«Тецавэ» Повели

632 Просмотров




Сегодня мы посмотрим на один интересный момент в Торе, который не видно, если не вчитываться в текст. Вообще сегодня мы больше погрузимся именно в текст нашей Недельной Главы.

Глава Трума  говорила об устройстве Храма – там не было о храмовой службе, а только об устройстве. А наша глава Тецавэ говорит о  службе  в  Храме, но почему-то  из  всех  служб, которые есть в Храме, она выбирает именно зажигание свечей.

Написано, что это делают  Аарон и его сыновья.

И только после этого написано вообще, что Аарона и его сыновей надо отделить от народа, назначить их священниками и посвятить их в священники: сделать им особые одежды, принести особые жертвы и т.д. и т.п.

И только потом текст снова возвращается к функциям, которые будут выполнять священники в Храме.

Т.е. зажигание светильника стоит как-то отдельно сам по себе, даже еще перед тем, как были избраны сами священники. И вот это очень странно.

Для сравнения посмотрите на Книгу Числа 8 глава:

«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать лампады, то на передней стороне светильника должны гореть семь лампад. Аарон так и сделал: на передней стороне светильника зажег лампады его, как повелел Господь Моисею» (Чис.8:1-3)

И только после этого уже написано:

«И сказал Господь Моисею, говоря: возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их»

(Чис.8:5,6)

Есть заповедь отделить левитов от сынов Израиля и посвятить их для Храмового служения, и как их освятить, и чем они будут заниматься – какие  у  них  будут  функции…

То же самое: как здесь со священниками – так и там с левитами. А светильник отмечен до этого как-то отдельно.

По  поводу отделения Аарона здесь: из текста нашей главы уже ясно, что Аарон и его сыновья предназначены быть священниками.

Известный мидраш (Бемидбар раба 3, 5) говорит, что до греха с золотым тельцом первенцы выполняли функции священников. После того, как они согрешили во время истории с золотым тельцом, они были отстранены, и Аарон с сыновьями были назначены вместо  них.

Но этот мидраш, с точки зрения прямого текста, несколько проблематичен

Во-первых, нигде не написано, что до греха с тельцом Богу служили первенцы.

Во-вторых, не факт, что Моше получил указание назначить Аарона и его сыновей на роль священников только после греха с тельцом.

Действительно, распространена точка зрения, что главы Трума, Тецавэ и Ки-тиса не следуют  в хронологической  последовательности. Но не обязательно, что это соответствует пшату (прямому пониманию) текста.

По пшату возможно, что Аарон и его сыновья были избраны еще до греха с тельцом.

В-третьих, именно Аарон (а не первенцы) – тот, кто делает тельца! Про первенцев там ничего не написано.

Так почему Аарон и его сыновья избираются быть священниками?  И кто до этого приносил жертвы?

Тора говорит:

«И послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник» (Исх.24:5,6)

Из этого места мы видим, что именно Моше и выбранные из разных колен молодые люди приносили жертвы.

Священники выделяются не из-за преданности – и не из-за левитов; левиты были избраны после этого – после тельца, после священников.

Вспомните также, написано, что когда Моше отказывается идти в Египет, то Аарон упомянут там как человек, который способен помочь повлиять на народ

«И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх.4:14-16)

В книге 1Царств 2, 27-36 упоминается Эли первосвященник  – был последний  из  судей.

И когда его сыновья грешат, Всевышний посылает ему пророка, который говорит:

«Вот, Я открылся дому твоего отца в Египте, выбрал его быть священником, а теперь Я тебя отстраняю от должности».

Но где Всевышний открылся священникам в Египте?

Мы этого нигде не видим. Но в книге Иезекииль 20, пророк говорит тоже самое от Имени Всевышнего:

«В то время, когда Я выбрал Исраэль и открылся им в Египте (не на горе Синай!) и поклялся, что Я – Адонай, их Бог. И тогда же Я поклялся, что выведу их из Египта (т.е. это было еще до выхода из Египта) в землю, которую Я выбрал для них, самую лучшую из всех стран. И Я сказал им» (где? – в  Египте):

«Каждый  свои мерзости отбросьте  и отбросами египетскими не оскверняйтесь, потому что  Я – Адонай – Бог  ваш».  Но  они  не  послушали,  и  не  хотели  оставить египетские мерзости, и тогда Я хотел их наказать прямо там, в Египте. Но все-таки Я их пощадил, чтобы не было хилуль hа-Шем (осквернение Имени  Всевышнего) в глазах других народов, среди  которых  они  жили, потому что эти народы знали, что Я обещал вывести сынов Израиля из Египта. И Я вывел  их  из Египта (несмотря на то, что они не оставили идолопоклонство!) и привел их в пустыню…»

О чем говорит Иезекииль?

Когда это Всевышний в Египте говорил им: «оставить идолопоклонство»?

И через кого Он говорил это им в Египте?

Через  Моше?

А о чем говорит пророк, который обращается к Эли и говорит: «Я открылся дому твоего отца в Египте»?  И за что был избран Аарон как тот, на кого Моше может полагаться в этих вещах?

Почему именно Аарон?

Тора подчеркивает: «Аарон, брат твой, «hа-леви», т.е. «этот самый левит».

Почему он был избран, чтобы помогать Моше вывести их из Египта? И как верный помощник Моше, и как тот человек, у которого уже есть общий язык с народом:

«Раз ты не умеешь говорить, так Аарон будет за тебя говорить».

Мудрецы говорят в мидраше, что Иезекииль здесь говорит про Аарона: что именно Аарон в Египте уже сам пытался пробудить народ, обращался к ним, чтобы они оставили идолопоклонство; говорил, что Бог выведет их из земли Египта; но ему не  удавалось пробудить народ до тех пор, пока не пришел Моше, который был большим пророком, чем  Аарон, и которому Всевышний дал все возможности вывести их из Египта.

И об этом пророк говорит Эли, и на это намекает Иезекииль.

Хотя из прямого текста мы этого не видим.

Можно сказать отсюда,

Во-первых, что было с самого начала запланировано, что Аарон и его сыновья станут священниками за их заслуги (а не потому, что он – брат Моше) в борьбе против идолопоклонства, влияния египетской культуры и за выход из Египта.

Во-вторых, светильник выделен здесь отдельно потому, что, как говорит Абрабанель, он имеет особое символическое значение, которое важнее, чем остальные службы священников.

И это проявляется также у пророков.

Пророк Захария описывает светильник 4, 1-7, и для него он символизирует идеологические понятия.

Захария спрашивает: «Что всё это значит?»

Т.е. пророк видит какой-то символ, и он должен понять, в чем его смысл. Но в чем здесь пророчество? «Это – пророчество», – говорит Танах.

«Передай это Зерубавелю (т.е. Светильник должен символизировать для Зерубавеля): что «не войском, не силой, а духом Моим – сказал Всевышний».

Это не значит, что «духом» Всевышнего будет построен Храм.

А это означает, что «ты не должен бояться войска и силы тех, кто угрожают тебе, потому что у тебя есть дух, поэтому продолжай строить».

Следующий стих:

«Что это за большая гора перед Зерубавелем – она будет равниной!» – т.е. ты не бойся горы (ни войска, ни силы), а (духом Моим), эта гора станет равниной

– т.е. ты, Зерубавель, преуспеешь.

Во многих стихах свет, огонь, символизируют понимание, например:

«Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи» (Пс.18:9)

Как заповедь может «прояснять глаза»?

Понимание человека, который исполняет заповеди, более чистое.

А масло для светильника, должно быть, какое?

Чистое – и это особо подчеркивается: масло, которое не чистое, не годится для зажигания в светильнике.

«И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время» (Исх.27:20)

זָ֛ךְ – (Зах — чистое) прозрачное, чистое, без осадка, которое получают из маслин в процессе толчения в ступе, а не в результате выжимания в давильне: такое масло не содержит осадка.

Раши говорит – маслины толкут в ступе, а не размалывают жерновами, чтобы в масле не было осадка; и после того, как выходит первая капля масла, маслины помещают жернова и размалывают. И это второе масло, полученное в результате размалывания, не  годится для меноры, но годится для хлебных приношений.

«Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс.118:130) Или как лучше перевести: «дадут понимание глупцам».

«Твои слова» – это обращение к Всевышнему. Что у Него за «слова»?

Это Заповеди, которые Он дал.

То есть, мы снова видим из Танаха, что действия определяют мировоззрение, а не взгляды определяют  действия.

Не когда глупец умнеет, то тогда он понимает слова Всевышнего, а наоборот – «слова Всевышнего» (заповеди) дают глупцу понимание!

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль

  • Анатолий Богатов

    Понятно, почему вначале Светильник,- без Света Всевышнего всякая мудрость есть глупость.

    VA:F [1.9.22_1171]
    VA:F [1.9.22_1171]