Ваякгель – Шмот (Исход) 35:1-38:20

1 636 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

По материалам из издания «Оцарот» (перевод с иврита)

Как написано в предыдущей недельной главе (Ки тиса), Всевышний сказал Моше, что работами по изготовлению переносного Храма (Мишкана) и всей его утвари будет руководить Бецалель сын Ури (см. Шмот 31:1–5), которому были даны для этого соответствующие способности. В нашей главе (Ваякель) Моше сообщает об этом евреям так:

«…смотрите, Г-сподь призвал именно Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды. И исполнил его духом Б-жьим, мудростью… знанием и всяким искусством» (Шмот 35:30–31).

Раби Моше Файнштейн указал, что выражение кара а-Шем (здесь переведенное «Г-сподь призвал») употребляется обычно, когда речь идёт о пророчестве (и переводится «Г-сподь обратился»). А ведь Бецалель не был пророком.

Объясняет это раби Моше Файнштейн так: в пророчестве явно открывается воля Всевышнего.

Но как существует прямое выражение Его воли, так существует и «косвенное»: «И исполнил его духом Б-жьим, мудростью… знанием и всяким искусством».

Таланты, которые человек находит в себе, — это как призыв свыше осуществить их и использовать для увеличения Славы Небес и строительства Мишкана. Как для строительства своего внутреннего «мишкана» — где сможет пребывать Шхина (Б-жественное Присутствие), так и для создания места для Шхины в мире: распространения Торы и страха перед Всевышним и освящения Имени Небес во всех областях жизни. Потому что все [в этом мире] создано для прославления Имени Небес, как сказано:

«Каждого, названного именем Моим… во славу Мою сотворил Я его, создал Я его, и сделал Я его» (Йишая 43:7).

Человек знает свои силы, осознаёт способности. Он должен спросить себя: использую ли я все свои таланты для прославления Имени Небес, для того, чтобы помочь людям подняться, для распространения Торы?

Есть понятие тшуват а-мишкаль, которое можно перевести как «раскаяние противовеса». Источник этого выражения — в мидраше: «Если совершил ты воз грехов, соверши в противовес им воз мицвот».

Похожий совет даёт мудрец Бава бен-Бута царю Гордусу: «Ты погасил свет мира (уничтожив мудрецов), займись (теперь возвращением) света в мир (построив Храм)». Подобно этому, когда Хава, жена первого человека Адама, «погасила свет мира» — вкусила от древа познания добра и зла, накормила его плодами своего мужа и привела, таким образом, смерть в мир, — ей была дана мицва зажигать субботние свечи.

Так же толкуют начало нашего недельного раздела Ваякель («И собрал»). Создавая золотого тельца, народ не дождался Моше, не послушал указаний Хура и не спросил совета Аарона. Теперь, «в противовес», Моше должен собрать народ, чтобы тот слушал его.

О «раскаянии противовеса» речь идёт и в следующем рассказе, который может помочь каждому припомнить и оценить свои действия.

В Израиле работает сегодня один аврех, знаток Торы. Он без устали переезжает с места на место, выступает, говорит с людьми, убеждает и записывает детей в религиозные школы и детские сады. Он не знает отдыха. Мы встретились с ним на этой неделе и спросили, в чём секрет его энергии. Он ответил: «Это моё раскаяние».

«Раскаяние? В чём?» И он рассказал нам:

«Много лет назад я также занимался записью детей в религиозные школы. Затем стал преподавать. Около года назад, перед Йом-Кипуром, меня пригласили прочесть лекцию в тюрьме — в рамках “кампании за пробуждение”, которую проводила администрация тюрем. Все внимательно слушали, а один заключённый не сводил с меня взгляда. Когда я закончил лекцию, он встал и спросил: “Уважаемый рав помнит меня? ”»

«Я посмотрел на него, но не вспомнил».

«А он продолжил: “Зато я вас помню. Я учился в школе, когда вы пришли поговорить с нами об учёбе в ешиве. Я даже помню, что у вас была белая ‘сусита’ (машина израильского производства)…”»

«Это было правдой. Я вспомнил, что выступал там и не особенно преуспел…»

«Тогда этот парень закричал: “Вы, уважаемый рав, виноваты в том, что я сейчас здесь, преступник и заключённый. Вы виноваты! Почему? А потому что говорили с нами АПТЕЧНЫМИ СЛОВАМИ, осторожно. Говорили о свете и сиянии вместо того, чтобы ДАТЬ ПО БАШКЕ, предостеречь от того, что ожидает на той стороне. Вы виноваты, раби, из-за вас я здесь”».

«Что вам сказать? Его слова вонзились в моё сердце, как стрела. С тех пор не могу успокоиться. Кто знает, если бы я был более решителен, более воодушевлён, проявил большую настойчивость, — может, этот парень и другие, подобные ему, жили бы сегодня нормальной жизнью, счастливой, у них были бы хорошие семьи. Они были бы евреями, живущими в мире со своей верой и выбором. А не докатились бы до тюрьмы».

«Я спросил своего рава, чем это можно искупить, и он посоветовал мне “раскаяние противовеса”. Поэтому я начал со всей энергией заниматься записью детей в школы и детские сады. И молюсь, чтобы Всевышний простил мои ошибки».

И надо помнить каждому человеку Торы и всем, преданным слову Всевышнего: не было ещё такого поколения, как сейчас, когда возможны буквально чудеса в деле возвращения евреев к Творцу.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...