Ваэра — Шмот (Исход) 6:2-9:35

558 Просмотров




Краткое содержание:

Б-г еще раз отправил Моше с посланием к народу о скором избавлении, однако на этот раз евреи не стали его слушать. Тогда Б-г повелел Моше пойти к фараону и просить, чтобы тот отпустил еврейский народ. Аарон продемонстрировал фараону знамение — чудесное превращение посоха в крокодила, но чародеи фараона сделали то же самое, и фараон, несмотря на то, что посох Аарона поглотил их посохи, укрепился в своем отрицательном решении.

Б-г наслал на египтян казни, в первый раз обратив всю питьевую воду в кровь, а затем, наполнив их дома жабами, но чародеи смогли сделать то же самое в меньших масштабах, и фараон, как только очередное бедствие миновало, упорно продолжал отказывать Моше и Аарону.

Однако, после казни вшами, даже чародеи фараона признали, что только Б-г может творить такие сверхъестественные чудеса. Еще одним подтверждением этого было то, что во время следующих казней страдали только египтяне, но не евреи, жившие в земле Гошен.

Казни продолжились нашествием диких животных, мором скота, появлением нарывов на коже и, наконец, сильнейшим разрушительным градом. Однако, несмотря на предложения Моше прекратить казни в случае, если фараон позволит еврейскому народу покинуть Египет, фараон продолжал упорствовать и отказывался дать разрешение.

Имя Всемогущего

«И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им» (Исх.6:2,3)

Всегда, когда я читал этот текст Писания, я не мог понять этой фразы, что значит: «с Именем Моим я не открылся им?»

Ведь уже во второй главе книги Бытия мы читаем, что Он открывается этим Именем, Именем чьё Имя состоит из четырех букв — Тетраграмматон. Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога.

А обращаясь к Аврааму, Он напрямую сообщает Свое Имя: «И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение» (Быт.15:7)
Что такое имя вообще?

Например, Сергей Иванович Ожегов — выдающийся лингвист, определяет это как: «Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа»
Такими определениями пользуемся мы.

Но в Танахе имя часто используется, чтобы подчеркнуть, как этот объект себя ведет, в чем он себя проявляет.

Вот почему, согласно истории, мы знаем, что взять другое имя для человека, было чем то обычным.

Пророк Исаия говорит, что Иерусалим будет называться, как «Ир ацадАк» или город справедливости. «И опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная» (Ис.1:26)

И это, конечно же, не говорит нам, что имя Иерусалим теперь перестанет быть легитимным и с этого момента будет взято другое имя. А это означает, что его жители будут вести себя в соответствии с этим новым понятием – жить по справедливости.

Так же, Имена Всевышнего предназначены для того, чтобы в разных ситуациях подчеркнуть Его разные проявления.

Праотцы при своей жизни познали только проявления, связанные с именем Эль Шаддай, (Бог Всемогущий) а проявления, связанные с четырехбуквенным Именем, они в своей жизни не познали (хотя они знали, что и такие проявления возможны, поэтому они и обращались к Всевышнему по этому Имени.)

Раши комментирует: «здесь написано не (лё одатИ) («не известил, не дал познать»), а (лё нодатИ) («не стал известным им»).

«Я не был познан ими в этом проявлении, ведь Я дал им обетование, но не исполнил его при их жизни».

То есть получается, что до этого момента не осуществился тот аспект реальности, которое связано с этим именем.

Хазаль говорят в Талмуде (Кидушин 71а), что это Имя Всевышнего сообщают только человеку взрослому, уравновешенному, скромному, и то — один раз за очень большой период времени.
Рамбам: (Морэ hа-невухим 1,62): понятно, что ему не сообщают, как это Имя произносится (чтобы он колдовал с его помощью или делал еще что-либо в этом роде), потому что нет никакого смысла в произнесении звуков. Ему сообщают смысл Имени: на что оно указывает, объясняют, что этот смысл означает. Именно для постижения этого человек должен много трудиться. Именно это является тайной. А не то, как произнести это Имя.

Этим и объясняется кажущееся противоречие в Тексте Торы.

От времени Моше, Б-г собирался осуществить работу связанную именно с этим аспектом Своего Имени.

Малодушие и тяжесть работ

1 И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей.
2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь.
3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им;
4 и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали.
5 И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой.
6 Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими;
7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;
8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь.
9 Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ. (Исх.6:1-9)

Перед нами интересная картина.

Всевышний говорит Моше, что Он услышал стенание Израиля и сейчас Он начнет избавлять их от страдания и рабства.
Моше пересказывает это всё сынам Израиля, и они не верят. Они просто не слушают его.

Мы знаем, что еще до этого момента, когда Моше во второй раз пришел в Египет с вестью от Всемогущего. Стало только всё хуже. Фараон ожесточился, ополчился против Израиля. Он заставил их работать еще больше.

Многие комментаторы говорят, что, скорее всего, Моше после того, как в первый раз пришел в Египет, после «горящего куста», он на какое то время возвращался к своей семье в Мидьян.

И когда он пришел в первый раз с вестью от Б-га, он знал, и, конечно же, рассказал всему народу, что фараон не послушает его сразу. «Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если [не принудить его] рукою крепкою; (Исх.3:19)»

Все знали, что им предстоит период времени, когда фараон будет сопротивляться повелению Всемогущего. Но скорее всего, никто не ожидал, что в это время станет все хуже.

«И когда они вышли от фараона, то встретились с Моисеем и Аароном, которые стояли, ожидая их, и сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас» (Исх.5:20,21)

И вот, Моше появляется в Египте во второй раз. И вот сейчас, должна начаться развязка всей этой истории. Но народ не слушает его. Они достигли своего апогея душевной тесноты, что не верят посланнику Всевышнего.

«Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ» (Исх.6:9)

Какова причина всего этого?

Текст дает нам ответ и называет нам две причины:

«Малодушие и тяжесть работ»

Давайте заглянем в оригинал Торы:

ט וַיְדַבֵּר מֹשֶׁה כֵּן, אֶל-בְּנֵי יִשְׂרָאֵל; וְלֹא שָׁמְעוּ, אֶל-מֹשֶׁה, מִקֹּצֶר רוּחַ, וּמֵעֲבֹדָה קָשָׁה.
(ваедабЭр Мошэ кен, эль-бнэй ИсраЭль. вэлЁ шамУ, эль-Мошэ, микОцэр руах, вэмеаводА каша)

То, что у нас переведено как «малодушие» на иврите – это «кОцэр руах»
Дословно это – «короткий дух»

Что же это значит?

Рамбан говорит, что это нетерпение, когда человек, из-за его тяжелого положения сейчас, не готов прожить ни минуты, продолжая страдать, ради того, чтобы в будущем ему стало лучше. Он хочет, чтобы сейчас, немедленно было ему хорошо, но чтобы этого достичь, он не готов приложить усилия. Поэтому они не послушали Моше. Не потому, что они не верили, что он – пророк. Не потому, что не верили во Всевышнего. Но они не были готовы приложить усилия, чтобы добиться того, о чем говорил Моше.

Если суммировать его выводы, то «коцер руах» – это неспособность терпеть, и не важно, что это происходит по воле Всевышнего. Всякий кто угнетен, потревожен душевно, его дыхание коротко, он не может дышать глубоко, всей грудью, как дышит человек, когда он в благоденствии.

Сыны Израиля находились в тяжелых обстоятельствах, и с этим никто не спорит. Но проблема всего этого в том, что эти обстоятельства сделали, сынов Израиля, неспособными продолжать терпеть. Они хотели скинуть с себя это иго немедленно. Хотя и не знали как. И не важно, что Б-г предупреждал, что избавление не придет мгновенно.
Они знали, что Моше посланник Б-жий, но все это ничего не меняло.

Что там в будущем? Если мне сейчас очень плохо?

Возможно именно поэтому, грядущие 10 казней пролившиеся на Египет, первые пять также постигли и сынов Израиля. И даже более того, множество евреев, как говорят мидраши, в дни казни тьмой, также погибли. Это те, которые сделали себя частью Египта и скорее всего не жили в земле Гошен.

Так это или нет, но Писание говорит нам, что страдания сделали их неспособными слушать Б-га.

Все же они получили свое избавление. Хорошо, что обещание Б-жье не зиждилось на их отношении к нему. Но не изменившийся в них «коцер руах» убил их в пустыне, когда они столкнулись с похожими ситуациями, как и в Египте.

Конечно, мне сидя за компьютером легко рассуждать на эту тему. Если бы я был в таких стесненных обстоятельствах, что было бы со мной?

В действительности я был там. Было время, когда-то я был в определенном месте, очень долгое время и мне было там настолько плохо, что я готов был отдать все, чтобы только вырваться и уехать домой. Я молился, я плакал перед Б-гом и то, что я услышал от Него, мне совсем не понравилось. Он сказал – оставайся в том месте. И мое сердце ожесточилось. Я не был согласен с Его решением. И я сделал по-своему. Но впоследствии, спустя много лет, я пожал свое непослушание. И собрал огромный урожай.

Это, то, что происходит с каждым из нас. Мы знаем глубоко внутри волю Всевышнего, но «из-за короткого духа и тяжести работ», прикрываясь правильными словами, доказывая себе и другим, мы пытаемся бежать от голоса Всевышнего.

Подобное множество раз было в истории еврейского народа.

Хочу привести лишь один пример:

1 И приступили все военные начальники, и Иоанан, сын Карея, и Иезания, сын Гошаии, и весь народ от малого до большого,
2 и сказали Иеремии пророку: да падет пред лице твое прошение наше, помолись о нас Господу Богу твоему обо всем этом остатке, ибо из многого осталось нас мало, как глаза твои видят нас,
3 чтобы Господь, Бог твой, указал нам путь, по которому нам идти, и то, что нам делать.
4 И сказал им Иеремия пророк: слышу, помолюсь Господу Богу вашему по словам вашим, и все, что ответит вам Господь, объявлю вам, не скрою от вас ни слова.
5 Они сказали Иеремии: Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог Твой:
6 хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа Бога нашего, к Которому посылаем тебя, послушаемся, чтобы нам было хорошо, когда будем послушны гласу Господа Бога нашего.
7 По прошествии десяти дней было слово Господне к Иеремии.
(Иер.42:1-7)

Итак, мы видим, что народ хочет слышать голос Г-спода и они даже подчеркивают, что: «Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог Твой: хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа Бога нашего, к Которому посылаем тебя, послушаемся, чтобы нам было хорошо, когда будем послушны гласу Господа Бога нашего»

Что произошло с Израилем, почему они хотят слышать голос Всевышнего?

Немного истории…

Когда Навухаднецар разрушил Храм и изгнал евреев в Вавилонию, он позволил незначительной части населения остаться в стране и поставил над ними Гедальягу, сына Ахикама. Узнав об этом, евреи, жившие в Моаве, Аммоне, Эдоме и других странах, вернулись в Израиль и занялись земледелием — обработкой виноградников, подаренных им Навухаднецаром.

Царь Аммона, ненавидевший евреев, подослал Ишмаэля, сына Нетаньи, для того, чтобы он убил Гедалью. Он прибыл к Гедалье в город Мицпе. Гедалья был предупрежден о заговоре, но не поверил этому предупреждению и принял Ишмаэля с почетом. Заговор удался. Ишмаэль убил Гедалью, большинство евреев, бывших с ним, и вавилонян, которых оставил при нем царь Вавилона. Оставшиеся в Израиле евреи испугались мести Навухаднецара.

И находясь в таком состоянии, «верхушка» еврейского народа обращаются к пророку, что им делать.

Но пророк говорит совсем не то, что они хотят слышать: «Если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню, ибо Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам.
11 Не бойтесь царя Вавилонского, которого вы боитесь; не бойтесь его, говорит Господь, ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять вас от руки его. 12 И явлю к вам милость, и он умилостивится к вам и возвратит вас в землю вашу» (Иер.42:10-12)

Они-то помнят, кто такой царь Навухаднецар. Они помнят — как он силен и мстителен. Как он не щадил никого, убивал целые города. И тут, снова бунт. И хотя не евреи были инициаторами этого, но разве он будет разбираться? Он просто убьет их всех.

Но Б-г говорит, что не бойтесь, оставайтесь…
Только что, десять дней назад, они клятвенно обещали послушаться голоса Всевышнего, даже если Он будет во зло им. И Б-г говорит. И что?

«Тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь Бог наш сказать: «не ходите в Египет, чтобы жить там» (Иер.43:2)

Они уже приняли решение, до того как Всевышний проговорил.

Самый простой путь – бежать в Египет. В единственное место, которое вавилонский царь не завоевал.

И уже не важно, что бы Б-г сказал. Они не ждали, что Он в действительности скажет. Они ждали Его подтверждение своему принятому решению. И когда этого не произошло, «коцер руах» взбунтовался и сбросил Его желание относительно их жизни. Они не готовы были страдать.
Всевышний, призывал их, доверится Ему, но это уже было выше их сил.

Сегодня, спустя столько много времени, народ Израильский, до сих пор постится в этот день, день смерти Гедальи.

Почему?

Потому что их не послушание, принесло огромные страдания всему еврейскому народу чуть позже. Их непослушание повлекло за собой окончательное изгнание евреев из Израиля и гибель многих тысяч из народа.

Да поможет нам Всевышний измениться, прежде чем «коцер руах» сможет убить нас.

Обсудить здесь

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль