Шлах — Бемидбар (Числа) 13:1-15:41

1 030 Просмотров




«И говорил Господь Моше так:

Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них» (Чис.13:1,2)

Очень известная история о переломном моменте истории в жизни еврейского народа. Когда прежнее поколение лишилось привилегии войти в обещанную землю, не как странники на той земле, где обитал Авраам. А как хозяева этой земли.

В чем была вина этих людей?

Традиция дает нам несколько разных объяснений, мы лишь заденем некоторые из них.

В первых, на что хочется обратить внимание, что описание в книге Чисел и Второзаконии немного не одно и то же.

В книге Бемидбар мы видим, что Всевышний посылает разведчиков, а в Книге Дварим мы видим другую картину.

«И подошли ко мне все вы и сказали: Пошлем мужей пред собою, и они разведают нам землю и принесут нам ответ, что до пути, по которому нам восходить, и что до городов, к каким нам идти» (Втор.1:22)

Почему такое противоречие?

Кто же на самом деле послал разведчиков?

Поэтому многие комментаторы объясняют, что «шлах-леха» (как написано в книге Бемидбар) — это не приказание, а уступка: если уж тебе так понравилось предложение народа, то — посылай на свое усмотрение.

То есть, это не то, чтобы так хотел Всевышний. Он-то не сомневался в своих силах. Если Он сказал, завоюют, то они завоюют. И Он также знал, что это не будет войной, которая включает законы ведения войн. Это будет война, основанная на доверие человека Всевышнему. Потому и высматривать землю нет особых причин. Или как написано, что целью разведчиков должна быть не просто прогулка по земле с тем, чтобы составить о ней представление, а что они должны «яхперу» — что-то разведать. Что же надо разведать? – «Дорогу, по которой мы поднимимся, и города, в которые мы прийдем».

Я думаю, что у Него могли быть намерения испытать Свой народ.

И потому Он дает подтверждение, разрешение, приказ, если хотите, чтобы разведчики пошли туда. Важен был ответ. Который народ даст в своём сердце, в итоге, когда все узнает. Узнает величие этой земли и трудности с его завоеванием.

В итоге, только Иешуа бин Нун и Калев провозгласили:

«А Йеhошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефуне, из высматривавших землю, разорвали одежды свои. И сказали они всей общине сынов Исраэля так: Земля, по которой прошли мы, чтобы высмотреть ее, хороша та земля чрезвычайно.

Если благоволит к нам Господь, то приведет Он нас на эту землю, и даст Он нам землю, которая течет молоком и медом. Только против Господа не восставайте! И не страшитесь народа земли, ибо они хлеб для нас! Отступила их тень от них, а Господь с нами. Не страшитесь!» (Чис.14:6-9)

Мы еще вернемся к этому размышлению. А сейчас давайте подумаем, что еще, кроме как очевидного страха, могло двигать разведчиками, бросившими сомнения на Всевышнего.

Почему Моше понравилось предложение народа, и показалась правильной инициатива послать разведку? — Все это потому, что в Торе есть правило не полагаться на чудо. Народу Израиля обещано, что будут чудеса, что они войдут в Землю и спокойно овладеют ею, но народ говорит, что он не хотел бы почивать на лаврах и полагаться только на чудо, и они считали, что если что-то зависит от них, то они должны подготовиться к войне. Моше решил, что это, действительно, неплохо, потому что если человек хочет внести свой вклад в такое важное дело, как завоевание земли Израиля, то следует дать ему возможность проявить такую инициативу.

Но дальнейшие события после прихода разведчиков разворачиваются так, что, изложив очень объективно результаты своих наблюдений, разведчики во что бы то ни стало начинают настаивать на том, что во-первых, эта земля — нехорошая, а во-вторых, что войти в эту землю совершенно невозможно.

Из того, что они приводят сразу два таких противоположных довода, следует, что конечно, где-то в их подсознании кроется не полная объективность, и они все-таки в чем-то заинтересованы, и поэтому они против вхождения в Землю.

В чем же здесь дело? Мы знаем, что у этих князей был некоторый корыстный интерес (сознательно или несознательно). Человек, который один раз стал князем в Израиле, очень не хочет потерять это положение, потому что это очень большой почет. Они прекрасно понимали, что если условия жизни изменятся так радикально, и от жизни в пустыне евреи перейдут к жизни на Земле, и жизнь будет оседлой с занятиями сельским хозяйством, то понятно, что эти новые условия потребуют новых руководителей. Конечно, они от этого отталкивались.

Известно, почему Моше так подчеркнуто называется самым скромным человеком. Дело не в том, что человек держится скромно и говорит скромно. Важно другое. Талмуд рассказывает нам о человеке, который говорит: «я брошу на растерзание дикому зверю того, кто будет меня подталкивать к власти», но после того, как он дошел до власти, он говорит: «я разорву каждого, кто попробует меня стащить с этого положения».

Таких примеров известно много.

Мы знаем, что Шауль, первый царь, был по-настоящему скромный человек. Он по своим достоинствам был выше всего Израиля, выше Давида. Но когда он стал царем, и когда он узнал, что его сместят и назначат другого, более достойного, он просто разрывался от ревности. Только из-за этой ревности и зависти он так страшно преследовал Давида.

Это — иллюстрация того, как даже очень скромный человек, который почувствовал вкус почета, ни в коем случае не хочет терять это место.

Однако с Моше и Аароном дело обстоит совсем не так. Они оба точно так же не держались за власть, когда получили ее, как и тогда, когда Моше отказывался от нее, когда его «толкали» к ней. Поэтому то, что князья, пусть даже инстинктивно, должны были не хотеть своего смещения, но это еще не такой большой грех. Но были ли эти люди такими злодеями, чтобы говорить явную неправду ради своих личных интересов? Они были князьями Израиля, и они были назначены по именному списку с согласия Всевышнего по поводу каждого из них. Это были выдающиеся люди, и, судя по всему, они были праведниками. Однако оказывается, что даже небольшая примесь заинтересованности приводит к тому, что там, где есть место ошибиться, — такие люди ошибаются.

И вот такая их ошибка привела к безнадежности весь народ.

Если Б-г за меня, кто против меня?

«И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (Числа 14:4)

Здесь стоит интересное слово – «начальник». На иврите это – «רֹ֖אשׁ» (Рош) Дословно — голова
О чем идет речь?
Просто ли они хотели заменить Моше кем-то другим, которым легко манипулировать? Или здесь идет речь о чем-то гораздо большем?

В Талмуде трактат «Санхедрин» говорится, что под понимание о главе — речь идет об идоле.
Народ, потерявший надежду, захотел предаться идолопоклонству.

Получается, если сказать другими словами: они не просто хотели сменить их предводителя Моше но и Самого Б-га, Который вывел и почему-то «не досмотрел», что там куда они идут – их ждет верная смерть. А умереть можно и в Египте в своей кровати и нисколько «не напрягаясь».

Ведь этот Б-г поставил перед ними непосильную задачу, которая выше их сил. И они поняли, что не смогут…

Они желали эту землю. Они ОЧЕНЬ хотели попасть туда, где течет молоко мед. Ведь даже разведчики, которые сами были наполненные страхом, охарактеризовали её как:

«Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша» (Числа 14:7)

Ведь виноградную ветвь, которую они принесли, согласно мидрашу, несли на двух шестах, по двое с каждой стороны каждого шеста, то есть 8 человек несли одну гроздь…

Но они не хотели, не захотели воевать с врагами. Ведь слыша о таком сильном враге, ты понимаешь, что обречен…

«Те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас» (Чис.13:32)

Они уже сдались без единого боя, они уже проиграли в своем сердце. Даже не видя врага, веря словам своих посланников. Ведь, кажется, достаточно правильно говорить, что не получится, когда действительно так чувствуешь, что не получится.

Кем они видели себя в сравнении с таким сильным врагом?

«Мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис.13:34)

Кто же мы? Просто саранча… Нас много, но мы бесполезны…
Полный провал, капитуляция без боя.

Для лучшей иллюстрации хочу рассказать историю, произошедшую со мной и моими детьми.
Однажды, когда мы вместе обсуждали наши мечты и что бы мы хотели увидеть в своей жизни. Мои дети были очень вдохновлены идеями, получить то о чем они мечтали давно. Они хотели и новые «IPhone» и дом с бассейном и игровую приставку «Xbox» и многое другое, что обычно хотят дети в их возрасте…
Я уважаю их мечты…
И вот когда мы это всё это тщательно записали.  Они, предвкушая, что я некий добрый фей, санта клаус. И всё это, в ближайшем будущем, «подам им на блюдечке с золотой каёмочкой», я продолжил: «Хорошо — теперь мы знаем мечты, и давайте вместе подумаем, как вы сможете всё это достигнуть»

И когда они внезапно поняли, что их мечту должны воплощать они сами, и что я не буду их «доброй феей», их лица в мгновение изменились.

И из просвещенных светом мечты и радостных выражений они вдруг стали кисло-разочарованными. Ведь они-то думали, что это я исполню всё, что они хотели, а получается, что им самим придется реализовывать свои мечты. А ведь все обстоятельства, говорят, что это невозможно.

«Мы маленькие и работать нам нельзя.

У нас, конечно же, не получится, ведь это нереально.

Вы взрослые — у вас есть деньги, А что теперь мы должны пойти работать?!.
И они достаточно быстро подвели итог всем их мечтам – «Всё, теперь у нас точно этого не будет»

Смеялся ли я над их мечтами? Упаси меня Б-г!
Я хотел вдохновить их, научить мыслить нестандартно, не в рамках их возраста.
Ведь для мечты нет возраста.

Но, к сожалению, их уже сложенные стереотипы мешают увидеть, что мечта достижима…

Это в точности открывает то разочарование евреев после того как вернулись разведчики.

Они услышали хорошую новость!

Есть земля благословений. И этому даже было реальное доказательство — виноградная лоза, которая была настолько хороша, что её несли восемь человек. То, что обещал Всевышний — это правда! «В ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее» (Чис.13:28)

Но…

Но почему там такие сильные враги?
Почему там живут не слабые старики, или карлики, а люди гиганты. (Раши говорит, что это были потомки павших ангелов — было кого бояться). Почему там такие укрепленные стены в городах и почему они так хорошо вооружены?

И тут же сотни причин появилось в их голове — почему мы не можем получить эту вожделенную землю…

Почему бы Б-гу Самому не поубивать их всех, а мы просто войдем туда и всё… Так мы увидим, что всё возможно…

Мои дети тоже хотели получить свою мечту, но с условием, что я сам все это им дам. Мы не изменились…

Бог пообещал землю, но эта земля ОБЯЗАТЕЛЬНО будет нашей, когда мы доверимся Ему, несмотря на обстоятельства и начнем брать эту землю, по Его слову.

Посмотрите, что говорит Всевышний: «Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше» (Втор.11:24)
Оно будет наше, но с УСЛОВИЕМ – я должен вступить туда сам.

Разве Он человек, чтобы врать? Он сказал — так и будет! Но мы сами осуществляем это!
Мы можем умереть в пустыне, ожидая исполнения Его обещаний. Но ничего так и не произойдет.

Он говорит — мы делаем! Он посылает силу, чтобы мы продолжали.

Это принцип Писания! И мы можем найти десятки оправданий нашей лени и неверию, почему я не могу, и почему у меня не получится. Но вместо того, лучше давайте всеми силами схватимся за одну и достаточную причину — почему Я СМОГУ…

Ведь есть только одна реальность — и это не обстоятельства вокруг нас. Мы часто это путаем.

Настоящая действительность — это Его Слово обещания. Он обещал — и вот это реальность. Всё остальное — временные трудности и наши чувства — это то, что подвержено трансформации по ходу с осуществлением нашей мечты в жизнь…

И до тех пор, пока в нас не проснется «дух Йеошуа бин Нун и Калева» — мы будем только ждать, и ждать и однажды разочарованные умрем в пустыне…

«И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Числа 14:6-9)

Известное правило, которое мы много раз встречаем в Танахе, говорит – какое бы хорошее благословение человеку не давалось, оно не будет иметь силы, если он не делает ничего для его принятия.

Поэтому подводя итог, скажу одно: «Верь Б-гу до конца, не верь никому, кто говорит, что ты не сможешь, ведь если Бог за тебя, кто против тебя? Не опускай руки, не отчаивайся, черпай надежду и веру в Его Слове и побеждай»

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль

  • Алексей Скоробогач

    Приветствую Вас! Скажите, где в Торе говорится об этом (цитата из данной статьи) : «в Торе есть правило не полагаться на чудо»?

    VA:F [1.9.22_1171]
    VA:F [1.9.22_1171]
    • Shimon Tsvi

      Шалом Алексей.
      В письменной Торе такое не написано, хотя мысль прослеживается. Но огромный свод размышлений хахамим выводит принцип для человека: Не полагаться на чудо. Это не означает, что нельзя в него верить. Это означает, что мы прежде сами должны все сделать от нас зависящее. И уже когда мы более ничего не можем, ждать избавления от Него.

      VA:F [1.9.22_1171]
      VA:F [1.9.22_1171]