Шмот — Шмот (Исход) 1:1–6:1

477 Просмотров




Краткое содержание:

Со смертью Йосефа закончилась эпоха патриархов, которой была посвящена большая часть книги Брейшит . Книга Шмот повествует о превращения потомков Яакова в народ Израиля.

Этот недельный раздел начинается с рассказа о том, что фараон, встревоженный ростом численности евреев в Египте, превратил иx в рабов. Несмотря на это, рост рождаемости продолжался, и он приказал акушеркам убивать всех рождающиxся у евреев мальчиков.

Дочь Леви, Йохевед, родив мальчика, положила его в корзинку и опустила в Нил, спасая тем самым от неизбежной гибели. Ребенка нашла и усыновила дочь фараона, которая и дала ему потом имя Моше, т.е ‘вытащенный из воды’. Старшая сестра Моше, Мирьям, следившая за всем, что происходило с младенцем, предложила дочери фараона, догадавшейся о том, что это еврейский ребенок, взять кормилицу-еврейку. Конечно же, она предложила на эту роль свою матьЙоxевед, и, таким образом, ребенок вырос и окреп на руках у собственной матери.

Повзрослев, Моше вышел из царского дворца и увидел, как египтянин избивает еврея. Моше вступился за еврея и убил египтянина, после чего ему пришлось бежать в Мидьян. Там он выручил из беды дочерей местного жреца Итро, за что тот дал ему в жены одну из них — Ципору. Отправившись пасти скот своего тестя к горе Хорев, Моше увидел ‘неопалимую купину’ — куст который горел, но не сгорал. Из огня к нему обратился Б-г и повелел вывести еврейский народ из Египта в страну, обещанную патриархам, будущую Землю Израиля. Моше опасался, что евреи в Египте не поверят, что его послал Б-г, но Б-г помог Моше продемонстрировать три чудесных превращения, призванных рассеять все их сомнения: превращение посоха в змею, здоровой руки в руку прокаженного и обратно, а также воды — в кровь.

Затем Моше заявил, что он плоxой оратор. Б-г успокоил его, сказав, что говорить будет Аарон, брат Моше. Аарон встретил Моше на пути в Египет, и они вместе отправились к фараону с просьбой отпустить еврееев. Фараон ответил на это еще более суровыми постановлениями, обязавшими евреев изготавливать прежнюю норму кирпичей, но без снабжения сырьем. Люди стали терять надежду, но Б-г заверил Моше, что Он заставит фараона отпустить евреев.

Верность

«Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.
И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.
И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх.2:23-25)

Прошло много лет с того момента когда они были порабощены. Евреи ожидали перемен. Возможно они участвовали в выборах нового президента Египта, но когда все произошло и пришел новый царь. Ничего не изменилось. И тогда они очень сильно возопили к Всевышнему.

Какова причина этого порабощения?

Конечно же это было предсказано еще Аврааму, но это не было причиной.
Посмотрите, что говорит Иисус Навин:

«Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иис.Нав.24:14,15)

В Египте народ стал идолопоклонниками. Об этом же говорил пророк Иезекииль.

«И скажи им: так говорит Господь Бог: в тот день, когда Я избрал Израиля и, подняв руку Мою, [поклялся] племени дома Иаковлева, и открыл Себя им в земле Египетской, и, подняв руку, сказал им: «Я Господь Бог ваш!» —
6 в тот день, подняв руку Мою, Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель,
7 и сказал им: отвергните каждый мерзости от очей ваших и не оскверняйте себя идолами Египетскими: Я Господь Бог ваш.
8 Но они возмутились против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских. И Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской.
9 Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иез.20:5-9)

Когда они воззвали к Всевышнему, это совсем не значит, что они совершили тшуву (покаяние). Исходя из этих текстов, мы как раз таки видим все наоборот. Они продолжали свое идолопоклонничество. И именно это идолопоклонничество и привело их к порабощению.

Агада доносит до нас, что евреи были погружены почти во все возможные виды греха.

Но Всевышний говорит нам, что Он выведет их «ради Его Имени».

Рамбам пишет в Мишне Тора (hилхот авода зара 1,16), что сыны Израиля приняли на себя египетскую культуру и как бы уже растворились среди других народов. Но в силу клятвы, которую Он дал Аврааму, Всевышний послал им такого человека как Моше, который вывел народ из Египта.

То, что сыны Израиля «возопили» и «отчаялись» – это не было покаяние, это было исключительно в результате того, что они отчаялись от политики нового фараона, которая ничем не отличалась от политики предыдущего.

Но почему Б-г решил все-таки решил избавить их, несмотря на их беззаконие?

Мы читаем: «Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами»
Всевышний говорит о «хилуль аШем» (осквернение Имени Б-га)

В чем состояло это осквернение Его Имени?
Это важно понять, чтобы видеть, как Всевышний действует в истории. И понимать, предстоящие процессы, те, что произойдут в будущем с народом Израиля.

Давайте обратимся к пророку:

«И было ко мне слово Господне:
17 сын человеческий! когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими; путь их пред лицем Моим был как нечистота женщины во время очищения ее.
18 И Я излил на них гнев Мой за кровь, которую они проливали на этой земле, и за то, что они оскверняли ее идолами своими.
19 И Я рассеял их по народам, и они развеяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их.
20 И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: «они — народ Господа, и вышли из земли Его».
21 И пожалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришел.
22 Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли.
23 И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их.
24 И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу» (Иез.36:16-24)

Иезекииль очень хорошо объясняет и подчеркивает, что обещание, что Израиль выйдет из галута (рассеяния), было дано ему не потому, что они хорошие, и даже не потому, что они совершают покаяние, а только потому чтобы не было «хилуль аШем».

Почему?

Потому что в глазах у всех народов народ Израиля считается носителем Имени Всевышнего, и когда они находятся в угнетенном положении – в этом есть «хилуль аШем».

Израиль получил по своим заслугам, и он был рассеян.
Но когда они пришли они к другим народам и поселились они среди других народов, они и оскверняли там имя Всевышнего. И оскверняли лишь фактом своего пребывания там. Другие народы говорили: «Это — народ Б-жий, и они в галуте?» И Всевышний «щадя» свое святое Имя, и чтобы не было «хилуль аШем», обещает вывести их из галута.

Даже тогда, когда они ведут себя недостойно и не служат Всевышнему, но впечатление о них остается все тоже: что они рабы Его.
Скажем, даже на самых негодных евреев, которые, находясь в галуте, давно отвергли служение Всевышнему, другие народы смотрели как на евреев: они знали, что это — евреи, у которых есть отдельная религия. И поэтому, если даже они сами себя так не ведут, то общие условия – условия их жизни – заставят их так себя вести. Почему? Потому что на них уже есть это «клеймо» – печать народа, у которого есть особый образ жизни, особая вера. Благодаря этому народ Израиля оказывается носителем божьей идеи всегда, даже когда он отходит от правильного образа жизни.
И опять, даже и это, конечно же, происходит благодаря Всевышнему. Если бы не Он, то евреи давно бы ассимилировались среди других народов. А если бы это произошло, то зло бы победило. Но это не так.

Б-г не даст оскверниться Своему Имени, Он вывел Израиль из Египта, не благодаря их правильным делам. И хотя, несомненно, были люди, которые продолжали служить Всевышнему, но это было несравненно меньше тех, кто жил по другому. Он это делает ради Самого Себя, ради Своего обещания отцам Израиля.

И так же Он поступит с нами в недалеком будущем, открыв глаза тем, кто еще слеп. Дав национальное «воскресение из мертвых» всему народу Израиля. (Рим.11:15)

«Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание (на имя Мое)! славы Моей не дам иному» (Ис.48:11)

И эта проповедь не о дозволении, чтобы грешить, эта проповедь о верности Всевышнего Б-га! Он верен Своим обещаниям и Своему Слову.
Вот на что мы должны полагаться во время наших молитв – на Его верность!

Раскрытие Его присутствия

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!» (Исх.3:1-4)

Что увидел Моше? Что это был за терновый куст?

На иврите мы читаем: (מִתּ֣וֹךְ הַסְּנֶ֑ה) «митОх аснЭ» — «из среды тернового куста»

«аснЭ» — это не терние, это — «ежевика»
По мнению Й.Феликса, это колючий кустарник, близкий родственник малины и ежевики.

וְהִנֵּ֤ה הַסְּנֶה֙ בֹּעֵ֣ר בָּאֵ֔שׁ וְהַסְּנֶ֖ה אֵינֶ֥נּוּ אֻכָּֽל- «вэинЭ аснЭ боЭр баЭш вэаснЭ эйнэнУ укАль» — «терновый куст горит огнем, но куст не сгорает».

Эти цветы цвели всюду. И поэтому, скорее всего, что как гора, так и пустыня называются «Синай» из-за того, что там во множестве растут кусты ежевики.

Даат микра: «цветки «санЭ»– красного цвета, так что во время цветения издали, кажется, что кустарник охвачен огнем, но не сгорает.
Поэтому Моше сначала подумал, что он видит природное явление.
И только когда он услышал голос, исходящий из куста, ему стало ясно, что это видение, связанное с раскрытием Всевышнего.
И это событие является архетипом для всех чудесных явлений, которые мы встречаем в истории исхода из Египта. Издали, на первый взгляд, они кажутся вполне естественными явлениями, и только при более пристальном наблюдении выясняется, что речь идет о чудесах, специально совершаемых свыше»

Мы как то говорили, что очень часто, с первого взгляда, мы не видим Его чудес, и считаем события нашей жизни простыми, естественными событиями, но присмотревшись, мы вдруг замечаем, Его отцовскую руку во всем, что мы делаем. Начинаем видеть Его чудеса, происходящие в нашей жизни.

И когда Моше приблизился к Святому, он услышал приказ: «сними обувь со своих ног»

Даат микра: «Ты, Моше, стоишь в месте, где проявилась шхина (присутствие).
Проявление Всевышнего освящает землю, которая в районе проявления, и придает ей статус священной земли, на которой запрещается стоять в обуви».

Снятие обуви символизирует принижение и покорность.
Того, кто отказывается жениться на вдове брата, в Торе — заставляют снять обувь, чтобы его унизить. Обувь снимали просители, которые приходили на прием к важному вельможе.

Именно поэтому священники в Храме служили босиком — что подчеркивало их рабскую покорность Всевышнему. (Брахот 54а)

Я думаю, что когда мы вдруг видим в нашей обыденной жизни Его святое присутствие – мы должны «так же скинуть свою обувь» Тем самым показывая – «я твой раб, мой Господин»

Жених крови

«Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию»
(Исх.4:24-26)

Давайте посмотрим на это трудное для понимания место Писания.
И так как нет единого мнения в среде толкователей, то я приведу несколько разных.

Даат микра: «жених крови» — это выражение основано на представлении, что смерть желает забрать человека и разорвать супружескую связь между людьми. Коснувшись кровью ног Моше, Ципора (Сепфора) выкупила его, и он снова стал ее «женихом».

По другому объяснению, Ципора сказала Моше: «Эта кровь, которая у твоих ног — это кровь обрезания сына, которого я родила тебе, и она является свидетелем того, что ты — мой «жених» (муж), и нет у смерти позволения забирать тебя у меня».

Но почему Всевышний хотел умертвить Моше?

Рашбам: Моше продвигался очень неохотно, да еще и вел с собой жену и детей, поэтому Всевышний разгневался на него.

Всевышний хотел умертвить Моше не из-за того, что тот не сделал обрезание сыну, а из-за того, что Моше не хотел идти в Египет. Ципора коснулась ног Моше, чтобы задобрить Ангела который пришел, чтобы убить Моше. И я не хочу говорить «к ногам Ангела», потому что никто не знает – видела ли она «ноги» Ангела.

Обрезание не было связано с болезнью Моше. Моше заболел, поэтому Ципора сделала обрезание своему сыну, и это помогло Моше — т.е. это была просто дополнительная заповедь, заслуга выполнения которой помогла Моше. Это не связано с наказанием.

Раши: проблема была в том, что Моше не сделал обрезание своему второму сыну, Элиэзеру. За эту халатность Моше был наказан.

Расаг: заболел сын (а не Моше), а Моше вообще там не был – он ушел в Египет. Она положила крайнюю плоть возле его ног (а не касалась); — речь идет о сыне (т.е. возле ног сына).

Хизкуни: Моше был настолько слаб в результате болезни, что не мог обрезать сына, пока Ципора не поняла, в чем дело, и обрезала его. Ципора использовала кремневый нож, потому что они находились в походных условиях, и она от неожиданности взяла первое, что попалось под руку.
«Ноги», которых она коснулась – это ноги ребенка. Стих следует понимать следующим образом: Ципора взяла нож, и нож коснулся ног ребенка…

Согласно другому объяснению, она бросила отрезанную крайнюю плоть к ногам ангела в качестве своеобразной жертвы, подобно тому, как Гидеон и Маноах принесли жертву перед ангелом.

Ибн Эзра: Заболел Моше; обрезание надо было делать потому, что именно это было наказание для Моше – из-за того, что он не сделал обрезание вовремя. Моше заболел неожиданно. Ципора сделала обрезание, потому что Моше был болен.
То, что написано «Всевышний встретил», не означает пророчество, а это ангел Всевышнего.

Рав Шмуэль бен Хофни говорит: нельзя даже подумать о том, чтобы Всевышний вознамерился убить Моше, который по Его поручению идет в Египет, чтобы спасти свой народ! Всевышний хотел умертвить Элиэзера.

Чтобы подвести итог.

У нас есть два основных мнения:

1) заболел Моше, сделали обрезание Элиэзеру, и этим искупили вину Моше – так считают Раши, Рашбам и Ибн Эзра, причем Раши и Ибн Эзра говорят, что Моше заболел из-за того, что не сделал обрезание сыну, а Рашбам – из-за того, что медлил идти в Египет;

2) заболел Элиэзер, ему сделали обрезание и, понятно, что искупили Элиэзеру – потому что сделали ему обрезание – это мнение Расага.

Вся эта история очень удивительна и загадочна. Возможно, мы так и не узнаем, что двигало ангелом, чтобы умертвить Моше. Но в этой истории мы видим сильнейший урок для нас.

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:24-27)

Моше был послан вывести Израиль. Б-г помазал его для миссии. Но идя, чтобы выполнить ее, он должен был соответствовать Б-жьим стандартам.

Что интересно Тора представляет брит-милу (обрезание) как символ еврейского народа.

Действительно, многие ближневосточные племена делали обрезание — не все, но многие. Только в
персидскую эпоху прекратили обрезаться под влиянием персидской культуры — все, кроме евреев, которые продолжали делать обрезание.

У египтян обрезание делали жрецы, но не простой народ. Возможно, поскольку это делали только
жрецы в Мицраиме, то можно сказать, что обрезание служит отличительным признаком: жрецы египтяне выделены из среды египетского народа, а сыны Израиля, весь народ — являются жрецами, царственным священством (Исход 19, 6), в среде других народов. Подобно этому, почему кошерных животных называют «чистыми»? Потому что их приносят в жертву, и кушают их только жрецы.
А у евреев весь народ – жрецы: кушают то, что приносят в жертву в Храме. И сделано это, чтобы показать, что сыны Израиля — святой народ, и что они должны поддерживать в среде народа чистоту и святость.

Моше не сделал это. И то, что он не сделал обрезание своему сыну — было грехом для него. Он не мог оставаться в этом.

Необходимо «заделывать все бреши» в нашей жизни. Чтобы мы не были поражены.

Благословений!

Обсудить здесь

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль