В чем провинился Содом?

1 355 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

18:20  И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ: УСЛЫШАЛ Я, КАКИМ ГРОМКИМ СТАЛ ВОПЛЬ СДОМА      И АМОРЫ И О ТОМ, СКОЛЬ ТЯЖКИМ СТАЛ ИХ ГРЕХ.

18:21  СПУЩУСЬ-КА И ПОСМОТРЮ: ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ТАК, КАК ГОВОРИТ ВОПЛЬ, ЧТО ДОШЕЛ ДО МЕНЯ….

По буквальному смыслу слов (и так разъясняют этот отрывок большинство комментаторов) — речь идет о вопле самих городов. Однако не так понимают эти слова наши мудрецы и говорят, что имеется в виду вопль той молодой женщины, доносящийся из этих городов. Пиркей дераби Элиэзер 25:

Объявили в Сдоме и Аморе: «Каждый, кто поможет бедняку, или нищему, или просто пришельцу хотя бы куском хлеба, будет сожжен в огне!» Плотит, дочь Лота, была замужем за одним из виднейших жителей Сдома; однажды увидела она бедняка, просящего подаяние на улице, и опечалилась душа ее. И что она стала делать? Каждый день, выходя за водой, она клала в свое ведро разную пищу, которую брала в доме, и кормила того бедняка. Стали удивляться жители Сдома: отчего он еще жив? Наконец, они узнали, в чем дело, и вывели ее, чтобы сжечь. Взмолилась она: «Бог вселенной! Взыщи с жителей Сдома за то, что они делают со мной!» — и прилетел ее вопль к подножию трона Всевышнего. Сказал Он тогда: «Спущусь-ка и посмотрю: делают ли они так, как говорит вопль, что дошел до Меня» — если жители Сдома действительно сделали так, как говорит вопль, донесшийся до Меня, переверну Я весь город его основанием кверху!»

Два момента особо выделены в этом мидраше. Во-первых, вопрос: в чем именно выразилось злодейство жителей Сдома, и в чем вообще смысл понятия «зло» — такого, что единственным способом исправить его является полное уничтожение города, где творили это зло? Ответ: это — социальное зло, выражающееся даже не в конкретных поступках, а всего-навсего в бездействии там, где обстоятельства требуют действия. Как сказал об этом пророк Йехезкель 16:49): «Вот в этом и был грех Сдома…гордыня, пресыщенность, спокойствие и тишина… а бедняку и нищему не помогал…»

Но не в том вершина злодейства, что есть люди, которые ведут себя подобным образом, что есть злодеи, заставившие очерстветь свое сердце, а в том, что такой образ жизни становится общественным законом, — как подчеркивает мидраш: «Объявили в Сдоме…»

Злодейство не совершается втайне, так как творящие беззаконие еще сознают, что делают нечто постыдное. Оно не является результатом спонтанного возмущения подстрекаемых масс, не признающих законов и открыто нарушающих правопорядок. Наоборот: именно оно — закон общества, регулирующий правопорядок, а тот, кто спонтанно нарушает его — преступник, подлежащий только одному наказанию: смерти.

Такое общество невозможно исправить. И вот второй момент, который подчеркивает мидраш: наказание всему городу приходит как ответ на вопль одной женщины, которую жестоко убили за то, что она подала ломоть хлеба бедняку. Только одно действие, только один вопль — и чаша терпения Всевышнего переполнилась.

И вот что пишет Рамбам, Мишнэ -Тора, Законы о покаянии 3:4:

Должен каждый человек смотреть на себя весь год так, словно добро и зло в нем уравновешены и что точно в таком же положении находится весь мир. Так что если он совершит только один грех — он опустит себя и весь мир в сторону зла и причинит вред себе и всему миру, а если исполнит только одну заповедь — возвысит себя и весь мир в сторону добра и причинит благо и себе, и всему миру.

И как любой человек — творение неповторимое, подобно которому — ни с точки зрения внешности, ни с точки зрения характера, способностей и т.д. — никогда не было и никогда не будет, точно так же каждое действие человека — неповторимо, и неповторимым образом воздействует на весь свет — совершенствует его, портит, трансформирует и определяет участь целого мира. Человек — не крупица пыли и не винтик в машине, человек — носитель Божественного образа, на котором лежит ответственность и за него самого, и за общество, в котором он живет, и за весь мир. Любой его поступок — от самого значительного до самого малого, включая и такой ничтожный, что, казалось бы, и внимания он не заслуживает, — на самом деле чреват последствиями, несет в себе нечто, что оказывает влияние и на современное ему и на все грядущие поколения, на все его окружение — как ближайшее, так и самое отдаленное, и даже на всю вселенную в целом.

И вот вопль той женщины, которую замучили жители Сдома, переполнил чашу терпения Всевышнего и заставил перевесить ту чашу весов, на которой лежал обвинительный приговор. Есть комментаторы, которые видят во всей первой половине главы 19 — рассказе о посещении ангелами Лота — мрачную и устрашающую картину того, как принимали в том городе любого чужака, любого гостя, то есть своего рода иллюстрацию к словам Всевышнего:

18:21  СПУЩУСЬ-КА И ПОСМОТРЮ: ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ТАК, КАК ГОВОРИТ ВОПЛЬ, ЧТО ДОШЕЛ ДО МЕНЯ….

Так, автор комментария «Акедат Ицхак» пишет:

После того, как то испытание, о котором сказал Всевышний: «Спущусь-ка и посмотрю…», свершилось в действительности и оказалось, что все жители Сдома грешны — так что даже зятья Лота, женатые на его дочерях, не стали слушать его предупреждений и осмеяли его, был вынесен окончательный приговор: смерть и уничтожение.

Иными словами: то, что слишком кратко и потому не слишком определенно прозвучало в первом упоминании о Сдоме (13:13): «А жители Сдома творили множество зла и грешили против Господа безмерно», то, что гораздо более ясно было сказано Всевышним Авраhаму (18:21), нашло свое полное и наглядное воплощение в сцене осады дома Лота горожанами Сдома. И вот тогда-то им был вынесен окончательный приговор.

Какой была реакция жителей Сдома, узнавших о решении небесного Суда?

Лот — типичный средний человек, воспитанный, правда, Авраhамом и прошедший вместе с ним целый ряд испытаний — вместе с ним оставивший свою родину и свою родню, вместе с ним спустившийся в Египет и вышедший оттуда и, по всей видимости, очень привязанный к нему. Но, тем не менее, Лот отделился от Авраhама в тот момент, когда дальнейшая совместная жизнь стала грозить его кошельку, — и сделал это решительно, оставив не только самого Авраhама, но и весь путь его, весь его образ жизни. По выражению Раши:

Сказал Лот: «Не нужно мне ни Аврама, ни его Бога!»

И немедленно, покинув Авраhама, один полюс мира, Лот ушел к другому полюсу — в Сдом:

13:10  И ВЗГЛЯНУЛ ЛОТ ВОКРУГ, И УВИДЕЛ ВСЮ ДОЛИНУ ЯРДЕНА — КАК ВСЯ ОНА ОРОШАЕМА: ДО УНИЧТОЖЕНИЯ ГОСПОДОМ СДОМА И — АМОРЫ БЫЛА ОНА СЛОВНО САД ГОСПОДА,     …

13:11  И УШЕЛ ЛОТ С ВОСТОКА И ОТДЕЛИЛИСЬ ОНИ ДРУГ ОТ ДРУГА.     :

Как кажется, глубоко символично это падении Лота — от Авраhама в Сдом.

Лот, еще пытающийся с опасностью для своей жизни в самом сердце Сдома соблюдать обычаи Авраhама — принимать гостей в городе, в котором это запрещено законом, — этот Лот терпит очевидное поражение в своей жизни из-за невозможности сделать выбор между жизнью с Авраhамом и следованием его пути, с одной стороны, и жизнью в Сдоме и следованием пути жителей Сдома — с другой. Попытка ведения «подпольного» образа жизни Авраhама в условиях Сдома приводит его в полный нравственный тупик, который выражается в его предложении отдать своих дочерей взамен гостей. Рамбан об этом говорит так:

От похвал в адрес этого человека мы переходим к его порицанию. Множество усилий он приложил к тому, чтобы защитить своих гостей только потому, что они «пришли под сень его крова», однако его попытка ублажить горожан, предлагая им своих дочерей, — не что иное, как свидетельство лютости его сердца, того, что не был он совершенно чужд разврату. И потому сказали наши мудрецы: «В мире ведется, что человек защищает своих дочерей и жен, будучи готовым убивать или быть убитым, а этот — отдает своих дочерей на поругание!»

Но если он, воспитанник Авраама, не в состоянии сам сохранить в Сдоме дух Авраhама, то тем более он не способен передать этот дух следующему поколению. А поколение это — его дочери, выходящие замуж, понятно, в Сдоме. Их мужья, зятья Лота, согласно мидрашу, принадлежали к сдомской элите, именно им приносит Лот известие о катастрофе, готовой вот-вот разразиться — об уничтожении Сдома, нечестивого и преступного города. Тора буквально передает его слова:

19:14  И ПОШЕЛ ЛОТ, И ГОВОРИЛ С ЗЯТЬЯМИ СВОИМИ, ВЗЯВШИМИ ЗАМУЖ ЕГО ДОЧЕРЕЙ, УГОВАРИВАЯ ИХ: «ВСТАВАЙТЕ И      УХОДИТЕ ОТСЮДА, ПОТОМУ ЧТО УНИЧТОЖАЕТ ГОСПОДЬ ЭТОТ ГОРОД!»

Однако их ответ Тора не воспроизводит дословно, ограничиваясь общим указанием на их реакцию:

19:14  НО КАЗАЛСЯ ОН ШУТНИКОМ В ГЛАЗАХ ЗЯТЬЕВ ЕГО.             :

Но вот Мидраш hагадоль сообщает, что показалось им особенно смешным:

Страшны насмешки — вплоть до того, что поспешило несчастье обрушиться на жителей Сдома только после того, как они начали насмехаться над Лотом — как сказано: «Но казался он шутником в глазах зятьев его». Говорили они ему: «Глупец ты — самый большой в мире! Арфы, лютни и свирели звучат в городе — а ты говоришь, что Всевышний уничтожает Сдом?!»

По-видимому, жители вечного Сдома (потому что был уничтожен только архетип Сдома, однако в своих отдельных проявлениях Сдом существует в каждом поколении) — всегда прежде всего наказываются слепотой. Поскольку он в глазах тех, кто видит лишь внешнюю форму явлений, представляется «Божьим садом», поскольку торговля в нем процветает и растет материальное благосостояние его обитателей, поскольку он манит всевозможными наслаждениями — «арфы, лютни и свирели звучат в городе» — они не знают и не понимают, насколько все это недолговечно. Потому тот, кто приходит и уговаривает их: «Вставайте и уходите отсюда», в их глазах — «самый большой глупец в мире», и ответом ему служат только насмешки.

И похоже на то, что именно слепоту жителей Сдома имел в виду Йешая, когда говорил: «И были лютня и арфа, бубен и свирель, и вино их пиров, а на деяние Господа они не смотрели и дел Его рук не видели» (5:12).

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...