Шмот – Шмот (Исход) 1:1-6:1

1 419 Просмотров




4 И стала сестра его поодаль, чтобы знать, что с ним случится.
5 И спустилась дочь Паро, чтобы омыть себя, к реке, а ее девицы ходили подле реки; и увидела она короб в тростнике, и послала свою рабыню, и та взяла его.
6 И открыла она, и увидела его, дитя, и вот мальчик плачет, и сжалилась над ним и сказала: Из детей иврим этот.
7 И сказала его сестра дочери Паро: Не пойти ли мне позвать к тебе кормилицу из жен иврим, и она выкормит тебе младенца?
8 И сказала ей дочь Паро: Иди. И пошла девица, и позвала мать младенца.
9 И сказала ей дочь Паро: Возьми это дитя и выкорми его мне, а я дам тебе твою плату. И взяла женщина дитя, и кормила его.
10 И подросло дитя, и она привела его к дочери Паро, и он стал ей сыном, и она нарекла ему имя Моше и сказала: Ведь из воды извлекла я его.
(Исх.2:4-10)

Тора открывает нам, что паро не мог заставить еврейских повитух, работать на него и его тайный замысел, чтобы они убивали новорожденных мальчиков евреев. Ведь он планировал ослабить Израиль настолько, насколько это было возможно, чтобы, по предположению «воспаленного мозга» фараона, Израиль не смог стать «пятой колонной» в его царстве. Но после неудавшейся попытки, он, как считают многие комментаторы, дает зеленый свет для своего народа устраивать еврейские погромы.

По мнению Рамбана, этот приказ распространялся не в открытую, не через глашатаев, а через подстрекательство на улицах, в храмах.

И мы читаем, что в один из таких моментов, одна мать прячет своего ребенка в тростнике.
Обратите внимание, что она не пустила его по волнам Нила, как рисует это Голливуд. Она просто спрятала его. Защищая от явного убийства, которое могло произойти. Любая мать поступила бы подобным образом. И не совсем ясно. Что она ожидала. Возможно, она хотела забрать его обратно, после того как «буря» бы поутихла.

Но как бы то ни было. Её опередила дочь паро.

Она шла со своими рабынями, чтобы искупаться в реке. И шум детского плача застал ее в пути.

Писание говорит, что её сердце сжалилось, увидев этого ребенка. Она ясно поняла кто перед ней. Перед ней был еврейский мальчик. Скорее всего, она поняла это из-за того, что мальчик был обрезан. Да и находиться в тростнике, маленький ребенок мог, только если бы его туда положили, скрывая от зверских убийств, которым подвергался еврейский народ.

Не находите ли вы удивительным такое совпадение, что убийства начались почти в тоже самое время, когда и родился этот мальчик?

В мир должен был придти машиах, спаситель Израиля и враг хотел уничтожить его еще в самом зародыше. Агада говорит нам, что астрологи предсказали паро, что родится машиах еврейского народа, который уничтожит его империю. А он не хотел делиться ни с кем своей властью.

Подобная история случилось и в более близкое к нам с вами время, когда родился Иешуа в Бейт-Лехеме.

Евангелист Матфей говорит нам, что когда царь Ирод услышал о рождении Спасителя, то не только он, но и весь Иерусалим встревожился вместе с ним.

«Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Матф.2:3)

Понятно, почему встревожился он, но почему и весь Иерусалим?
При внимательном рассмотрении жизни этого царя, мы понимаем, что это был жесткий, деспотичный, сумасшедший, страдающий манией величия и преследования человек. Он убивал без разбора. Донос на кого-то – смерть без разбирательства.

Источники нам говорят, что когда он полностью укрепил свою власть, Ирод I истребил всех членов дома Хасмонеев: первосвященника Аристобула III, Гиркана II, его внучку (свою жену) Мариамну и рожденных ею сыновей (Александра и Аристобула), а также ее мать Александру за попытку захватить власть. Уже смертельно больной Ирод I предал казни своего первенца и наследника Антипатра, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре против царя.

Утверждая этот приговор, Август произнес: «Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!»

И тогда становится понятным, почему Иерусалим встревожился.

Ирод увидел нового врага для своего царства. И никто не хотел попадать под «горячую руку» безумного царя.

Паро тоже, как и Ирод, увидел в еврейском народе своего соперника.

Он думал, что этот народ станет концом его власти и его наследия.

И он, как и Ирод, начал компанию по уничтожению такой угрозы, ещё в самом её начатке, в её зародыше.

«Давайте исхитримся (против) него, — как бы он не умножился…» (Исх.1:10)

Паро употребил хитрость. Ложь сумела поработить свободный народ, сделать их рабами.

Гитлер использовал это. Он любил повторять: «Если говорить неправду достаточно долго, достаточно громко и достаточно часто, люди начнут верить»

Это делает сатан. Он использует для порабощения ложь. Он повторяет ее Божьему народу, раз за разом. И вера превращается в неверие. А неверие приносит беспомощность и разочарование.

Но Бог богатый мудростью, делает так, что против того кого воевал фараон, этот спаситель не только выжил, но и поселился в его доме, в его окружении. Разве это не удивительно?

Меня восхищает Его мудрость, Его способность делать такое, что невозможно для человека.

«…она нарекла ему имя Моше»

Очень многие комментаторы занимаются объяснением имени Моше.

Рашбам говорит, что имя Моше образовано от слова לִמְשׁוֹ (лимшо — «тянуть»). И если брать его понимание, тогда в таком случае, непонятно, куда в имени משֶֹׁה (моше) пропала корневая буква ? – (כ)- «каф»

Возможно, мама назвала мальчика иначе, другим именем, и не назвала его «Моше». Имя – это прозвище, которое дают человеку в соответствии с его поведением.

Сфорно: משֶֹׁה (Моше) – означает «спасти других от беды». Тогда «Моше» – это прозвище, которое было дано ему позже, когда он уже выступил в роли избавителя народа.

Ибн Эзра говорит: Возможно, что משֶֹׁה (Моше) – это перевод с египетского языка (т.е. мальчика назвали по-египетски «вытащенный из реки» – и мы не знаем, как звучало это имя, но Тора переводит его имя на иврит как «Моше»).
Ибн Эзра продолжает: «И не удивляйся, что написано משֶֹׁה, (Моше) а не מָשוּי – (машуй) потому что имена не подчиняются законам спряжения глаголов.

Согласно одному из мнений, по-египетски משֶֹׁה (Моше) = «сын» (или просто «ребенок») или «сын Нила».
Сравните, например: Рамсес (Ра-мосес) – «сын бога Ра», Тутмос – «сын бога Тота».

Нечто подобное говорят Иосиф Флавий и Филон Александрийский.

Итак, Моше поселяется в доме паро.

Скорее всего, погромы вскоре прекратились. Евреи стали рабами в царстве паро. Это то, что Всевышний сказал еще Аврааму. Таков был план Божий, чтобы поднять своего сына (Израиль). Путь к возвышению лежит через унижение.

«Перевод Нового Завета в Заокском» переводит удивительное место из послания к евреям 5,7 таким образом:

«Сын ‘Божий’, Иисус, научился ‘тогда’ через страдания послушанию ‘беспредельному’» (Евр.5:7)

Мессия Иешуа прошел путь унижения, страдания для того чтобы научится послушанию.

Это не говорит только об интеллектуальном знании, о послушании. Это говорит о практическом познании, когда ты каждый день делаешь выбор между твоей личной волей и желанием твоего Бога.

Унижая себя, беря Крест каждый день, умирая, как сказал Павел, для себя каждый день, мы учимся настоящему послушанию Богу, а именно это возвышает нас. Но возвышает нас не перед людьми, а перед Богом Всемогущим.

Настоящее возвышение сына – это не одобрение окружающих, это одобрение Бога.

Сегодня мы все перепутали. Мы считаем, что почет со стороны этого мира — это и есть одобрение Отца. И если нас уважают, с нами считаются, то мы идем правильной дорогой Отца.

Но Писание говорит, что «высоко у людей – то мерзко для Бога»

Иешуа сказал:

«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук.16:13-15)

А вот картина Его героев веры:

«И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства»
(Евр.11:32-40)

Богу нужно было провести Израиль, своего первенца через египетское унижение, чтобы очистить его, чтобы научить его послушанию.

Горнило испытаний — это хороший инструмент для нас полностью и безоговорочно «упасть в руки Бога». Сдавшись Его воле и смирившись перед Его мудростью.

Тот, кто пытается бороться, чтобы изменить все самим. Обречены на то, чтобы так и не узнать Его силы.

Но это не делает нас пассивными наблюдателями. Это научает нас сотрудничеству с Богом. Когда уже не я, а Он. Когда я – Его сосуд. Когда уже не я живу, но Христос во мне. Когда я говорю Ему – да, во всем.

Яков уже боролся с Богом и Бог все равно победил.
Нет смысла повторять это снова. Когда Писания ясно открывают нам Его волю.

Возвращаясь к тексту нашей Главы, мы видим, что Моше хотя и жил в доме паро, но как видимо властью не обладал. Ведь недаром так пренебрежительно к нему обращается один из евреев. Надо быть не в своем уме, чтобы проявить такое неуважение к царскому внуку.

«И вышел он на другой день, и вот два человека (из) иврим спорят, и сказал он неправому: Зачем тебе бить ближнего твоего? И сказал тот: Кто поставил тебя мужем, повелителем к судьей над нами? Не замышляешь ли ты убить меня, как убил мицри?…» (Исх.2:13,14)»

Вопрос на счет его власти остается открытым.

Но что – да, безымянный еврей был прав.

Власть над народом Израиля, ему никто не давал.

И хотя он чувствовал себя обязанным помочь своему народу, он даже убил египтянина, чтобы помочь евреям. Но одного желания и усердия было мало.

Моше был рожден для власти. Он был избран для власти. Он всегда чувствовал в себе этот «кипящий огнем потенциал, хотя возможно и не осознавал глубину всего этого. Но власть все была еще не доступна.

Он вырос в царском окружении, он видел каждый день проявление такой власти. Как любое желание должно было исполняться в туже секунду. Но видя всё это и будучи предназначенный для власти, он еще не пришел к той точки, когда бы он понял, что человеческая власть и власть Божья – это не одно и тоже.

И тогда снова, Всевышний использовал страдания и изгнание, давление обстоятельств, чтобы привести его к его Рубикону.

«И узрел Господь, что он при (от) ступил посмотреть, и воззвал к нему Б-г из терновника, и сказал: Моше, Моше. И сказал он: Вот я.
И сказал Он: Не приближайся сюда, сними твою обувь с твоих ног, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
И сказал Он: Я Б-г твоего отца, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Йаакова. И закрыл Моше лицо свое, ибо страшился взглянуть на Б-га.
И сказал Господь: Я узрел страдания народа Моего, который в Мицраиме, и услышал их вопль от гонителей его, ибо Я знаю его муки.
И нисшел Я, чтобы спасти его от руки Мицраима и вывести его из этой страны на землю добрую и обширную, на землю, источающую молоко и мед, на место, (где проживают ныне) кенаани и хити, и эмори, и призи, и хиви, и йевуси.
А ныне, вот вопль сынов Исраэля дошел до Меня, и также узрел Я тот гнет, каким мицрим угнетают их.
А теперь — иди, и Я пошлю тебя к Паро, и выведи Мой народ, сынов Исраэля, из Мицраима.
(Исх.3:4-10)

Встреча с Богом наделило Его настоящей Небесной властью.

И это власть была дана ему не для того, чтобы стать еще одним местным князьком.

Эта власть шалиаха, власть посланника.

Именно против этого боролся паро.

И именно такой власти подчиняется духовный мир.

Недаром сказано, что посланник тоже что и пославший его.

Духам злобы поднебесной все равно, какие погоны есть у человека. Как много он знает и как сильно он образован. Но им не все равно, какую власть ты имеешь как Его посланник.

На страницах Нового Завета нам оставлен прекраснейший пример такого посланичества.

«Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса» (Деян.19:11-17)

Заклинателей нельзя было упрекнуть в их искренности помочь одержимому человеку. Плюс ко всему этому, они имели погоны. Они были сыновьями Коена аГадоль, то есть Первосвященника.

Но дух среагировал просто: «Вы кто такие, не знаю вас». Иешуа он знал, Павла знал, а вот сыновей первосвященника нет. У них не было власти Всевышнего Бога. Ведь это не власть положения, но власть Неба.

Для того, чтобы спасти Израиль, Моше должен был обладать больше чем погонами внука паро, больше чем просто своими искренним желанием помочь.

Ему нужно была ВЛАСТЬ САМОГО БОГА. И он получил ее в месте, где горел и не сгорал куст терновника.

Там он и похоронил свои амбиции и свои желания, чтобы стать рукой Всевышнего. Исполнителем Божественной воли на земле.

Однажды Иоанн сказал своим ученикам:

«Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба.
Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан.3:27-30)

Здесь сокрыт секрет силы Бога.

Чтобы в нас усилилась сила Неба, мы должны умалиться. Нас должно не стать. Не моя воля, но Твоя Боже. Через нас должен открыться Божий Сын. Мы лишь сосуды несущие божественное присутствие на земле. И потому Небо уже здесь, оно в нас.

Да поможет нам понять Господь эту простую и в тоже время «скрытую» для многих истину.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль