Сотворение Адама — Берешит

1 611 Просмотров




И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Быт.1:26-28)

Мы видим создание человека.

Давайте разберем с вами стих за стихом и посмотрим, что Тора хочет донести до нас.

וַיֹּ֣אמֶר אֱלֹהִ֔ים נַֽעֲשֶׂ֥ה אָדָ֛ם בְּצַלְמֵ֖נוּ כִּדְמוּתֵ֑נוּ וְיִרְדּוּ֩ בִדְגַ֙ת הַיָּ֜ם וּבְע֣וֹף הַשָּׁמַ֗יִם  וּבַבְּהֵמָה֙ וּבְכָל־הָאָ֔רֶץ וּבְכָל־הָרֶ֖מֶשׂ הָֽרֹמֵ֥שׂ עַל־הָאָֽרֶץ׃

«И сказал Всевышний: сделаем Адама по нашему образу, по подобию нашему и да владычествуют над морскими рыбами и над птицами небесными и над скотом и над всей землей и над всеми пресмыкающимися, которые ползают на земле.

  וַיִּבְרָ֙א אֱלֹהִ֤ים׀ אֶת־הָֽאָדָם֙ בְּצַלְמ֔וֹ בְּצֶ֥לֶם אֱלֹהִ֖ים בָּרָ֣א אֹת֑וֹ זָכָ֥ר וּנְקֵבָ֖ה בָּרָ֥א  אֹתָֽם

«И сотворил Бог Адама по его образу, по подобию Божьему, сотворил его – мужчину и женщину сотворил их»

  וַיְבָ֣רֶךְ אֹתָם֘ אֱלֹהִים֒ וַיֹּ֙אמֶר לָהֶ֜ם אֱלֹהִ֗ים פְּר֥וּ וּרְב֛וּ וּמִלְא֥וּ אֶת־הָאָ֖רֶץ  וְכִבְשֻׁ֑הָ וּרְד֞וּ בִּדְגַ֤ת הַיָּם֙ וּבְע֣וֹף הַשָּׁמַ֔יִם וּבְכָל־חַיָּ֖ה הָֽרֹמֶ֥שֶׂת עַל־הָאָֽרֶץ׃

«И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, захватывайте и властвуйте над рыбами морскими и над птицами небесными и над всеми зверями, что кишат на земле».

Я хотел бы обратить ваше внимание на несколько вещей.

1.       וַיֹּ֣אמֶר אֱלֹהִ֔ים נַֽעֲשֶׂ֥ה אָדָ֛ם בְּצַלְמֵ֖נוּ כִּדְמוּתֵ֑נוּ

И сказал Бог: сделаем Адама по нашему образу и нашему подобию.

Что это за такой образ и подобие, о котором Он говорит здесь?

Слово צלֶם ЦелЭм  относится к понятию, посредством которого вещь обретает сущность и становится тем, что она есть. Другими словами, это говорит о схожести с Творцом не по Его внешнему строению, а в том, что сущность человека  способна мыслить, воспринимать и анализировать информацию, направляя ее и используя ее для своих нужд.

А что касается слова דמוּת («подобие»)… то оно тоже означает подобие в отношении этой сущности интеллектуального восприятия, а не подобии строения Творца.

По причине этого свойства, из-за сочетания Божественного разума с человеком, о последнем говорится, что он создан, «по образу и подобию» а не то, что Бог – материален и обладает телесной формой.

Радак говорит о значении слова – «Его подобия», что человек может в какой-то мере уподобиться Всевышнему тем, что он может пользоваться своим разумом и имеет свободу выбора.

Ребе Менахем-Мендла Шнеерсон сказал: «Животные не смотрят на звезды, ангелы прикованы к царству духов. Человек же – мост Господа между землей и Небом. Наши тела сделаны из праха, наши души из сущности Бога. Только мы можем смотреть на материальный мир и видеть духовую жизнь, красоту».

Адам как никто другой в истории человечества был подобен Всевышнему в своем интеллекте.

Смешно слушать тех, кто утверждает, что человек с каждым поколением развивается и становиться все лучше и умнее. Человек уже деградировал. Он уже упал с тех высот интеллектуального подобия Божьего, который имел Адам, первый человек.

То, что человек кажется, изобретает и придумывает сегодня, пользуясь мощью своего интеллекта  — это лишь отголоски, тень того подобия, который имел Адам.

Читая дальше 26 стих, мы видим интересный глагол, который употреблен здесь  — «Ларедет». Который переведен здесь как владычествовать. На самом деле он используется 25 раз в Торе в тои же самом самом значении. Но так он употребляется только в Писании. Потому что его значение  — «спускаться».

И потому здесь дан намек на то, что если человек будет достоин, и пользоваться своим интеллектом в правильном направлении он сможет господствовать над землей, а если его интеллект не будет освящен Всевышним, то это приведет его к спуску, к этим самым животным, и он станет похожим на них.

2.       בָּרָ֣א אֹת֑וֹ זָכָ֥ר וּנְקֵבָ֖ה

Всевышний создает человека.

Вы задумывались, кто такой Человек?

Тора говорит нам, что Человек был создан как мужчиной, так и женщиной одновременно.

Некоторый такой сиамский близнец. Адам не был мужчиной и не был женщиной. Адам был одновременно создан из двух этих полов. Это только после разделения, мужчина взял, это имя (Адам) себе. Мужчина назвал себя Адамом. А женщина названа ишА. Что в принципе переводится просто – женщина. Не знаю хорошо это или плохо, но только потом она получила имя Хава, что значить: «мать всего живого»

Давайте прочтем:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть»
(Быт.2:18-24)

В этом месте мы видим, как Господь разделяет Адама.  Делает ему операцию под наркозом…
21 стих говорит, וַיִּקַּ֗ח אַחַת֙ מִצַּלְעֹתָ֔יו

«Ваиках ахат мицалотав» — Как стандартно переводят: «И взял одно из ребер».

Я не знаю, почему они так переводят. Даже в Септуагинте это не переводится как ребро.

Слово» ЦЭла» никогда не переводится как ребро. «ЦЭла» —  это сторона.

Другими словами, Всевышний взял женщину из его стороны.
Вы же помните, что Адам – это женщина и мужчина одновременно?!
Бог отделил женщину от мужчины, разделил их и привел ее к мужчине, чтобы они стали снова одной плотью.

Удивительно, да?!

Зачем же тогда нужно было разделять. Ведь они и так были одним. Зачем снова приводить ее к мужчине для того, чтобы они стали снова одним?!

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18)

Почему Всевышний увидел в состоянии, когда Адам был полностью самодостаточен, увидел, что это не хорошо…

Зачем его делить, делать его зависимым друг от друга.
Когда ему итак было в принципе отлично.
Это разделение нужно было ему, как я вчера услышал смешное выражение от одной старушки на улице, «как зайцу стоп-кран».

Но Всевышний говорит, что как раз – это и есть нехорошо. Когда Адам достаточен сам в себе…

Ему нужна помощница.

וַ֙יֹּאמֶר֙ יְהוָ֣ה אֱלֹהִ֔ים לֹא־ט֛וֹב הֱי֥וֹת הָֽאָדָ֖ם לְבַדּ֑וֹ אֶֽעֱשֶׂהּ־לּ֥וֹ עֵ֖זֶר כְּנֶגְדּֽוֹ׃

«ВаЙомЭр аШэм Элохим лё-тов эйот аАдам левадо ээсэ-ло эзЭр КэНигдо» (Быт.2:18)

(Кстати, здесь говорится, что Бог первый назавал мужчину Адамом)

«ээсэ-ло эзЭр КэНигдо» – «Сделаем ему помощника против него»

Что это за такой план Всевышнего?
Мало того, что он был разделен на составляющие, что сделало его нуждающегося друг в друге, но помимо этого, женщина была сделана так, что стала помощником против мужчины.

В Берешит раба объясняется так: «Достоин — помощь, не достоин — против него, чтобы бороться (с ним).
Отныне у мужчины был помощник, чтобы снова стать едиными.

Талмуд говорит: «Человек работает в поле и приносит домой зерно – но съест ли он зерно? Какой прок от его труда? Жена его помелет зерно, получит муку, из которой испечет хлеб. Такова и наша жизнь. Духовные свершения мужчины реализуются в этом мире благодаря его жене»

Как мужчина, так и женщина были Адамом. Никто из нас не меньше и не больше друг – друга. Не умней и не глупей от того, что родился мужчиной или женщиной. Но с момента разделения нам отведена разная роль в единении Адама. У нас одна цель, но разный подход. И это делает наш дом сильным. Только вместе мы можем снова быть тем Адамом, который стал прообразом Божьего Дома.  Мужчина не реализуется без жены и женщина не сможет быть счастливой без своего мужа, как бы иногда это не хотелось ей…

Знаете ли вы, что в Израиле никогда не избирался священник, Коеном аГадоль, Первосвященником если  он не был женат. Это было очень важно.

Искупление грехов, полное исправление души и окончательное благословение Свыше зависят от единения мужа и жены, двух частей одной души.

Ведь это основной  прообраз желания единения Всевышнего и Его людей.

Быть помощником – это не унизительно.
В Новом Завете, Дух Святой назван помощником нам.  И это не мешает быть Богу выше и совершенным чем мы все, вместе взятые.

Пусть Всемогущий Бог благословит нас и поможет нам в этом году!

Дорогие друзья, хочу напомнить вам, какие события предстоят на в близжайшее время.
1. Шаббат 18 — Онлайн Разбор Торы (Время Московское — 11.00) ССылка для входа
2. Воскресенье 19 — Вебинар с Ицхак Пезев (Время Московское — 20.00) ССылка для входа

А вообще, у нас на сайте появился календарь. Если потеряетесь, заглядывайте изредка туда. Там будут постоянно добавляться предстоящие события.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль