Ваэра– Шмот (Исход) 6:2-9:35 — Познать Его Имя

1 597 Просмотров




«И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь» (Исх.6:2-8)

Какой смысл несет в себе то, что Всевышний говорит: «Я Господь» (אֲנִ֥י יְהוָֽה)?

Это высказывание можно понимать как клятву: что Всевышний, как бы, клянется своим Именем, что будет так, как Он сказал.

Раши писал, что Всемогущий говорит: «Я верен своему слову».

И Рашбам толкует почти также: «четырехбуквенное Имя означает, что Всевышний исполняет то, что обещает.

וָאֵרָ֗א אֶל־אַבְרָהָ֛ם אֶל־יִצְחָ֥ק וְאֶֽל־יַעֲקֹ֖ב בְּאֵ֣ל שַׁדָּ֑י וּשְׁמִ֣י יְהוָ֔ה לֹ֥א נוֹדַ֖עְתִּי לָהֶֽם׃
(ва йера эль-авраам эль-ицхак вэ-эль-яков беэль шадай уШми АДОНАЙ лё нодати лэм)

Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им.

Что же это значит, что (יְהוָ֔ה לֹ֥א נוֹדַ֖עְתִּי לָהֶֽם). а с именем [Моим] «Господь» не открылся им.

Каждый, кто читал книгу Бытие на иврите, прекрасно знает, что Всевышний обращался к праотцам также и четырехбуквенным именем!

Например, к Аврааму (Бытие 15,7) и Яакову (Бытие 28,13).

Что же это значит, что не открылся им?

В привычном нам смысле имя применяется для того, чтобы отличить один объект от другого: например, одного человека от других людей.

Имя – это просто более удобная для устной речи замена номера удостоверения личности. Но для Всевышнего понятие имени в этом смысле вообще неприменимо.

От кого Его надо было бы отличить? С кем Его можно было бы спутать?

Мы должны понимать, что в Танахе же имя часто используется не для того, чтобы отличить один объект от других похожих, а для того, чтобы подчеркнуть, как этот объект себя ведет, в чем он себя проявляет.

Например, пророк Исаия говорит, что Иерусалим будет называться «город справедливости» (Исаия 1, 26).

Это не означает, что название «Иерусалим» теперь отменяется, и город будет носить только новое имя.

Это означает, что его жители будут вести себя в соответствии с этим понятием — по справедливости.

Так же, Имена Всевышнего предназначены для того, чтобы в разных ситуациях подчеркнуть Его разные проявления.

Праотцы при своей жизни познали только проявления, связанные с именем Эль, а те проявления, связанные уже с четырехбуквенным Именем, в своей жизни не познали (хотя они знали, что и такие проявления возможны, поэтому они и обращались к Всевышнему по этому Имени.)

Раши сказал: здесь написано не «не известил, не дал познать», а לֹ֥א נוֹדַ֖עְתִּי , то есть — не стал известным им»

«Я не был познан ими в этом проявлении, ведь Я дал им обетование, но не исполнил его при их жизни»

То есть это означает, что в действительности при жизни праотцов не осуществился тот аспект реальности, проявление которого связано с этим Именем.

В Талмуде (Кидушин 71а) написано, что это Имя Всевышнего сообщают только человеку взрослому, уравновешенному, скромному, и то — один раз за очень большой период времени.

Рамбам говорит (Морэ hа-невухим 1, 62): понятно, что ему не сообщают, как это Имя произносится (чтобы он колдовал с его помощью или делал еще что-либо в этом роде), потому что нет никакого смысла в произнесении звуков. Ему сообщают смысл Имени: на что оно указывает, объясняют, что этот смысл означает. Именно для постижения этого человек должен много трудиться. Именно это является тайной. А не то, как произнести это Имя.

Теперь вспомните, что сказал Иешуа Своим ученикам:

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. (Иоан.17:6)»

Теперь становится понятно, что Иешуа имел ввиду. Он не говорил просто о наборе букв, которые, кстати, уже никто не знает, как произноситься. Хотя существует традиция, и она передается, как написано выше. Но Он говорил о том, что Он объяснил, что же оно означает, на что указывает. Всей Своей жизнью Он показал это Своим ученикам.

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Они не от мира, как и Я не от мира.
Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир.
И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
(Иоан.17:4-23)

И пусть мы познаем Имя нашего Отца так, как и хотел того Иешуа.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль