Трактат Берахот (Лист 2, часть 1)

383 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Начало трактата Берахот имеет особое значение. Ибо это — не только начало трактата и даже не только начало Талмуда (что, само по себе — исключительно важно), но — начало изложения всей Устной Торы.

Раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век), заложивший основы записи Устной Торы, знал традицию, свидетельствующую, что всю Устную Тору следует излагать с постановки вопроса о правильном времени чтения первой фразы молитвы Шма, Исраэль. Эта традиция ведется от Моше Рабейну, а ему (Моше), как известно, открыл эту мудрость сам Творец Мира.

Чтобы осознать, насколько важен данный вопрос, нам следует принять во внимание некоторые, не лежащие на поверхности факторы.

Речь идет о фразе, которая в переводе звучит так: «Слушай (пойми), Израиль: (только) Всевышний правит нашей судьбой, Всевышний — Один».

К сожалению, при переводе несколько существенных слоев понимания текста теряется. Частично мы надеемся восполнить пробелы в обзорах ближайших листов трактата Берахот. Но здесь отметим самую главную линию: каждый еврей должен стремиться постичь саму идею, заключающуюся в том, что в мире нет ничего, кроме Всевышнего. Он правит судьбой каждого, Он — и только Он. И еще: Он — Един, то есть — не состоит, так сказать, из фундаментальных частей или «сил». Всевышний — Один и Един.

Эта фраза (Шма, Исраэль…) настолько важна, что ее произносят присутствующие при брит миле (обрезании ребенка), иначе говоря — в начале жизненного пути человека. Ее произносит сам человек, умирая или те, кто находится рядом с ним в смертный час, то есть — в конце жизненного пути.

Эту фразу произносят и в момент, когда человеку угрожает серьезная опасность, или — когда происходит какое-либо великое событие, влияющее на человеческую судьбу.

Можно сказать и так: во фразе Шма, Исраэль… заложена вся суть еврейского мировоззрения.

Мы встречаем ее в пятой книге Торы — Дварим (гл. 6, ст. 4).

Фраза, о которой мы говорим — лишь начало молитвы Шма, Исраэль. За ней следуют три отрывка из Торы. Первый из них мы находим в книге Дварим (гл. 6, ст. 5-9). В нем, помимо прочего, сказано: «…И ты повторяй слова эти сыновьям (и ученикам) твоим и произноси их, сидя дома и находясь в дороге, ложась (вечером спать) и — вставая (утром)». Читать Шма вечером и утром — одна из 613-ти заповедей Торы.

Вот с этого повеления — читать Шма, Исраэль вечером и утром, и начинается изложение всей Устной Торы. Этим открывается первый трактат Мишны, а, следовательно — и Талмуда.

В дальнейшем мы обсудим еще несколько аспектов, связанных с выбором «темы» для начала Устной Торы. А пока — приведем текст первой Мишны (точнее — ее первой половины; жирным шрифтом выделен текст Мишны):

С какого времени (вечером) можно читать (молитву) Шма (чтобы выполнить заповедь Торы)?

С момента, когда коэны (служители в Храме, которые днем были еще в статусе таме — см. на сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл — и не могли есть освященную пищу) имеют право есть труму (пищу, предназначенную только коэнам).

Здесь же отметим, что с наступлением вечера, когда срок действия тумы заканчивается, статус таме почти исчезает, даже если коэн еще не успел окунуться в микву (специальный бассейн с особой водой — для духовного очищения).

Теперь воспроизведем вопрос, который в тексте Мишны опущен:

…И до какого времени вечера или ночи можно читать Шма, чтобы заповедь Торы считалась выполненной?

В тексте Мишны на него даются такие ответы:

До окончания (времени службы) первой смены (иначе говоря — стражи; по ночам сторожевой караул охранял Храм в три смены), — определяет раби Элиэзер (великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век).

Однако (остальные) Учителя выносят иное определение.

До полуночи, — говорят они.

До момента, когда забрезжит утренний рассвет, — определяет рабан Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина — Верховного суда, 2-й век).

Еще до того, как мы углубимся в анализ содержания Мишны, отметим, что раби Элиэзер открывает грань Истины, согласно которой Шма можно читать до окончания первой смены сторожевого караула, исследуя слова — «Произноси Шма, ложась (вечером спать)». А большинство людей идет спать в течение первой трети ночи.

Здесь необходимо пояснить, что в Талмуде продолжительность дня и ночи измеряется в условных часах. День всегда состоит из 12-ти часов — и летом и зимой, и так же — ночь.

Для примера, условно будем считать, что ночь начинается в 6 часов вечера, а день — в 6 утра. Вычислим продолжительность трети ночи, и у нас получится 4 часа (12 поделить на 3). И это означает, что Шма, по расчетам раби Элиэзера, следует читать с шести до десяти вечера.

Грань Истины, открытая рабаном Гамлиэлем, строится на том, что время исполнения заповеди, предписывающей читать вечернюю молитву Шма — ночь, когда большинство людей спит. И — до появления первых признаков рассвета (за час-полтора до восхода солнца), после чего время суток «ночью» уже не назовешь.

Однако, как мы прочли в Мишне, остальные Учителя (кроме раби Элиэзера и рабана Гамлиэля) открывают иную грань Истины. Время чтения Шма, действительно — вся ночь, до утра, — говорят они. Но тут существует опасность: если до полуночи Шма человек не прочел, потом на него может навалиться такая усталость и сонливость, что он незаметно для себя может заснуть, не выполнив заповедь…

Автор текста Элиягу Эссас

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...