Толдот — Берешит (Бытие) 25:19-28:9

728 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Толдот - Берешит (Бытие) 25:19-28:9Краткое содержание:

Подобно Саре, Ривка в течение многих лет супружеской жизни была бесплодна, но в конце концов Б-г откликнулся на молитвы Ицхака, и Ривка зачала сразу двоих детей. Беременность протекала очень болезненно, и Б-г открыл Ривке, что ее страдания — это предвосхищение исторического конфликта, который будет бушевать между двумя великими народами, которым суждено произойти от этих близнецов.

Мальчика, родившегося первым, назвали Эйсав, а второго, который вышел, держась за пятку (акев) своего брата, — Яаков. По мере того, как близнецы взрослели, становились очевидными различия между ними: Эйсав был физически сильнее, занимался охотой и целиком принадлежал материальному миру, в то время как Яаков был умнее, утончённее, чаще сидел дома, и его духовные запросы заслоняли собой все материальное. Однажды Яаков приготовил чечевичную похлёбку, и Эйсав, изможденный трудной и продолжительной охотой, продал свое право первородства (и сопутствующую духовную ответственность) за тарелку похлёбки, тем самым доказав, что он не достоин положения первенца.

Когда Кнаан постигла засуха, Ицхак с семьей хотел найти спасение в Египте, но Б-г напомнил ему об обещании, данном его отцу Аврааму после Акеды (испытания жертвоприношением), — дать потомкам Авраама эту землю в вечное наследие, и потому Ицхаку следовало оставаться в Святой Земле. Ицхак отказался от мысли идти в Египет и вместо этого поселился в Граре, где жили филистимляне (Плиштим).
Опасаясь за свою жизнь, он, подобно своему отцу, выдал Ривку за сестру. После того, как обман раскрылся, и особенно после того, как Ицхак стал своим богатством вызывать зависть филистимлян, царь Авимелеx попросил его уехать.

Ицхак вновь откопал три колодца, вырытых Авраамом, но засыпанных филистимлянами. Грарские пастухи вступили с Ицхаком в спор из-за колодцев, но их царь Авимелеx, увидев, что Б-г помогает Ицхаку, заключает с ним союз. Когда Ицхак состарился и почувствовал, что приближается конец, он вызвал Эйсава,чтобы благословить его перед смертью. Однако Ривка, чувствуя, что Яаков гораздо больше, чем Эйсав достоин получить благословения, уговорила Яакова выдать себя за своего брата.

Когда Эйсав узнал, что Яаков хитростью получил его благословения, он, полный ярости и отчаяния, пожаловался отцу, но тот подтвердил данные благословения.
Эйсав поклялся убить своего брата, и потому Ривка отослала Яакова к Лавану, надеясь также на то, что там он сможет найти себе достойную жену.

Рождение Исава и Иакова, потеря первородства.

כא וַיֶּעְתַּר יִצְחָק לַיהוָה לְנֹכַח אִשְׁתּוֹ, כִּי עֲקָרָה הִוא; וַיֵּעָתֶר לוֹ יְהוָה, וַתַּהַר רִבְקָה אִשְׁתּוֹ. כב וַיִּתְרֹצְצוּ הַבָּנִים, בְּקִרְבָּהּ, וַתֹּאמֶר אִם-כֵּן, לָמָּה זֶּה אָנֹכִי; וַתֵּלֶךְ, לִדְרֹשׁ אֶת-יְהוָה. כג וַיֹּאמֶר יְהוָה לָהּ, שְׁנֵי גֹיִים בְּבִטְנֵךְ, וּשְׁנֵי לְאֻמִּים, מִמֵּעַיִךְ יִפָּרֵדוּ; וּלְאֹם מִלְאֹם יֶאֱמָץ, וְרַב יַעֲבֹד צָעִיר.

«И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла, вопросить Господа. 23 Господь сказал ей: два племени в чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт.25:21-23)

Мы видим что, как и у Авраама, у Исаака была проблема с рождением детей.
Писание говорит, что его жена была бесплодна. И хотя Всевышний обещал Аврааму потомство как звезды небесные и песок на берегу моря. Это обещание постоянно встречало препятствия на своем пути. Ицхак молился о жене. И тогда Всевышний услышал его и открыл ей утробу.

(ВайетАр) «молился» произошло от глагола לְהַעֲתִיר – (леаатИр) что означает – умолять. Он не просто молился, он умолял Всевышнего дать ему детей, напоминая Ему об обещаниях данные Аврааму, его отцу. И что еще интересно, Исаак единственный, который молится за свою бесплодную жену. Больше мы не встречаем на страницах Писания, чтобы праотцы молились за бездетных жен.

И когда она, наконец, забеременела, что то стало беспокоить ее. Ребенок стал настолько активен, что это причиняло ей постоянные боли. И тогда она идет вопросить Г-спода.

אִם-כֵּן, לָמָּה זֶּה אָנֹכִי
(Им кен лЯма зэ анохИ?)
«если так будет, то для чего мне это?»

Что же значит это выражение?

В «Берешит раба 63, 6» написано:
«если так велико страдание беременности, то почему же я так желаю этого и молюсь об этом?»

Рамбан: смысл выражается в очень краткой форме
«А по-моему, она сказала: «Если такое со мной происходит, то зачем мне оставаться в этом мире, не лучше ли мне умереть?»

Хизкуни: «если так велики мучения беременности, то зачем я остаюсь в живых – лучше мне было бы сразу умереть и не терпеть больше страданий из-за беременности и родов»

Мы видим, что комментаторы согласны с мнением, что эта фраза выражает простое страдание беременной женщины, уставшей от постоянных болей.
И вот в таком состоянии она вопрошает Г-спода.
Но наш текст также говорит нам, что она для этого пошла.
Так куда она пошла для этого?

И есть несколько мнений по этому поводу.

Одни говорят, что она пошла в бейт Мидраш Шема (Сима). Откуда распространялось учение Всевышнего. Но почему именно «бейт Мидраш»? Потому что в этом тексте используется слово (לִדְרֹשׁ) (лидрош) – «комментировать, толковать». Именно от этого глагола и произошло выражение – «Бейт Мидраш» Что означает «Дом, где толкуют Писание»

Другие считают, что она обратилась к пророкам, которые жили в то время.

Но Рамбам говорит, что она просто пошла помолиться. Почему?
Потому что, например во 2 Паралипоменон написано: 26,5

וַיְהִי֙ לִדְרֹ֣שׁ אֱלֹהִ֔ים בִּימֵ֣י זְכַרְיָ֔הוּ הַמֵּבִ֖ין בִּרְאֹ֣ת הָאֱלֹהִ֑ים וּבִימֵי֙ דָּרְשׁ֣וֹ אֶת־יְהוָ֔ה הִצְלִיח֖וֹ הָאֱלֹהִֽים׃

«И обращался он к Богу во дни Захарии, понимавшего видения (пророчества) Божьи; и в те дни, когда он обращался к Господу, была ему удача от Бога»
Мы видим здесь молодого царя Озию, который молился Всевышнему, чтобы творить Его волю и потому он имел успех. Здесь используется то же слово לִדְרֹשׁ (лидрош)

Посмотрите еще на одно место из той же Книги.

וַיֶּחֱלֶ֣א אָסָ֡א בִּשְׁנַת֩ שְׁלוֹשִׁ֙ים וָתֵ֤שַׁע לְמַלְכוּתוֹ֙ בְּרַגְלָ֔יו עַד־לְמַ֖עְלָה חָלְי֑וֹ וְגַם־בְּחָלְיוֹ֙ לֹא־דָרַ֣שׁ אֶת־יְהוָ֔ה כִּ֖י בָּרֹפְאִֽים

Мы читаем, что он (лё – дарАш), то есть «он в болезни своей взыскал не Господа» (16:12 RST)
Имеется в виду, что Аса, вместо того чтобы попытаться понять, что Всевышний от него хочет, и исправить свое поведение, пытался излечиться с помощью врачей. Эти примеры показывают, что выражение (лидрОш эт Адонай) обычно означает интересоваться, что Всевышний хочет, чтобы мы делали.

То есть Ривка (Ревека) просто молилась Всевышнему, чтобы понять, что ей делать дальше. Она понимала, что плод благословен Им, но она не понимала, почему такие боли?! И также, вполне возможно, она боялась, что у ней будет выкидыш.
И тогда Г-сподь обращается к ней. Возможно она все же получила свой ответ через пророка. Потому что мы не встречаем на страницах Писания, что она была пророком и была способна слышать Его голос.

כג וַיֹּאמֶר יְהוָה לָהּ, שְׁנֵי גֹיִים בְּבִטְנֵךְ, וּשְׁנֵי לְאֻמִּים, מִמֵּעַיִךְ יִפָּרֵדוּ; וּלְאֹם מִלְאֹם יֶאֱמָץ, וְרַב יַעֲבֹד צָעִיר

(ваомЭр Адонай ля шней гоим бэвитнэх ушней леумим мимэайих ипарэду. Улеом милеом йеэмац вэрав йавод цаир)

«Господь сказал ей: два племени в чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему»

«Больший будет служить меньшему» безусловно, это правильный перевод, но וְרַב יַעֲבֹד צָעִיר – это выражение можно перевести двояко.

Еще один допустимый перевод: «старший поработит младшего»

И потому Радак толкуя это место, говорит так: «в этой фразе отсутствует предлог отношения את (эт) Поэтому непонятно, кто кого поработит: старший младшего или младший старшего…
И это потому так нечетко выражено в этом пророчестве, что иногда старший будет служить младшему, как это было во времена Давида, а иногда младший будет служить старшему, как это происходит ныне…»

Шауль открывает нам нечто интересное и непонятное:

«И не одно это; но [так было] и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего. 11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. 14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. 15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. 16 Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:10-16)

Я не буду сейчас разбирать тему предопределения и предизбрания. Это очень сложная тема и не касается нашей темы. Но мы видим, что есть два сына в утробе Ривки и они оба благословенны, но только один продолжит линию, идущую от Авраама, чтобы однажды в мир был явлен Машиах. (Который без сомнения пришел во время второго Храма)

Читая это место Писания, я заново переосмыслил его.
Наши мудрецы вложили в образ Исава множество негативных вещей.
Родилось немало историй связанных с ним. Его обвиняют во многих беззакониях.
И недаром. Ведь все они вкладывают в его образ символ Рима. Символ язычества. Который порабощает евреев уже на протяжении более 2000 лет.

Но если смотреть на пшат (простое понимание текста), без наложения всего этого образа, то мы приходим к удивительному открытию, что Исав на самом деле не был уж таким страшным злодеем. Весь его грех состоял в том, что он пренебрег первородством.

Это был сильный лидер, умеющий принимать решения, непреклонный и знающий цель. Недаром Ицхак любил сильнее его. И хотя он был не таким «духовным», как хотелось бы ему, но он подходил под роль лидера, того, кто сможет противостоять всем тем, кто обитал рядом с ними. Несомненно, он огорчал своего отца, хотя мы этого и не видим в тексте, лишь намеки. Но все же Ицхак ставил ставки на него.
По моему мнению, это одна из причин, почему Б-г лишил его зрения в старости. Чтобы произошло то, что произошло. Нет, конечно, Б-г не за обман. Но Он мудро использует любой наш жизненный опыт, чтобы привести нас в место, где Его воля будет раскрыто в полноте и идеале.

Мы читаем, что «Иаков был человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт.25:27)
Что же это означает? Значит ли, что он был бездельник и сидел дома больше, чем проводил время вне его? Конечно же, нет. Иногда смотря картины, как изображают его художники, даешься диву, насколько образ Иакова был искажен пониманием художников. Нет, он не был таким «маменьким сыночком», хлипким и без силы.
Есть такой перевод, где написано, что «Иаков — был тихим домоседом» (Gen 25:27 CRV)

Но так ли это на самом деле?
Что же значит это выражение – «живущий в шатрах»?

וְיַעֲקֹב֙ אִ֣ישׁ תָּ֔ם יֹשֵׁ֖ב אֹהָלִֽים
(Иш там йошев оалим)

Он был иш там – что означает «честный, простой, бесхитростный, прямой человек»: здесь налицо противопоставление качествам, характерным для охотника, как Эсав.

И он сидел в шатрах. Чьи шатры это были?
В шатре Шема и в шатре Эвера (Берешит раба 63, 10)

Это означало, не то, что он не любил работать, а то, что он любил Истину, которая передавалась от Авраама. Он ревновал о Б-ге, Который открылся его родне. Он искал возможность услышать больше и приблизиться больше к этому. Поэтому он был там, где учили её.

Ведь это одна из причин, почему он захотел первородства. Не потому что ему захотелось двойной доли богатств отца, а лишь потому, что до горы Синай, первенцы были теми, кто исполнял священническую роль в семье. А он видел, как его брат остается равнодушен к этим вещам.

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Быт.25:29-34)

Уставший — «Айеф» в современном иврите.
Но если смотреть в библейский иврит, то мы видим, что это слово переводится в основном как – «голодный» Он был ужасно голодный, когда почувствовал запах чечевицы. Не знаю, были ли у вас такие приступы голода, у меня были. Я готов был сделать что угодно, чтобы закинуть хоть что в рот, прямо сейчас. И потому я его отлично понимаю.

Интересен тот факт, что в законодательстве других народов мы обнаруживаем, что первенец сам мог в случае необходимости уступить первородство своему брату и удовлетвориться меньшей долей отцовского наследства. Вместе с тем, имела юридическую силу также и продажа первородства, в том случае, если отец подтверждал ее.

Наверняка зная это, Иаков попытался сыграть на этом чувстве голода своего брата.
Не буду рассуждать об этичности этого поступка. Скажу лишь, что впоследствии он получил согласно Б-жьему закону – «мера за меру».
Иаков честно работал у Лавана за Рахель которую любил. Но Лаван, беспрецедентным образом, обманул его в свадебную ночь и привел к нему Лею вместо Рахели. А в ответ на возмущенный вопрос Иакова: «Что это ты сделал? Почему ты обманул меня?» ответил Лаван с колючим намеком на обстоятельства, при которых Иаков получил благословения: «Не принято у нас выдавать младшую прежде старшей» (Бытие 30, 23-26). И еще, мало того, что благословение, полученное от отца, не осуществилось на самом Иакове, но получилось наоборот: он попал в рабство к Лавану, который не переставал его обманывать на протяжении двадцати лет, так что, в конце концов, Иаков вынужден был бежать тайком.

לָמָּה־זֶּ֥ה לִ֖י בְּכֹרָֽה – «на что мне (нужно) это первородство»?!
Скорее всего, что свои права на богатство и власть Эсав хотел, а обязанностей, которые сопутствуют этому – нет.

«И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство»

Обратите внимание: последовательность глаголов — и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег.
Все это указывает на поспешность, на ту легкость, с которой Эсав отказывается от своего первородства. Обратите внимание, что в Танахе не сказано нигде, что Эсав был злодеем: единственный грех Эсава (по пшату) – это пренебрежение его миссией первенца – руководителя рода, продолжателя дела отцов.

В Новом Завете написано:

«Чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр.12:16)

Понятно, что эта злополучная еда была лишь вершиной айсберга. Это была некая пиковая точка, когда был, вынес приговор окончательно. Недаром Иаков так хотел получить первородство. Эта мысль о первородстве не родилась в ту секунду. Видимо смотря на жизнь брата, он видел как он жил, не проявляя особого усердия к служению Всевышнему.

С одной стороны, что такого в том, что человек живет своей жизнью, приходит, как и все в «шатер собрания по праздникам», зарабатывает на жизнь своими руками. Да, он не так горяч, как некоторые, но ведь таких большинство. Но, оказывается, есть такое призвание, от которого нельзя убежать. Если ты выберешь другой путь, ты в итоге станешь Исавом, который продал свое первородство другому. Есть миссия с Неба, миссия от Всевышнего именно для тебя. И быть «прохладным» к этой миссии, значить потерять свою настоящую цель в жизни.
Для Исава это было быть продолжателем дела Авраама.

Цель, которая руководила Авраамом, Ицхаком и их потомством, и была их целью – создать народ на земле, где они будут служить Всевышнему. Когда человек пренебрежительно относится к этой идее – это большой грех: это показывает, что человек презирает службу Всевышнему.

Раши говорит, что нечестие Исава выразилось в том, что он пренебрег служением Всевышнему. Из-за этого пренебрежения он потерял благословение Авраама. И хотя он потерял это, мы должны понимать, что он все равно остался сыном Ицхака и братом Иакова. Велика милость Г-спода!
И мы читаем, что Ицхак благословил его «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава» (Евр.11:20) И когда Израиль выходил из Египта, Всевышний запретил ему прикасаться к землям Исава. Поэтому говорить о его полном отвержении нельзя. Но то, что он потерял самое важное в жизни – это факт. Да будем и мы осторожны в своем хождении, чтобы и нам не оказаться в таком же положении.

Обсудить здесь

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...