” — истребить их следует; “А если нет, то буду знать (эдаа)” — возвещу (одиа) им Меру суда в мире.

Сказал рабби Леви: — Даже если Я захочу промолчать, участь той девы не позволит Мне промолчать!
Что за история с этой девой? Почему толкователи говорят о грехе которая наполнила чащу гнева Всевышнего?

Берешит Рабба продолжает толковать текст Писания: «И сказал Господь: вопль Сдомский и Аморский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт.18:20)

Тут написано: (hа-ка-цааката), и имеется в виду: «по мере ли вопля»; толкователь видит в этом местоимении женского рода указание на историю некой девушки из Сдома, участь которой переполнила чашу терпения Всевышнего (Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин, 1096).

Берешит Рабба рассказывает:

«Сказала одна другой: — Отчего у тебя такое бледное лицо? Сказала ей та: — Закончилась у нас еда, и мы уже погибаем. Что та сделала? Наполнила кувшин мукой и поменялась с ней: эта взяла то, что в руке у другой, а та — то, что в руке у этой. Когда же узнали об этом жители Сдома, взяли и сожгли ее. Сказал Святой, благословен Он: — Участь этой девы не позволяет Мне промолчать! И об этом написано: «…Если по мере… вопля их»; сказано там: «… Если по мере… вопля её» — той девы.

В Содоме каждый, кто дал хлеб и воду бедняку, приговаривался к смерти от огня.

То есть грех жителей этих городов было даже не в том, что он был наполнен извращениями. А в том, что они, получив от Господа обилие на земле, пресытились и стали творить беззакония, запрещая чужим пользоваться этим достатком. Их принцип согласно мидрашу был: твоё — твоё и моё — моё.

Так, что смертью каралась даже подача милостыни нищим, и забредавшие туда по неведению бедняки умирали от голода.

Их земля согласно Торе была подобна Эдену.
Настолько была обильна. Ведь недаром Лот выбрал именно ее, когда отделился от Авраама. Но люди были злы, что, в конечном счете, привело их к Суду и смерти.

Авраам не смог достучаться до их сердца. И даже его ходатайство как адвоката, как пророка перед Всевышним ничего не смогло исправить. Даже то малейшее, что могло бы удержать руку Всевышнего – это 10 праведников, не было в том городе.

А по сути, они бы должны были быть. Ведь и Лот следовал стопами Авраама. Хотя его праведности не хватило, чтобы повлиять на свою семью. Его зятья посмеялись над ним, когда он предупредил их надвигающемся суде. Это значит, что и раньше они не воспринимали его слова всерьез. Даже его жена, согласно мидрашу устроила ему скандал, когда он приютил ангелов, спасая их от гнева горожан, за то, что он принял их у себя.

И хотя Писания Нового Завета называют его праведным:

«И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) (2Пет.2:6-8)

Его праведность отличалось от Авраама.

Лот был праведным в сравнении с теми людьми, которые жили вокруг него. Так же как Ноах в свое время был праведным лишь в своем поколении, что говорит, что если бы он жил в поколениях праведников. Его праведности бы не хватило, чтобы получить спасение от вод потопа.

Лот остался жив благодаря ходатайству Авраама. Всевышний не обратился к нему напрямую. Потому как рядом жил именно настоящий праведник и пророк. Который нес ответственность за эти города. Он проповедовал и он молился. Хотя его миссия и не закончилась удачей в наших глазах. Это была причина не ущербности этого человека, а ожесточении этих людей.

Лот был подобен мирным жителям в оккупированных бандитами территории. Он не принимал участия в этих разбоях, но и не противостоял этому. Потому и не поверили его словам мужья его двух дочерей, которые погибли в Сдоме. Из-за которых он так долго медлил, до такой степени, что ангелам буквально пришлось нести его на руках, выпровождая его из города. Чтобы он также не попал под Суд Всевышнего.

И сегодня перед нашими глазами этот памятник бунта и социальной несправедливости. Достаточно приехать на Мертвое море особенно летом, чтобы убедиться в этом собственными глазами. Насколько плохо кончают люди и даже сама земля, когда не воспринимает слова пророков, и упорствуют в своем бунте.

Смотря на Лота и Авраама мы можем убедиться еще в одной важной истине. Как мы строим?!

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:11-15)

Да поможет нам Господь наш, чтобы мы были похожи на Авраама, а не на жителей этой земли.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...