Шофтим — Дварим (Второзаконие) 16:18-21:9

559 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм

Глава «Шофтим» («Судьи») содержит законы, которые необходимы, чтобы вожди народа могли исполнять свои обязанности.

Она дает важные указания судьям (и параллельно – свидетелям в суде, царям (и народу, когда он пожелает поставить над собой царя), левиим (и рядовым евреям, которые обязаны приносить священнослужителям дары), пророкам (и тем, кто им внимает) и, наконец, всему еврейскому народу в случае, когда ему предстоит такое серьезное дело как война.

Царь — хорошо или плохо?

Одна из заповедей, которая упоминается в недельной главе «Шофтим», — заповедь назначения царя:

«Когда придешь на землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ты ею, и поселишься на ней, и скажешь ты: «Поставлю над собою царя, как все племена, какие вокруг меня, то поставь над собою царя, которого изберет Г-сподь, Б-г твой». (Дварим 17:14–15)

Эти слова исполнились в эпоху пророка Шмуэля.

Поначалу он назначил своих сыновей Йоэля и Авиа судьями над еврейским народом. Однако дети не были на уровне отца. Старейшины народа Израиля пришли в Раму, где находилась резиденция Шмуэля, и выдвинули однозначное требование: поскольку назначенные пророком судьи не справляются со своими обязанностями, Шмуэль должен поставить над евреями царя, как это происходит у остальных народов.

Желание «быть как все» не понравилось пророку, и он обратился с молитвой к Всевышнему.

Вскоре был дан ответ:

«И сказал Г-сподь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними. Как они поступали во всех делах со дня, когда вывел Я их из Египта, и до сего дня, и оставляли Меня, и служили иным божествам, так поступают они и с тобою. А теперь послушай голоса их, но предостереги их и расскажи им об обычаях царя, который будет царствовать над ними. (Шмуэль I 8:7–10)

В этих словах заключено явное противоречие.

С одной стороны, желание народа Израиля во что бы то ни стало обзавестись собственным царем расценивается Творцом негативно.

С другой стороны, Б-г требует, чтобы Шмуэль удовлетворил эти чаяния.

Спрашивается, почему пророк должен реализовывать изначально отрицательный «глас народа»?

Чтобы дать ответ, давайте обсудим происходящее в 12-й главе книги Шмуэля.

Пророк, который помазал Шауля на царство, по-прежнему напоминает евреям о том, что их желание заполучить монарха было и осталось неправильным.

«Ведь ныне жатва пшеницы, а я воззову к Г-споду, и даст Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, что велико зло ваше, которое вы сделали пред очами Г-спода, испросив себе царя. И воззвал Шмуэль к Г-споду, и дал Г-сподь гром и дождь в тот день; и весьма устрашился весь народ Г-спода и Шмуэля»  (Шмуэль I 12:17–18)

Почему именно гром и дождь были выбраны в качестве веского доказательства того, что народ Израиля совершил зло перед Всевышним? Дождь сам по себе необходим сельскому хозяйству. Он орошает землю, дает жизнь кустам и деревьям, фруктам и овощам.

Однако есть пора, когда дождь оказывает крайне негативное воздействие. А именно, во время жатвы, когда зерно будет безвозвратно испорчено его каплями. Именно этот аспект и отражен в действиях Творца. Всевышний, который послал дождь в день всенародного собрания, недвусмысленно указал евреям на то, что просить царя нужно лишь тогда, когда это нужно и оправданно. Когда мудрый и праведный Шмуэль руководит народом, — это неподходящее время для подобных просьб.

Шмуэль был главой поколения не благодаря какому-либо собственному обаянию, полководческому дару и другим качествам, которые принято ожидать от современного лидера. Шмуэль был великим пророком, имел особую близость к Б-гу, и через него Всевышний вел еврейский народ особым духовным путем. В его эпоху руководство народом Израиля велось свыше. Такая модель, увы, не пришлась по душе евреям. Они хотели обычного, конвенционального лидера. Человека, который руководит благодаря собственным талантам и умениям.

Для народного блага, разумеется, лучшей моделью руководства была уже имевшаяся.

Однако в Талмуде сказано: «Человека ведут по тому пути, по которому он хочет идти» (Макот 10б).

Евреи предпочитают путь обычной, земной монархии, как у соседей вокруг? Нет проблем. Всевышний удовлетворил их просьбу.

В нашей повседневной жизни мы самостоятельно выбираем путь.

И по этому пути Всевышний будет нас вести.

«Г-сподь — страж твой, Г-сподь — тень для тебя по правую руку твою», сказано в Теиллим (Псалмы  121:5).

В книге «Нефеш а-хаим» рабби Хаим из Воложина приводит мидраш, что точно так же, как тень движется за человеком, так и отношение Всевышнего к нам соответствует нашему отношению к Нему.

Раввин Бенцион Зильбер

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...