ТЕЛЕПОРТАЦИЯ в Писании и не только

203 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Телепортация! Единственный пригодный для нормального цивилизованного человека способ передвижения. Единственно возможный способ!

(Айзек Азимов, Смертная ночь)

Он улетел!

philip-and-eunuch
Альберт Кёйп
Святой Филипп крестит эфиопского евнуха

Когда же они вышли из воды, Дух Господень1 унес Филиппа. Евнух его больше не видел, но продолжал свой путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте: проходя по тем местам, он возвещал Благую Весть во всех городах, пока не достиг Кесарии.
(Деяния апостолов 8:39-40, перевод Кулакова)

Любопытно было бы увидеть реакцию этого эфиопского царедворца на исчезновение Филиппа. Повествование не дает ни намека на шок или хотя бы  удивление. Можно себе представить приблизительно такую картину. Евнух (гм, это слово в библейском контексте может означать разные вещи),  осекшись на полуслове, оглядывается по  сторонам, заглядывает за колесницу. Потом пожимает плечами, машет рукой, мол, нет так нет, все равно — радость-то какая!

Вся эта история начинается с того, что евнух едет на колеснице и читает Писание. Надо полагать, в переводе Септуагинты. Если он не впервые взял его в руки, то, вероятно, при исчезновении Филиппа мог припомнить упоминания такого рода перемещений в пространстве.

Перелеты посредством духа

Например, в Первой Книге Млахим излагаются события, последовавшие за прекращением дождей в Израиле по  слову пророка Элияѓу. Царь Ахав реагирует как деспот, который, получив плохое известие, вешает гонца. Он злится не на себя и даже не на Г-спода, наказавшего страну, а на пророка. А  пророк встречает царского слугу Овадйаѓу и велит ему пойти к царю и сообщить, что Элияѓу, мол, здесь. Тот отвечает:

(9) И сказал он: чем согрешил я, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтобы убить меня? (10) (Как) жив Г-сподь, Б-г твой, что нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал господин мой искать тебя. И сказали они: «нет (его)»; тогда он брал клятву с того царства и с того народа, что они не нашли тебя. (11) А ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Эйлийау здесь». (12) И будет, (когда) я пойду от тебя, то дух Г-сподень унесет тебяне знаю куда; и (если) я пойду уведомить Ахава, а он не найдет тебя, то он убьет меня; а раб твой с юности богобоязнен.
(Млахим I/3 Царств 18, перевод Д. Йосифона)

Мы не видим тут никакого чуда. Мы видим готовность встретить чудо. И чудо именно такого рода, какое случилось с Филиппом. А вот что произошло после того, как Элияѓу был взят в огненной колеснице на небо. Зрелище было, конечно, то еще. А сыны, в смысле ученики, пророков, которые в последнее время составляли Элияѓу компанию, все интересное упустили. И потому исчезновение пророка попытались объяснить, исходя из своих представлениях о чудесах и исчезновениях:

Chariot
Гюстав Доре
Вознесение Илии в огненной колеснице

(15) И увидали его издали сыны (ученики) пророков, что в Йерихо, и сказали: покоится дух Эйлийау на Элише. И пошли они навстречу ему, и поклонились ему до земли. (16) И сказали ему: вот, есть у рабов твоих пятьдесят человек, сильных мужей; просим (тебя), пусть пойдут они и поищут господина твоего. Может быть унес его дух Г-сподень и бросил его на одну из гор, или в одну из долин. Но он сказал: не посылайте.
(Млахим II/4 Царств 2, перевод Д. Йосифона)

Оба эти примера отражают веру древнего Израиля в то, что дух Б-га может переносить людей на большие расстояния. В случае с Филиппом эта идея находит реальное осуществление.

Здесь история заканчивается и начинается фольклор

У Н. В. Гоголя мы читаем о храбром кузнеце, оседлавшем беса и слетавшем на нем в Петербург. А в фольклоре, созданном нашими мудрецами, на помощь приходят ангелы. Например, в Коѓэлет Рабба (Мидраш на книгу Экклесиаста) 1:1 рассказывается о бедном праведнике рабби Ханине бен Доса. У него не было средств доставить его дар Б-гу в Иерусалим, так что Г-сподь послал ему пятерых ангелов в человеческом облике, которые и осуществили транспортировку, и денег не взяли.

Сокращение пути

Но путешествовать с ангелами — это вчерашний день. Наши мудрецы изобрели, точнее, открыли другой способ передвижения под каббалистическим названием קְפִיצַת הַדֶּרֶךְ кфицат ѓадерех, что значит «сокращение пути».

Мидраш рассматривает поединок Давида и Ишби во 2 Книге Шмуэля (Царств) 21:16-17, расцвечивая краткое библейское изложение весьма выразительными деталями:

Dore
Гюстав Доре
Авишай спасает Давида

Взмахнул [Ишби] щитом своим, и отскочил [Давид] на восемнадцать локтей. Этот испугался того, а тот испугаля этого. Этот испугался того, сказав: «Если он так прыгнул назад, то как же вперед?!» А тот испугался этого, сказав: «Если таков взмах его щита, как же я смогу выстоять против него?! В тот час сказал Давид: «Если бы был со мной один из сыновей сестры моей, чтобы помочь мне!» И тотчас же: «Авишай, сын Цруи, помог ему». А что, разве он за дверью стоял? Мудрецы говорят: — Даже если бы он находился на [другом] краю света, Святой, благословен Он, подхватил бы его и принес во мгновение ока, дабы не стоял тот праведник и не сокрушался!
(Берешит Рабба 59:11, перевод Я.Синичкина и А.Членовой)

Но то, что в мидраше мудрецы лишь предполагают в сослагательном наклонении, в Санѓедрин 95а уже известно точно, как исторический факт:

День тот был канун субботы, и Авишай, сын Цруи, мыл голову в четырех сатах воды и заметил кровавые пятна [на ней]. Другие говорят, что прилетел голубь и бил [крыльями] перед ним. Поэтому он рассудил: собрание Израиля уподоблено голубю, как написано, «крылья голубки покроются серебром» (Пс 68:14), это должно значить, что Давид попал в беду. Пошел он в его дом, но не нашел его. Сказал он: «мы учили, что нельзя ни ездить на его [т.е. царском] коне, ни сидеть на его троне, ни пользоваться его скипетром. Но что, если есть опасность? Так что он пошел и предложил вопрос в доме учения, и ответ был: во время опасности разрешается. Сел он на его [Давида] мула и поехал. И земля сократилась под ним.

Далее Талмуд дает немного статистики:

Учили наши раввины: для троих сократилась земля: для Элиэзера, слуги Авраѓама, для нашего праотца Яакова, и Авишая, сына Цруи. Для Авишая, сына Цруи, как только что было рассказано. Для Элиэзера, слуги Авраѓама, как написано: «И пришел я сегодня к источнику», подразумевая, что пришел в тот же день. Для нашего праотца Яакова, как написано: «И Яаков вышел из Беэр-Шевы, и пошел в Харан» (Берешит 28:10), после чего следует: «И пришел на одно место, и переночевал там, потому что зашло солнце». Потому что, достигнув Харана, он сказал: «Неужто я миную место, на котором молились мои отцы, не сделав того же?» Поэтому он захотел вернуться, но не успел он подумать об этом, как земля сократилась, и он немедленно очутился на месте.
(Санѓедрин 95а-б)

Подробности приключений Элиэзера мы найдем в мидраше:

Eliezer
Элиэзер и Ревекка
Неизвестный художник

«И встал, и пошел…» (Берешит 24:10)
Рабби Берехья от имени рабби Йцхака [сказал]: — В тот же день [пришел]. И вот как заключил это  рабби Берехья от имени рабби Ицхака: «И пришел я сегодня к источнику» (Берешит 24:42) — сегодня вышел и сегодня же пришел.
(Берешит Рабба 59:11, перевод Я.Синичкина и А.Членовой)

«И сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраѓама, Который не оставил милостью Своей [и истиной своей господина моего]; я на пути, которым привел меня Господь к дому родных господина моего» (Берешит 24:27).
Поскольку укоротилась дорога предо мной, понял я, что этим путем «привел меня Господь к дому родных господина моего».
(Берешит Рабба 60:6, перевод Я.Синичкина и А.Членовой)

Мотив сокращения пути присутствует в еврейском фольклоре и в последующие века, особенно расцветая с появлением хасидизма.

Сокращение площади

Хотя мы сейчас говорим о путях-дорогах и преодолении расстояний, упомянем еще один мидраш, связанный с сокращением площади. Мне  кажется, что, будь это реальным фактом, природа его была бы такой же, как у сокращения пути.

«Землю, на которой ты лежишь, тебе  отдам ее и потомству твоему»
Рабби Шимон бен Лакиш от имени бар Капары [сказал]: — Сложил ее, как вощеные таблички, и положил ему под голову. Как люди говорят: «Что под  твоей головой — твое».
(Берешит Рабба 69:4, перевод Я.Синичкина и А.Членовой)

Обратим внимание на различие событий в изложении книг Млахим и Деяний апостолов, а также событий, о которых повествует мидраш. То, что первые произошли, свидетельствуют исторические источники. События же в мидрашах, вероятнее всего, не происходили, но должны были произойти по мнению автора мидраша. Как создает историю мидраш? Мудрец замечает какой-то нюанс библейского повествования, который, по его мнению, нарушает течение событий, как они изложены. Не всегда это реальная проблема, но это не беда.  Все равно мудрец может использовать зацепку для создания новой истории. Возьмем отрывок, который мы рассмотрели последним. Б-г пообещал Яакову отдать ему землю, на которой он лежит. Бар Капара толкует эту фразу буквально (чего мы никогда бы не сделали) в том смысле, что Яакову будет дана именно земля, на которой он лежит, то есть которую покрывает своим телом. Вот и зацепка для мидраша. Противоречие (немного надуманное, конечно) между обещанием всей страны Кнаан и обещанием земли,  на которой лежит Яаков, разрешается созданием мидраша: вся страна в момент обещания была сложена, вроде книжки-раскладушки. Примерно так созданы и другие мидраши о сокращении пути, которые мы приводили выше.

Заключение: не хуже людей

magic-carpet
В. М. Васнецов
Ковер-самолет

Мы прочитали о Б-жьих чудесах, которые произошли на самом деле, а также о тех, которые не произошли, но могли произойти. И еще о чудесах, которые должны были произойти с точки зрения мидраша. Еще раньше, чем передовые умы христианского и мусульманского мира обогатили человечество такими изобретениями, как ковер-самолет и сапоги-скороходы, еврейская мысль создала технологии перемещения, на порядок превосходящие их. Супротив сокращения пути, описанного выше, эти транспортные средства — все равно, что обыкновенная ракета супротив гипер-перехода фантастов.


1.Так в лучших рукописях, в альтернативных чтениях Филиппа уносит ангел.  

Дмитрий Резник

Февраль 2018, Чешир, Коннектикут

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...