Ваехи — Берешит (Бытие) 47:28-50:26

1 258 Просмотров




14 И возвратился Йосэйф в Египет, он и братья его, и все, взошедшие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
15 И увидели братья Йосэйфа, что умер отец их, и сказали: может Йосэйф возненавидит нас и воздаст нам за все зло, которое мы сделали ему.
16 И велели они сказать Йосэйфу: отец твой завещал пред смертью своею, говоря:
17 Так скажите Йосэйфу: прости, молю тебя, вину братьев твоих и грех их, хотя они сделали тебе зло; а теперь прости вину рабов Бога отца твоего. И плакал Йосэйф, когда говорили (это) ему.
18 И пошли и сами братья его, и пали пред лицом его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
19 И сказал им Йосэйф: не бойтесь, ибо разве на месте Бога я?
20 Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог порешил его к добру, чтобы сделать то, что ныне есть: чтобы сохранить жизнь многочисленному народу.
21 А теперь не бойтесь. Я буду кормить вас и малюток ваших. И он утешал их, и говорил по сердцу их.
22 И жил Йосэйф в Египте, он и дом отца его. И жил Йосэйф (всего) сто десять лет.
(Быт.50:14-22)

Наступил момент смерти нашего праотца.

Патриарха Якова, отца, который сплачивал всех сыновей вместе.

Братья остались одни. И хотя формально они знали, что Йосеф простил им все зло, что они причинили ему. Но сейчас, когда уже нет отца и ничто не может остановить гнев Йосефа, они начали сомневаться в его расположении к ним.

Ведь если раньше это был младший сынок, изнеженный любовью их отца. То теперь в его руках была сила и власть самого фараона. И он запросто мог бы превратить их жизнь в нескончаемые мучения, если бы только пожелал.

Но почему начались все эти сомнения братьев?

Согласно мидрашу, нам становится понятным почему братья снова стали так переживать.

Рабби Ицхак сказал: — Пошел он и взглянул на тот колодец. Сказал рабби Танхума: — Он устремлялся [помыслами] лишь к Небесам; но они сказали не так, но: «…если Йосеф вознена¬видит нас»
То есть получается, что по дороге в Египет, после похорон их отца, Йосеф отыскал тот, роковой в его жизни, колодец, в который его некогда бросили братья. И естественно братья опасаются, что в нем всколыхнутся воспоминания и проснется жажда мести. Мидраш Рабба 101,8

И кажется это стало подтверждаться. Далее в мидраше мы читаем:

14 И возвратился Йосэйф в Египет, он и братья его, и все, взошедшие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
15 И увидели братья Йосэйфа, что умер отец их, и сказали: может Йосэйф возненавидит нас и воздаст нам за все зло, которое мы сделали ему.
(Быт.50:14,15)

Рабби Леви и рабби Ицхак. Рабби Леви сказал: — Ибо он не пригласил их на трапезу. Сказал (об этом) рабби Танхума: — Намерения же его были хороши. Он сказал: — Раньше отец сажал меня выше Йегуды — царя и выше Реувена — первенца; но теперь не следует мне сидеть выше их! Но они поняли это иначе: «…если Йосеф возненавидит нас»

Отец при жизни отдавал наибольшие почести вновь обретенному сыну, и тот после смерти отца оказывается в неудобной ситуации. С одной стороны, ему следует сохранить заведенный отцом порядок мест за столом, но тогда окажется, что в отсутствии отца он, Йосеф, сидит во главе пирующих. Братья могут истолковать это как проявление власти, поэтому он решает не устраивать совместных трапез, чтобы не ущемлять их достоинства. Братья же понимают поведение Йосефа иначе. Некогда продавшие его братья думают, что он просто не хочет их видеть, что после смерти отца неприязнь к ним обрела новую силу.

Йосеф не знал, как ему поступить. И хотя он правитель в Египте. Он был одним из братьев в его семье. Он не был старшим. Его отец возвеличил в семье. Но он умер, и Йосеф не знал, как к этому отнесутся его братья. А они не знали почему он так стал относиться к ним… И возникла напряженная ситуация. Ради преодоления которой, братья даже прибегли к неправде.

И велели они сказать Йосэйфу: отец твой завещал пред смертью своею, говоря:

Так скажите Йосэйфу: прости, молю тебя, вину братьев твоих и грех их, хотя они сделали тебе зло;
Рабби Шимон бен Гамлиэль сказал: — Велик мир, ибо даже родоначальники колен прибегали к выдумкам, чтобы восстановить мир между Йосефом и братьями. Об этом написано: «И велели они сказать Йосефу…» — а где [то, что] завещал [Яаков]? Мы не нашли, что он завещал!

Не хочу сказать, что обман — это хорошо. Хочу лишь сказать, что мир (шалом) очень и очень важен.

Чему учит вся эта наша история?

Тому, что там, где существует недосказанность в отношениях, обязательно возникнет напряжение, а в конечном итоге разрыв этих отношений.

Это почти и произошло с братьями.

Но учитывая все обстоятельства, они просто не могли себе позволить такой роскоши, как разрыв отношений с их братом Йосефом. И они сделали все, чтобы наладить эти отношения.

А так как не зная причины его охлаждения, они прибегли к авторитету отца, которого Йосеф любил всем сердцем.
«Отец завещал – простить нас, а мы твои рабы»

А ведь такие ситуации случаются между близкими людьми.

И мы не должны «дуть щечки и гордо хлопать дверьми».

Писание и здравый смысл говорит нам — мы должны любым способом стремиться восстановить разрушенные отношения и вновь вернуть шалом в отношения. И это особенно это актуально для семьи.

Ведь по сути, не важно кто прав, а кто виноват; важно то, что потеря доверия друг к другу, может закончится очень трагично для обоих людей.

Ведь не просто же так, наш Учитель учил:

«Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Матф.5:23-26)

Я уже говорил об этом месте писания.
Но меня здесь задевает то, что Иешуа учит о том, что, если ты только вспомнишь что твой брат имеет против тебя…

По сути, какая мне разница, что обо мне думает мой брат. Пусть думает, что хочет.

Но вот только если я приложил свою руку, хотел я этого или нет, но я всё же обидел его. Я уже не могу отсиживаться за «закрытыми дверьми своего бункера», я должен выйти на встречу, для примирения с ним.

И то, что Иешуа говорит дальше, то что соперничество и вражда выходит мне же дороже, чем дружба и мир между друг-другом.

Конечно же, во всем этом есть свои нюансы и тонкости, но в общем своём плане – это достаточно верно!

Отношения с Отцом подразумевает и наш шалом с нашим ближним.

Тот, кто выбирает путь некой «духовной любви с Творцом» вне контекста жизненных отношений с людьми, сам себе «морочит голову». Потому как все такие отношения – это призрачная элюзия духовности человека.

Обратите внимание, что сделал Йосеф, когда к нему пришли его братья.

«Так скажите Йосэйфу: прости, молю тебя, вину братьев твоих и грех их, хотя они сделали тебе зло; а теперь прости вину рабов Бога отца твоего.

И плакал Йосэйф, когда говорили (это) ему». (Быт.50:17)

Почему он плакал?

А плакал он потому, что все их подозрения оказались лишь фальшивкой.
Все, как бы подтверждающие их сомнения, обстоятельства, были лишь их построенными «облачными замками». Которые растаяли при свете дня. Как только «взошло солнце и его свет осветил ложь», все распалось без следа.

Они увидели охлаждение в отношениях с братом, и усмотрели в этом его «ненависть» к ним, а по правде -это была лишь его любовь и нежелание унизить их достоинство.

Возможно в начале так называемой ссоры, все наши претензии к друг-другу не стоят почти ничего.
Но чем «дальше в лес – тем больше дров». Со временем как-то «разрулить» ситуацию становится всё тяжелее. Как и «построенные нами башни» становятся всё прочней.

Пусть слова Йосефа будут для нас ободрением

19 И сказал им Йосэйф: не бойтесь, ибо разве на месте Бога я?
20 Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог порешил его к добру, чтобы сделать то, что ныне есть: чтобы сохранить жизнь многочисленному народу.
21 А теперь не бойтесь. Я буду кормить вас и малюток ваших. И он утешал их, и говорил по сердцу их.
(Быт.50:19-21)

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль