Тайна покаяния в Йом Кипур

959 Просмотров




Рав Моше Шапиро

Рамбам во 2-й главе «Законов Тшувы» Йом Кипур – это время тшувы, … это день завершения прощения и извинения для еврейского народа, поэтому все обязаны сделать тшуву и исповедоваться в Йом Кипур.

Вроде бы получается, что мы обязаны сделать тшуву и исповедоваться в Йом Кипур, потому что это время тшувы, ведь этот день«он завершение прощению и извинению». Должно быть ровно наоборот: из-за того, что все делают тшуву в этот день, это время тшувы?

Слова Рамбама «завершение прощению и извинению» взяты из текста молитвы «Наила»(завершающей молитвы Йом Кипура:
וַתִּתֶּן לָנוּ יְהֹוָה אֱלֹהֵינוּ בְּאַהֲבָה אֶת יוֹם (צוֹם) הַכִּפֻּרִים הַזֶּה קֵץ וּמְחִילָה וּסְלִיחָה עַל כָּל עֲוֹנוֹתֵינוּ (

Попробуем разобраться.

В книге «Шаарей тшува» гл.4 написано, что основание для заповеди тшувы в Йом Кипур в посуке « Пред Ашемом очиститесь…»(Ваикра 16:30). Однако в Рамбаме вроде бы слышится, что нет отдельной заповеди тшувы в этот день, просто потому, что это «он завершение прощению и извинению», необходимо исправляться.

«Счастлив народ, знающий <тайну> трубления, идущий в свете лика Твоего, Г-сподь»(Тээлим 89:16).

Про этот стих сказано в гмаре, что это пятеро старцев, которые уединяются, чтобы установить год високосным.

Именно они названы «народ, знающий <тайну> трубления», и про них сказано «народ, идущий в свете лика Твоего».

Мы уже говорили, что лунный цикл называется ходеш (месяц, от корня хадаш, новый), он символизирует постоянное обновление. Солнечный цикл называется шана (год, от корня лешанот — повторять). Соединение процессов обновления, связанных с лунным циклом, с процессами видимой постоянной цикличности солнечного года и есть тайна создания високосных лет.

В общем-то это и есть понятие Рош Ашана (шана – это понятие, содержащее внутреннее противоречие, так как у окружности или у цикла нет начала и конца, все точки равны).

Здесь рав объясняет то, на что он намекал там: во внешне незыблемые рамки годового цикла внедряют процесс обновления). В мировом порядке всё выглядит, как будто мир идёт своим чередом, нет какой-либо новой причины для каких-то изменений, любое событие порождено предшествующим ему событием, а то – предшествующему ему, всё происходящее в мире – это цепочка событий, связанных причинно-следственной связью.

Поставить весь мир перед судом, когда решается, что произойдёт с каждой отдельной деталью мира, это и есть внедрение процесса обновления во внешне неизменный порядок мира, где «мир идёт своим чередом», ведь всё, что произойдёт в течение года будет вроде бы в рамках обычного порядка, когда не видно какой- либо новой причины происходящему.

Корень этого заложен в суде над каждой частностью в Рош а-шана.

Т.е. Рош а-шана — это начало года (буквальный перевод рош — это голова, т. е. это начальная точка года, в которой заложен потенциал всего того, что потом произойдёт).

(Високосный год на святом языке называется шнат ибур, буквально — переходный или «беременный», т. е. также как и беременная женщина несёт в своём чреве новую жизнь, которая внешне является частью её тела, как и другие органы. Вся жизнь плода в животе зависит от матери, но там происходят скрытые жизненные процессы, формирующие новую жизнь. Подобно этому в рамках старого года формируется новый, который потом выйдет на свет.)

Слова Агра: Солнечный день на 10(целых) дней длиннее лунного. Это 10 дней между Рош а-шана и Йом Кипур, это переходные дни, как сказали <мудрецы>, что если случилось что-то в эти дни, это относится к счёту прошлого года, после Йом Кипура — к следующему году. Т.е. эти дни относятся к прошлому году, но они и есть ибур, который соединяет прошлый год будущим. Хотя нельзя добавить ибур, только когда есть целый месяц (тогда можно сделать год високосным, т. е. добавить ещё месяц), однако эти дополнительные 10 дней и есть те дни, из которых складывается дополнительный месяц високосного года.

Из сказанного выше понятно, что именно суд является тайной ибура, ведь эти дни — дни суда, и говорит Раши, что в эти дни Ашем показывает Свою царскую власть тем, что судит Свой мир. Царь управляет «миром, идущим своим чередом». Весь этот порядок управления является следствием решения суда в эти дни, это настоящее обновление, подобно новому месяцу.

«Трубите в месяце (но можно перевести как новое) <тишрей> в шофар , при скрытии <луны>, в день праздника нашего. Ибо закон это для Израиля, суд Б-га Яакова» (Тээлим 81:4,5).

Из этого стиха гмара(«Рош ашана» 8а,б ) учит, что Рош ашана — это судный день.

Всегда обновление показывается через луну, но когда луна спрятана, то обновление раскрывается через суд, «ибо закон это для Израиля». Всем великим делам в нашем народе есть конец: египетскому изгнанию есть конец, также вавилонскому. Однако само по себе время кажется бесконечным, как сказано: «Впредь, во все дни земли сеяние и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Берейшит 8:22).

Когда нам показывается только временной промежуток, кажется, что это часть чего-то вечного и неизменного. Основа для Б-гоотрицания атеистов — это очевидность того, что мир первичен, а значит, ему не будет конца. И это Тора отрицает в самом начале, «В начале создания Б-гом…»(Берешит 1:1) — есть начало у всего сущего, а если есть начало — значит есть конец. (Чуть дальше рав объяснит эти слова.)

«Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как земля египетская она, из которой вы вышли, где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих, как огород. Земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду,земля, о которой всегда заботится Г-сподь Б-г твой, глаза Г-сподя Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года»(Дварим 11:10,11).

Слово нога(рэгель) и привычка(hэргель) имеют тот же корень.

Стих намекает, что Египет черпает свою силу в ногах, т. е. живёт по привычке, без каких бы то ни было изменений. А земля Израиля получает жизненное влияние через дожди с неба, без какого-либо либо привычного постоянства. Поэтому это «земля, о которой всегда заботится Г-сподь Б-г твой, глаза Г-спода Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года»(там 11:10).

Очевидно, что корень такого вида управления, когда каждую секунду решается заново, что должно произойти — в судных днях. Переходные дни — это время, когда входит внутренний, скрытый процесс, который не виден днём, а открывается только ночью. Это объяснение стиха « глаза Г-спода Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года»: тот факт, что «глаза Г-спода Б-га твоего, на ней» заложен в том, что есть начало года (и соответственно, конец). Первое новое в Торе — это создание времени, которое кажется нам вечным.

По этой причине «Дабы, взглянув на небо и увидев солнце, и луну, и звезды, все воинство небесное, не соблазнился ты поклоняться им и служить» (Дварим 4:19).

Любое звено в творении кричит, что, спаси Г-сподь от этой мысли, оно всегда было и всегда будет. Чтобы уйти от этой страшной ошибки нужно собраться с силами и выполнить «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и увидьте: Кто сотворил эти?»(Ешая 40:26).

Понятие конца относится к тайне ибура. У самого времени нет конца, конец времени означает, что чьё-то время закончилось, т. е. пришло к финалу. Другими словами, у этой вещи нет больше времени. А то, что называется стихом «Ты же иди к концу и упокойся, и встанешь по жребию своему в конце дней»(Даниель 12:13). Это конец не дней, а событий, которые в эти дни произойдут. Имеется в виду, что время этих событий пришло к концу.

Если время началось, значит, ему наступит конец. «От начала года и до конца года», начало подразумевает конец (так сказано в вышеупомянутой гмаре)(т.е. в самом начале заложен потенциал всего, что должно произойти и когда всё произойдёт, наступит конец).

Понятие «Конец дней» относиться к этой теме: ведь время созданное в форме года (повтора) выглядит бесконечным, вся его суть продолжать и продолжать, оно изначально создано как вторичное, а не первичное понятие. Само собой разумеется, что у него нет конца. Только время, раскрывающееся, как заново создаваемое, имеет также и конец. Конец приходит не потому, что вещь должна устраниться из реальности, просто её время началось и сейчас заканчивается, а вместо него начинается новое время. Однако если есть начало и конец, как же Тора называет год шана (от корня повтор), год ведь никогда не повторяется?

Рош ашана 16:1. Раби Йоси говорит: человека судят каждый день… .

Рав Натан говорит: каждый час… .

Спросил «Турей эвэн»: Если так, то что же решается в суде Рош а-шана?

Объяснить нужно так: Каждый день и час судиться, каким образом нужно управлять миром относительно этого человека, это процесс называется в стихе «царь судом устанавливает Землю»(Мишлей 29:4).

А новогодний суд означает, что время прошлого года заканчивается, и год дошёл до финишной черты.

Сейчас Творец мира сидит и судит, обновлять ли заново всё творение в целом и каждое сотворённое в отдельности, это процесс называется «Это день начала твоих деяний …» (Слова молитвы).

Получается, что суд, который происходит каждый день и час — это интегральная часть управления миром.

В Рош а-шана раскрывается новое понятие конца мира, а время, которое приходит за этим создано заново постановлением суда.

Т.е. тут есть как бы 2 уровня: сам суд интегрируется в годовой цикл и таким образом всё управление миром в течении года — это постоянный процесс обновления, про что мы говорим в утренней молитве: «Он каждый день, постоянно обновляет по доброте Своей первозданное творение».

Второй уровень — это новогодний суд, дающий начало и конец новому году, для нас снова происходит «В начале сотворения Б-гом неба и земли…»(Берешит 1:1). (см. урок Рош а-шана — день Суда, обзац «Суд – создавать или не создавать»).

Интересно заметить: В выражении Рош ходеш (начало месяца) нет определяющего ה, а в Рош hашана есть. Причина этого проста: когда речь идёт о новомесячье, месяц ещё не существует, начало ещё не может относиться к чему-то конкретному. А год уже был тысячи раз, это такой же год, как и раньше. Однако про конец года в стихе сказано без ה, так как год уже закончен и его не существует.(מרשית השנה ועד אחרית שנה )(Дварим 11:12).

История золотым тельцом была таковой: До получения Торы «Земля была пуста и хаотична», и Творец поставил условие первозданному творению: если евреи получат Тору, то хорошо, а если нет, то оно вернётся в тоhу вавоhу. Творение висело на нити сомнения, такое состояние нельзя назвать существованием. Передача 10-и заповедей, соответствующих 10-и речениям — это момент начала истинного существования мира. С тех пор творение не висит на волоске, а имеет полноценное существование.

Из стиха «И собрались к царю Шломо все мужи Израиля в месяце эйтаним, он же седьмой месяц(т.е. тишрей), в праздник» (Цари I 8:2) гмара учит, что в этот месяц родились наши праотцы, так как они зовутся мощными (эйтаним) мира. Эйтан(איתן) означает прочное, незыблемое существование, как на арамейском אית означает есть, существует. Именно «мощные мира» придали творению реальность и вывели его из состояния тоhу вавоhу.

Это существование было дано миру при получении Торы их потомками.

После греха золотого тельца творение вышло за рамки существования и подлежало уничтожению. Так что возвращение к полноценному существованию произошло только после того, как Творец мира смилостивился и пожалел Свой народ. Это произошло в «месяце эйтаним», как написал Ран в комментарии на трактат «Рош ашана», что начало прощения было в Рош ашана и завершено в Йом Кипур, день , когда были даны 2-е скрижали.

С того момента мир снова идёт по пути существования. Однако с тех пор установлено на века, что начинается всё с состояния, когда у мира полностью отсутствует право на существование, наше время закончилось. Начало нового существования решается в новогоднем суде, а подписывается приговор в Йом Кипур, так как наше существование зависит от принятия нами Торы заново, и об этом нас судят в Рош ашана. Запись зависит от этого условия, а подпись превращает запись в незыблемую реальность.

«Завершение прощению и извинению» означает, что если не это, то больше не осталось времени и существование закончено. С этого момента и далее можно продолжить существование только при участии тшувы и прощения, без прощения и извинения евреев условие не выполняется, и всё исчезнет.

А как же при всём этом продолжают жить все те, кто не делает тшуву?

Этот вопрос подобен на то, что спросили философы старцев Рима: если ваш Б-г ненавидит идолов, почему он их не уничтожает? Ответили им : … А ведь есть те, кто служат солнцу и луне? Что ж Он уничтожит мир из-за идиотов? Нет, мир идёт своим чередом, а идиоты, которые испортились (так мудрецы мишны выражались про согрешивших), ответят <за свои грехи>.

Тот, кто продолжает жить в «мире, идущем своим чередом», пропал, у него нет обновления ибура. Это называется, что он не записан в книгу жизни.

В книге «мира, идущего своим чередом» записаны все живые существа, включая тех, кто не удостоился большего.

Записаться в книгу жизни означает войти в тайну ибура и попасть в систему времени обновления, так что его жизнь дана ему постановлением суда. Но если он живёт в силу «мир, идущий своим чередом», не в силу решения суда о жизни, его жизнь ему не принадлежит, просто для существования мира нужно, чтобы там было столько различных живых существ.

Ещё раз. 10 дней между Роша ашана и Йом Кипуром – это тайна ибура, когда лунный год соединяется с солнечным.

В это время мы получаем уровень настоящих времени и существования. Кто удостоится их, будет записан в книгу жизни, так как присоединяющийся к этому времени, у него и будет существование и он продолжит жить. Тот, кто не присоединяется к этому времени, у него нет существования как такового, если он и продолжит жить, так только в рамках «мира, идущего своим чередом».

Когда луна прячется, она перестаёт светить на землю.

Так она создана как светило, то это эквивалентно тому, что она пропала. Её появление означает обновление нового светила для мира. Это принципиально отличается от захода солнца, ведь последнее продолжает светить жителям другой части света.

Т.е. в Рош ашана проявляется конец всех видов времени, даже времени «мира, идущего своим чередом» приходит конец.

Сейчас раскрывается настоящее время, которое создал Творец мира в самом начале.

«Это день начала твоих деяний » (Слова молитвы)»:

Йом Кипур – это время завершение прощения и извинения для еврейского народа. Вместе с прощением и извинением у нас появляется продолжение новой жизни, без этого мы дошли до конечной точки: заканчиваем реальное существования и переходим в рамки «мира, идущего своим чередом», поэтому все обязаны сделать тшуву.

Это справедливо для всех концов, нынешнее существование заканчивается, и все, кто не имеют права на другое существование, исчезнут вместе с концом предыдущего.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль