Шехина — Алекс Бленд

2 138 Просмотров




Сказано в книге Шмот, глава «Пкудей» 40:34-35:

И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию;и не мог Моше войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господнянаполняла скинию.

Возникает вопрос: что такое «слава Господня», или как ее принято называть Шхина, которая заполнила Скинию и препятствовала Моше войти в нее. По этому вопросу есть вероучительный спор, между различными кругами в иудаизме. Они предполагают, что Шехина ничто иное, как одно из имен самого Всевышнего. Другие же видят в ней ипостась – тварную сущность представляющую Всевышнего.

Когда мудрецы Талмуда говорят о Шхине, они имеют ввиду именно Всевышнего. Д-р Эфраим Орбах суммирует это так:

Когда речь идет о явлении Всевышнего, Его схождении и восхождении, или о Его выходе, используется понятие «Шхина». В литературе Мудрецов Мишны, понятие «Шхина» используется, когда речь идет о явлении Всевышнего, или Его близости к человеку. Во всех этих случаях, Шхина это ничто иное как сам Всевышний.

Присутствие Шхины зависит от морального и религиозного уровня поколения, как это видно из мидраша ниже:

Сначала Шхина жила в нашем мире. Когда согрешил Адам, она отошла на первое небо. Когда согрешил Каин, отшла на второе, в поколение Эноша, на третье, в поколение потопа – на четвертое, в поколение разделения – на пятное, во время Содома на шестое, во время нисхождения в Египет на седьмое.  Но соответственно есть семь праведников: Авраам, Ицхак, Яаков, Леви, Кеѓат, Амарам, Моше. Авраам низвел с седьмого на шестой, Ицхак с шестого на пятый, Яаков с пятого на четвертый, Леви с четвертого на третий, Кеѓат с третьего на второй, Амрам со второго на первый, а Моше низвел ее на землю.

Берешит раба 19

В отношении присутствия Шехины после возведения Храма существует спор:

Сказал рабби Шмуэль бар Нахаман: пока стоял Храм пребывала на нем Шехина, когда же был он разрушен, отошла Шехина в выси. Рабби Элиэзер говорит: не отошла Шехина от святилища. Даже когда оно разрушено, святость его сохраняется. Рабби Аха сказал: никогда не отходит Шехина от Стены Плача. Рабби Янай сказал: даже когда Шехина на небесах: «очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих» (Теилим 11:4).

Шмот раба 2:2

Однако, среди иудейских философов есть некоторые, считающие, что во многих случаях, понятия Шхина невозмодно истолковать как относящееся ко Всевышнему, не отступая от теологических основ Иудаизма. Так Саадия Гаон пишет:

Как возможно придерживаться мнения, описывающего Всевышнего таким материальным языком? Среди различных атрибутов, которые Ему приписывются, Писание уже описывало Его в обличии человека? Говорящим с пророками, и передающим Свои слова. Тем более восседающим на троне, носимом херувами на своде, который над головами их. Как сапфир трон и восседающий над ним как человек. И прежде еще видено такое видение, как сказано: «я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его…» (1Цар 22:19).

На эти вопросы Саадия Гаон отвечает так:

Ответим: все это сотворенное. И трон, и носящие его и сидящий на нем. И Его сотворил Всевышний из света горнего, чтобы наставлять пророков. И через Него ниспосылается Слово Бога. И Он превыше всех ангелов небесных, высшее из всех творений. И Он называется «Слава Божия». О нем немного приоткрыли пророки: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы» (Дан 7:9). А мудрецы называли Его «Шехина».

Саадия Гаон. Верования и воззрения 2.

Рамбам принимает позицию Саади Гаона, но вместе с тем и разделяет:

Подобно тому, в выражении «Слава Господня» иногда подразумевается сотворенный свет,который Бог водворяет  в каком-либо месте, чтобы чудесным образом возвеличить оное: «И осенила Слава Господня гору Синай, и покрывало [ее облако]…», «И Слава Господня наполнила скинию». Иногда же в этом выражении подразумевается самость и истинность Его, да превознесется Он, как в словах [Моисея]: «дай мне увидеть Славу Твою», на которые был дан ответ: «Ибо человек не может увидеть Меня и остаться в живых». [Этот ответ] указывает на то, что упоминаемая здесь «Слава» — это Его самость. И [Моисей] употребил оборот «Славу Твою», чтобы выразить свое благоговение, аналогично тому, что мы разъяснили в связи с речением «И скажут они: как Ему имя?».

Море Навохим (Путеводитель Растерянных). 1:64

Нахмонид категорически не соглашается с Рамбамом по этому вопросу. Вот его возражения:

1)      Когда Моше просит у Всевышнего, чтобы Его Шехина споровождала Израиль (так в арамейском переводе), не возможно предположить, что речь идет о сущности, отдельной от Всевышнего. Ведь Моше ранее категорически отказался от этого и Всевышний согласился с ним. Но Шехина не ангел, а тварная сущность представляющая самого Всевышнего.

2)      Как написал пророк Йехизкиэль: «Благословенна Слава Всевышнего из дома Шехины Его. Как можно обращаться молитвенно к сущности, которая не есть Сам Бог?

Рамбан Берешит 46:1.

Второй аргумент вызывает удивление. Ведь речь не идет о молитве, но о благословении. А благословлять отдельную сущность допустимо.

Из доступных нам источников известно, что каббалисти считали Шехину отдельной сущностью являющей божественное присутствие среди людей. Так например писал рабби Иеуда бен Барзилай из Барселоны:

Когда замыслил Святой Благословенный сотворить мир, прежде всякой твари сотворил Дух Святой, чтобы был Он знамением Его божественности. И сотворил престол, быть престолом Святого Духа, называемого Славой Божией. Это сверкающий блеск и великий свет, освящающий всякое творение. А мудрецы называли Его Шехина.

Комментарий на Сефер Йецира.

Если так, когда в еврейских источниках речь идет о Шехине, то это собственно Дух Святой – тварная сущность, отдельная от Всевышнего. А согласно Зоару, Шехина отождествляется с раскрытием божественного в Израиле и мире и отождествляется с десятой сфирой (эманацией) божественного, которой собственно предано управление миром и которая также отождествляется с Горним Израилем. Сответственно, речь также идет о сущности, отдельной от Всевышнего.

Так мы обнаруживаем, что удивительным образом, рационалистические круги еврейских философов, такие как Рамбам и Саадия Гаон, занимают схожую позицию с еврейсими мистиками: «Слава Господа» или «Шхина» не являются самим Господом, но тварной эманацией, сотворенной для связи с Израилем и миром.

Совершенно с другой точки зрения толкует рабби Нахман Крохмаль понятие Шхина в свете гегелевской философии. Всякий народ находит вдохновение и поддержку в силах, которые его окружают. Разница между Израилем и язычниками заключается в том, что у язычнков это природные силы, не имеющие особого источника. Для Израиля же это абсолютно духовный источник. То есть непосредственно от Всевышнего. На связь Израиля с абсолютно духовным указывают Писания и мудрецы Талмуда, когда они говорят, что Всевышний живет среди своего народа, Дух его на народе и Шехина в его среде или сопровождает его в изгнании. И так он пишет:

Во всех наших делах веры и во всяком воодушевлении духа, раскрывающемся в нас, будем знать сердцем нашим и благодарить Бога, живущего в нас, от которого все это исходит. То есть все эти качества коренятся в Нем и от Него изливаются в дух каждого из нас. Это тайна сказанного «и буду жить в них».

Оригинал заметки на иврите опубликован здесь:

http://www.yedidia.net/alex/node/53

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль