Ваеце — Берешит (Бытие) 28:10-32:3

501 Просмотров




Краткое содержание:

Спасаясь от Эйсава, Яаков отправился из Беэр-Шевы в сторону Харана, где жила семья его матери. Ночь застала его в месте, называвшемся Луз. Положив камни в изголовье, он лег спать и увидел пророческий сон, в котором ангелы поднимались и спускались по лестнице, установленной между небом и землей. Б-г обратился к нему со словами завета, заключенного Им с праотцами Авраамом и Ицхаком, и обещал дать ему Землю Израиля, произвести от него великий народ, а также никогда не оставлять его без Своего покровительства. Пробудившись, Яаков установил камень, служивший ему изголовьем, памятным знаком о происшедшем откровении, поклялся после своего возвращения построить на этом месте жертвенник, отдавать Б-гу десятую часть всех своих доходов, а также переименовал Луз в Бейт-Эль (‘Дом Б-га’).

Затем Яаков продолжил свой путь и прибыл в Харан, где встретился возле колодца со своей двоюродной сестрой Раxель. Он полюбил Рахель и договорился с ее отцом Лаваном, что отработает в его хозяйстве семь лет за то, чтобы взять ее в жены, но Лаван обманул Яакова и подменил ее старшей сестрой Леей. Тогда ему пришлось отработать еще семь лет, чтобы получить в жены также и Раxель. Лея родила ему четыреx сыновей — Реувена, Шимона, Леви и Йегуду. Раxель, подобно другим праматерям Саре и Ривке, долгое время оставалась бесплодной, и потому, позавидовав Лее, отдала Яакову свою служанку Бильгу. Бильга родила Дана и Нафтали. Продолжая соперничество с Рахелью, Лея тоже отдала Яакову свою служанку Зильпу, и та родила Гада и Ашера. Потом сама Лея родила еще Исаxара, Звулуна и дочь Дину. Наконец, Б-г благославил Раxель и она родила сына Йосефа.

Яаков решил уйти от Лавана, однако, Лаван, понимая всю выгоду, которую он получал от такого работника как Яаков, не захотел отпустить его просто так, а заключил с ним договор. Лаван попытался снова обмануть Яакова, но в результате богатство Яакова лишь возросло. Наконец, понимая, что Лаван стал завидовать его богатству и успеху, Яаков решился бежать от него со всей своей семьей в землю своих отцов, Кнаан. Лаван бросился в погоню, но получил от Б-га предостережение о том, чтобы не причинять ему вреда. Между Яаковом и Лаваном был заключен союз, и Лаван вернулся домой. Яаков же продолжил путь, на котором его ждала встреча с Эйсавом.

Лестница Яакова

10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,
11 и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;
15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19 И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
(Быт.28:10-19)

Удивительная история. Яаков видит видение, в котором он встречается с Всевышним.

Первое, что мы должны понять, что это было за место? Ведь согласно тексту, говорилось о каком-то определенном и известном месте.

«И пришел на [одно] место…» (וַיִּפְגַּ֙ע בַּמָּק֜וֹם) ВаифгА бамакОм

С точки зрения грамматики в иврите выражение בַּמָּק֜וֹם с патах под первой буквой — означает בּהמָּק֜וֹם– т.е. какое-то известное, определенное место.

Агада из (масехет Хулин 91б) говорит, что это было место, на котором впоследствии был построен Храм. В чем причина, по которой хазаль (Мудрецы Талмуда) так стремятся связать это место с Иерусалимом?

Дело в том, что после того, как Яаков увидел сон, он определил это место как будущее место жертвоприношений, а место жертвоприношения может быть только одно — место Храма.
Наверняка вы слышали, что это место где Яакову приснился сон, это будущее место Храма.

Но если это так, то у нас возникает проблема.

Мы читаем, что: «Яровам бен Неват поставил там своих быков» Он устроил там храм, «альтернативный» Иерусалимскому Храму!

«И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал им (людям своим): довольно ходили вы в Йерушалаим; вот божества твои, Исраэйль, которые вывели тебя из земли Египетской. 29 И поставил одного в Бэйт-Эйле, а другого поместил в Дане» (3Цар.12:28,29)

А это, как вы понимаете, совсем другое место.

Ибн Эзра: говорит, что написано таким образом, потому что это место, было известное – во времена Моше.

Современные исследователи анализируют слово «бамакОм» как место «храма» (не путать с Иерусалимским). И мы действительно видим в Танахе, что с городом Бейт-Эль связано какое-то священно служение: Авраам ставит там жертвенник; в книге Иисуса Навина 7, 2 упоминается, что к востоку от Бейт-Эля был расположен город Бейт-Авэн (Авэн — отрицательное прозвище для поклонениям идолам).

Получается, что Яаков остановился неподалеку от места, где находился один из культовых центров идолопоклонников, и здесь же Всевышний ему открывается и сообщает, что у него будет народ и земля. И Яаков принимает на себя обещание, что это место будет бейт элоhим (дом Б-га) — конечно, в противовес тому, что происходит там сейчас.

Бейт-Эль – это первое место, которое, видимо, Авраам изначально собирался сделать центром своего пребывания в земле Израиля. Когда говорится о пребывании Авраама в Бейт-Эле, то про него написано: что он призвал там Имя Г-спода.

«И передвинулся он оттуда к горе, к востоку от Бэйт-Эйла; и раскинул шатер свой: Бэйт-Эйл с запада, а Ай с востока; и построил он там жертвенник Господу, и призвал имя Господа» (Быт.12:8)

Именно там, он получил свое главное благословение. И это место, в которое сейчас попадает Яаков.

Б-г открывается и говорит там, где пожелает. Нет места самого темного для Него, чтобы Он был неспособен проговорить человеку. Он свет и при Его появлении – тьма бежит. И Он будет говорить там, где хочет и тогда когда хочет!

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней»

Раши приводит агаду из Берешит раба 68, 12 – что сначала написано, что ангелы поднимаются, а потом – спускаются: ангелы, которые сопровождали его в землю Израиля не выходят за границу, а поднимаются на небеса. (Возвращаются после выполнения миссии), а спускаются ангелы, которые будут сопровождать его за границей. Смысл этой агады: АШГАХА (Б-жественное провидение) Всевышнего постоянно сопровождает праведника.

Интересное мнение приводит Шадаль, он говорит, что лестница – символ того, что есть связь между материальным и «небесным»: между человеком и Всевышним, а ангелы — это молитвы человека: те, которые поднимаются, несут к Всевышнему просьбы, а те, что спускаются, идут выполнять Его решения.

הִנֵּ֙ה יְהוָ֜ה נִצָּ֣ב עָלָיו (вэ инЭ Адонай ницАв алЯв). «И вот, Господь стоит на ней»

Так, где стоял Всевышний? На самой лестнице, возле Яакова или еще где то?

Если проанализировать все места Писания, где встречается это выражение, то мы приходим к выводу, что это выражение, которое часто встречается в Танахе: «когда один человек сидит или лежит, а другой стоит рядом с ним».

Яаков видит лестницу, а Всевышний стоит рядом с ним, чтобы говорить.

И Он дает ему три обещания: Земля и потомство и покровительство.
Все эти слова почти дословно повторяют то, что говорил Всевышний Аврааму, начиная с главы «Лех леха» (в том же самом месте – в Бейт-Эле).

Раши говорит, что Всевышний укрепляет Яакова, потому что тот боится Эсава и Лавана.

Яаков опасается, что пока он будет находиться в Харане, Эсав тем временем захватит наследство отца: т.е. Эсав возглавит семью; а он, Яаков, уходя из дому, оставляет сопернику все, за что боролся до сих пор.

Раши здесь понимает, что Яаков ушел сразу, а не оставался дома еще некоторое время, закрепляя свое главенство.

Если следовать этому мнению, Яаков уходит, когда у него дома еще полный «беспорядок»: формально-то он руководство получил, но фактически Эсав остался «за главного». Тогда это пророческое видение хочет сказать: «Не бойся: все равно земля будет тебе, потомство будет тебе, несмотря на то, что дом останется в руках соперника – все это Я решил по поводу тебя», – обратите внимание на то, сколько в этом стихе личных обращений Всевышнего к Яакову.

Опасения Яакова отражают его характер: Яаков проявляется в описании Торы как человек, недостаточно уверенный в себе. Для такого человека характерно то, что он сам до конца не уверен в правильности своих поступков. Поэтому он не может принять стратегическое решение о своих действиях и часто пытается менять планы, когда уже поздно, например: накануне встречи с Эсавом – то делит свой лагерь на два, то встает ночью и пытается убежать; во время истории со Шхемом– то не вмешивается в переговоры с Хамором и предоставляет решение проблемы своим сыновьям, то сердится на них из-за того, что вдруг испугался возможной реакции соседей. Также для него характерна некоторая поспешность в принятии решений (например, согласие семь лет работать за Рахель).

Он просыпается в ужасе, и мы читаем, что он внезапно понял, что это святое место. Наверняка он был удивлен этому, зная, что это за место.
Но проснувшись, и сказав такие слова: «истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные», он снова заснул, на этом же месте… (Не убегай от святого, а приближайся…)

Всевышний укрепил его, показал ему ангелов, которые будут служить ему и помогать ему. Показал ему, что Его рука будет над ним. Так что он мог с этим обещанием идти к Лавану, не страшась будущего.

В Новом Завете мы читаем интересное выражение, который сказал Иешуа:

«И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан.1:51)

Сколько раз видели ли ученики ангелов во время земного служения Иешуа?
Разве Он мог сказать, что-то и чтобы это не исполнилось?
Скорее всего, к этому времени, история с Яаковым и его видением лестницы, стало нести одну важную идею: «Б-жье благоволение к человеку»
Говоря, что ангелы будут подниматься и спускаться, значит говорить, что Б-г будет сопровождать такого человека.

И это действительно было так, ведь даже один из самых известнейших людей Иерусалима, про которого остались записи в Талмуде, сказал такие слова:

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Иоан.3:1,2)

Слова Иешуа исполнились! Б-г действительно был с Ним, подтверждая это Своим проявлением.
«Б-г Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян.10:38)

Жизнь Яакова началась с нуля.
Сын богатейшего человека, поставленный во главу своей семьи официально, но, по сути, не обладающей такой властью, ушел со своей земли в землю своей мамы, чтобы жениться и заодно успокоить гнев своего брата.
Конечно, он ушел с деньгами, но традиция нам говорит, что его брат по дороге, отобрал у него все. И потому сейчас, он приходит с пустыми руками.
Никаких караванов, ни каких денег, никаких вещей, что предавало бы вес человеку. Только Всевышний и Его обещания.
Но это было достаточно!

Если вы просмотрите всю нашу Недельную Главу в Торе, вы будете поражены, как сверхъестественно, через естественный труд этого человека, Всевышний благословил его абсолютно всем. И, в конце концов, даровал свободу создавать народ, который Он изначально и хотел видеть. Ведь это именно это желание и было причинной, почему Яаков купил первородство Иакова.

Лично мне это говорит о том, что насколько Божье благоволение на человеке важно.
И оно способно сделать то, что не способен сделать сам человек, не смотря на его характер. Какой бы он не был, сильный как Иосиф или неуверенный, как Яаков. Б-г все равно изменит его характер. Но одно изменение, если в твоей жизни нет «лестницы Яакова» это как копать лопатой, то, что копается только бульдозером.

Да благословит нас Всевышний! И пусть в нашей жизни будет Его благоволение, как оно было в жизни Яакова.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль