Шофтим — Дварим (Второзаконие) 16:18-21:9

565 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Глава «Шофтим» («Судьи») содержит законы, которые необходимы, чтобы вожди народа могли исполнять свои обязанности.

Она дает важные указания судьям (и параллельно – свидетелям в суде, царям (и народу, когда он пожелает поставить над собой царя), левиим (и рядовым евреям, которые обязаны приносить священнослужителям дары), пророкам (и тем, кто им внимает) и, наконец, всему еврейскому народу в случае, когда ему предстоит такое серьезное дело как война.

Царь — хорошо или плохо?

Одна из заповедей, которая упоминается в недельной главе «Шофтим», — заповедь назначения царя:

«Когда придешь на землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ты ею, и поселишься на ней, и скажешь ты: «Поставлю над собою царя, как все племена, какие вокруг меня, то поставь над собою царя, которого изберет Г-сподь, Б-г твой». (Дварим 17:14–15)

Эти слова исполнились в эпоху пророка Шмуэля.

Поначалу он назначил своих сыновей Йоэля и Авиа судьями над еврейским народом. Однако дети не были на уровне отца. Старейшины народа Израиля пришли в Раму, где находилась резиденция Шмуэля, и выдвинули однозначное требование: поскольку назначенные пророком судьи не справляются со своими обязанностями, Шмуэль должен поставить над евреями царя, как это происходит у остальных народов.

Желание «быть как все» не понравилось пророку, и он обратился с молитвой к Всевышнему.

Вскоре был дан ответ:

«И сказал Г-сподь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними. Как они поступали во всех делах со дня, когда вывел Я их из Египта, и до сего дня, и оставляли Меня, и служили иным божествам, так поступают они и с тобою. А теперь послушай голоса их, но предостереги их и расскажи им об обычаях царя, который будет царствовать над ними. (Шмуэль I 8:7–10)

В этих словах заключено явное противоречие.

С одной стороны, желание народа Израиля во что бы то ни стало обзавестись собственным царем расценивается Творцом негативно.

С другой стороны, Б-г требует, чтобы Шмуэль удовлетворил эти чаяния.

Спрашивается, почему пророк должен реализовывать изначально отрицательный «глас народа»?

Чтобы дать ответ, давайте обсудим происходящее в 12-й главе книги Шмуэля.

Пророк, который помазал Шауля на царство, по-прежнему напоминает евреям о том, что их желание заполучить монарха было и осталось неправильным.

«Ведь ныне жатва пшеницы, а я воззову к Г-споду, и даст Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, что велико зло ваше, которое вы сделали пред очами Г-спода, испросив себе царя. И воззвал Шмуэль к Г-споду, и дал Г-сподь гром и дождь в тот день; и весьма устрашился весь народ Г-спода и Шмуэля»  (Шмуэль I 12:17–18)

Почему именно гром и дождь были выбраны в качестве веского доказательства того, что народ Израиля совершил зло перед Всевышним? Дождь сам по себе необходим сельскому хозяйству. Он орошает землю, дает жизнь кустам и деревьям, фруктам и овощам.

Однако есть пора, когда дождь оказывает крайне негативное воздействие. А именно, во время жатвы, когда зерно будет безвозвратно испорчено его каплями. Именно этот аспект и отражен в действиях Творца. Всевышний, который послал дождь в день всенародного собрания, недвусмысленно указал евреям на то, что просить царя нужно лишь тогда, когда это нужно и оправданно. Когда мудрый и праведный Шмуэль руководит народом, — это неподходящее время для подобных просьб.

Шмуэль был главой поколения не благодаря какому-либо собственному обаянию, полководческому дару и другим качествам, которые принято ожидать от современного лидера. Шмуэль был великим пророком, имел особую близость к Б-гу, и через него Всевышний вел еврейский народ особым духовным путем. В его эпоху руководство народом Израиля велось свыше. Такая модель, увы, не пришлась по душе евреям. Они хотели обычного, конвенционального лидера. Человека, который руководит благодаря собственным талантам и умениям.

Для народного блага, разумеется, лучшей моделью руководства была уже имевшаяся.

Однако в Талмуде сказано: «Человека ведут по тому пути, по которому он хочет идти» (Макот 10б).

Евреи предпочитают путь обычной, земной монархии, как у соседей вокруг? Нет проблем. Всевышний удовлетворил их просьбу.

В нашей повседневной жизни мы самостоятельно выбираем путь.

И по этому пути Всевышний будет нас вести.

«Г-сподь — страж твой, Г-сподь — тень для тебя по правую руку твою», сказано в Теиллим (Псалмы  121:5).

В книге «Нефеш а-хаим» рабби Хаим из Воложина приводит мидраш, что точно так же, как тень движется за человеком, так и отношение Всевышнего к нам соответствует нашему отношению к Нему.

Раввин Бенцион Зильбер

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...