Ваешев — Берешит (Бытие) 37:1-40:23

501 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Ваешев - Берешит (Бытие) 37:1-40:23«Вот житие Иакова. Иосиф…» (Gen 37:2)

אֵ֣לֶּה׀ תֹּלְד֣וֹת יַעֲקֹ֗ב

Это место очень важное.
И нам необходимо его понять, что увидеть целостность всей картины, что случилось с Иосифом в последствии.

На иврите мы читаем: Это «толдот» Иаков.

Практически все переводы переводят это место как: «это события, которые произошли с Яаковом» Или, как написано в Синодальном переводе: «Вот житие Иакова»

Но это неправильно… Потому что выражение: «элэ толдот», которое мы видим на страницах Танаха, переводится именно как – потомство.
Почему это так важно? Дело в том, что мы видим, что именно в Иосифе Яаков видел своего наследника и продолжателя рода.

«И вот потомство Яакова – Йосеф»

«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (Быт.37:3,4)

Братья не любили его из-за того, что отец выделил его из всех его братьев.

Сфорно говорит, что Йосеф «пас» братьев: отец поставил его на должность начальника – смотреть за работой братьев. И он с юности привык быть начальником (отец проявил неоправданную протекцию, а Йосеф и вел себя соответственно). Но он был самым младшим из братьев (кроме Биньямина, разумеется – но тот пока не в счет), и из-за этого делал глупости: рассказывал плохие вещи о братьях. Он был руководителем рабочих, которые работали со стадами, и он рассказывал папе, что они плохо работают: делают ошибки, приносят убытки. Но поскольку он был еще молодой, и у него не было опыта, то он не понимал, что они все делают правильно.

По мнению Сфорно, Йосеф был назначен на руководящую должность, не имея должного опыта. Т.е. он был такой же молодой (наар), как сыновья Бильhи и Зильпы (о которых говорится в 2 стихе), и поэтому (по молодости) рассказывал о братьях, что они не умеют работать. Поэтому-то братья и не могли его терпеть.

Отец, чтобы выделить его среди всех, одел его в разноцветные одежды. כְּתֹ֥נֶת פַּסִּֽים «КтонЭт пасим» Эту одежду одевали богатые люди, начальники.

В Книге Царств, мы читаем, что такую одежду носили царские дочери. «На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь» (2Цар.13:18)

На египетских картинах важные хананеи, которые приходят к фараону, принося ему дань, одеты в полосатые халаты. Возможно, что в то время было принято, что важные вельможи, царские дети носили такую одежду. Тогда понятно, что тем самым Йосеф выделяется среди братьев.
Подобное отношение задевало других сыновей, вызывая их ревность, что отражалось на их отношении к Йосефу.

Йосеф выделяется среди других братьев, особым благоволением отца. Он уже в молодости был поставлен начальником. И когда внезапно он начинает видеть сны. Братья еще больше начинают ненавидеть его.

6 стих: «וַיֹּ֖אמֶר אֲלֵיהֶ֑ם שִׁמְעוּ־נָ֕א הַחֲל֥וֹם הַזֶּ֖ה אֲשֶׁ֥ר חָלָֽמְתִּי» «Он сказал им: Послушайте-ка, какой сон я видел»

До этого было написано, что братья ненавидел его настолько, что даже не могли с ним нормально разговаривать. И тут вдруг приходит Йосеф и говорит: «А знаете что, мне приснился сон…»

Понятно, что он так поступает не по наивности: этот выпад был ответом братьям на все, что они делают против Йосефа! Он сообщает им этот сон, чтобы показать, что он все равно главный, несмотря на то, что они этого не хотят. Он все равно начальник».

Хизкуни говорит, что он рассказал им свой сон, чтобы показать им, что если он возвысится, то не благодаря протекции отца, а в результате помощи Свыше. Вполне реально. По сути, он не был виноват в том, что его выделили среди других. И он хотел убедить братьев, что это, по сути – воля Всевышнего. А не его амбиции. Хотя, «положа руку на сердце» — Исоиф имел огромные амбиции.
Текст говорит нам, что братья возненавидели его еще больше за сны. Почему написано, сны во множественном числе? Радак говорит, что вполне вероятно, у Йосефа были и до этого сны, о которых он также рассказывал, но они не упомянуты в Писании, кроме 2х.

Честно, мне непонятно, почему Йосеф видя такое отношение своих братьев, все равно рассказывал им свои сны. Хотя вполне возможно, что это было нечто подобие пророчества, о котором писал пророк Иеремия:

«И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер.20:9)

Итак, Всевышний избрал этого юношу. Отец отметил его и растил согласно его предназначению. Но вот что он не мог предположить, что для того чтобы по настоящему исполнить свое предназначение – необходимо «закалить», сделать его характер настоящим. И это можно сделать только в «огненной печи».

И здесь мы подходим к следующему вопросу: должны ли верующие страдать?

«И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов» (Быт.37:18-20)

Я знаю, что есть множество людей говорящих, что страдание не для верующих, что Машиах Иешуа уже все взял на Себя и нам дал только одно благо. Но проблема в таком утверждении то, что много людей забывают, что страдание – это благо для нас.

Конечно, мы не должны искать страдания. Я знаком с одним пастором, который на полном серьезе утверждает, что если ты не страдаешь, каждый день своей жизни – ты живешь неправильно. Но Писание не подтверждает и такую точку зрения.

Страдания нужны для нашего роста и благословения.

«Святой, благословен Он, подвергает испытанию не всякого человека, но только своих праведников, как сказано: «Всевышний испытывает праведника» (Псалмы 11:5). Так толковали в Берешит раба (55:2): «Когда гончар проверяет свои изделия, он не проверяет бракованные кувшины, которые разлетелись бы от первого же щелчка. Он проверяет хорошие кувшины, которые даже от нескольких постукиваний не разобьются. Так и Святой, благословен Он, не испытывает порочных, которые не устоят. А кого Он испытывает? Праведников, как сказано: «Г-сподь испытывает праведника» и написано: «Б-г испытал Авраама»

«Дорогие друзья, не удивляйтесь тем тяжким страданиям, которыми испытывают вас, как будто с вами происходит что-то странное» 1 Петра 4,12 (Совр.перевод)

Мы не должны думать, что испытания, это что — то странное, чему нет места в нашей жизни. Нет, даже Сын Человеческий прошел тот же путь.

«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:7-9)

Возвращаясь к Иосифу, мы уже однажды прочитавшие Книгу Бытие знаем, что в итоге для Йосефа и всего народа Израиля, его тяжелейшие страдания стали великим благословением для его семьи и для всего окружающего мира. (Об этом мы поговорим в следующий раз)

Но для того, чтобы это произошло и исполнилось, кому то необходимо было пройти через боль, унижение и страдания. Йосеф призванный стать управителем всей той империи должен был начать не как руководитель в семье очень-очень богатого человека, а как раб – иври, которых презирали египтяне. «Per aspera ad Astra» — с латыни изречение означает «Через тернии к звёздам»

Чтобы лучше понять, нам надо посмотреть на слово – «испытание». На иврите оно звучит как «нисайон» и имеет значение – «проверка». Цель испытания – проверка.

Один из величайших мыслителей рабби Моше-Хаим Луцатто (XVIII век) пишет, что цель жизни — «исполнять мицвот, служить (Б-гу) и выдерживать проверки».

Но зачем нам все это надо?

Прочитайте очень внимательно, что прошел Йосеф:

Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.

17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.

20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его; поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости. (Пс.104:12-22)

Эти страдания были частью его миссии, его посланичества. Они помогли ему быть испытанным и пригодным для употребления.

Есть еще одна важная вещь, происходящая в страданиях.

Слово «нисайон» (испытания) образовано от корня «нес», и переводится как чудо.
(Нес) означает также знамя, высоко поднятый флаг: Поэтому чудо можно назвать таким знаменем, наглядно свидетельствующим о присутствии Бога в нашем мире.

Давайте вспомним те испытания которые мы уже прошли в своей жизни, вспомним ту великую милость Всевышнего, которую Он явил в нашей жизни. Вспомните те свидетельства наших друзей, которые прошли тяжелые времена и выстояли. Как их свидетельства ободряли нашу веру, взгревали нашу хвалу Богу. Именно наши испытания раскрывают Его присутствие в этом мире. Не нас ли Он призвал, чтобы раскрывать Свое Божественное присутствие здесь на земле?

Когда человек стоит перед страшной пропастью, которую невозможно преодолеть, но Б-г требует: «прыгай», и он прыгает, и чудесным образом достигает другой стороны, в этот момент происходит раскрытие Божественного провидения в этом мире, ибо только Он может совершить невероятное — это и есть чудо!

Б-г ведет нас через испытания; мы действуем, а Он дает результаты.

Страдания позволяют раскрыться Б-жьему присутствию через нашу жизнь. Это часть вселенского «Тикун Олам». Каждая наша судьба, переплавленная в страданиях – это общее исправление для нашего мира.

Так как нам реагировать в такие минуты?

Склониться перед Всевышним и помнить твердо, что Бог привел тебя правильное место и ты всего в нескольких минутах от чуда. В нескольких шагах, когда раскроется Его божественное присутствие в твоей жизни и через тебя этому миру.

Обсудить здесь

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...