Ръэ — Дварим (Второзаконие) 11:26-16:17

681 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

«И будет, когда приведет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты вступаешь, чтоб овладеть ею, то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие на горе Эйвал». (Втор.11:29)

Горы Гризим и Эйваль составляют часть горной цепи Эфраима, но физический контраст между ними ошеломляет.

Гора Гризим, расположенная к югу от долины Шхема, зелена и плодородна, ее склоны поднимаются пологими террасами. Гора Эйваль, расположенная к северу, крута и гола. Ее высота около 900 метров; гора Гризим немного ниже.

Эти две расположенные рядом горы дают самый потрясающий, поучительный и отчетливый образ благословения и проклятия.

Обе они вырастают из одной и той же почвы, обе получают одни и те же осадки – дождь и росу. Одни и те же воздушные потоки проносятся над ними; одна и та же пыльца опыляет их.

И, тем не менее, Эйваль остается абсолютно бесплодной, тогда как Гризим покрыта до самой вершины буйной растительностью. Таким образом, мы видим, что благословения и проклятия зависят не от внешних обстоятельств, а от того, как мы реагируем на эти обстоятельства.

Следовательно, благословенны мы или прокляты, зависит не от навязанных нам внешних условий, а от того, как мы справляемся с ними – от нашего отношения к тому, что должно принести нам благословения. Когда мы переправляемся через Иордан и делаем первые шаги по земле Закона, который освящает нас, вид этих двух гор преподает нам вечный урок того, что мы постоянно стоим перед выбором между благословением и проклятием и что мы сами, своим собственным нравственным поведением можем решить, которая из двух гор будет олицетворять наше собственное будущее – Гризим или Эйваль.

Маасер ани

Маасер ани — десятины для бедных: в третий и шестой годы каждого семилетнего цикла вместо маасер шени земледельцы отделяли маасер ани.

Эту десятину они распределяли среди бедных, и им было позволено есть ее повсеместно.

Моше вводит новое понятие как «десятина бедных».

Она отделялась только 2 раза в семилетнем цикле.
Но само понятие благотворительности настолько сильно вошло в геном еврейского народа, что однажды Рамбам писал: «Мы никогда не видели, чтобы десять евреев жили вместе и не образовали благотворительной кассы»

К великому сожалению, щедростью людей в последние времена воспользовались множество «нечистых на руку» людей. Под видом ангелов света они пробрались в Его стадо и через манипуляции и обольщение привели многих святых в страх и разочарование, так, что даже истина об этом стала казаться чем-то рожденной не в Слове Единого Бога. Но от того, что золотая монета упала в грязь, она не перестала быть от этого золотой. Мы должны всё возвратить на свои места!

В ТаНаХе есть множество обещаний для тех, кто не боится открыть своё сердце для нуждающихся, и жертвовать свои деньги.

Мы не можем сегодня приносить «десятину бедных» в её чистом виде, если мы не землевладельцы и не живем от своих полей.

Но наши мудрецы постановили понятия «цдаки».

Мидраш говорит, что однажды произошел разговор между философом и рабби Гамлиэлем:

Философ спросил у р. Гамлиэля: «Ваша Тора предписывает постоянно раздавать цдаку и не опасаться подвергнуть риску свое финансовое положение. А разве тревога по этому поводу не естественна? Как можно спокойно раздавать деньги, если каждому ясно, что лучше сохранить их на случай нужды?»

Тогда р. Гамлиэль спросил: «Если у тебя попросят взаймы, ты дашь ссуду?»

«Все зависит от того, кто просит, — отвечал философ. — Если проситель мне незнаком, я могу потерять деньги».

«А если тебе предложат поручителя?» — снова спросил р. Гамлиэль.

«Если я буду уверен, что это надежный человек, то соглашусь», — отвечал философ.

«Если проситель предложит в качестве поручителя главу правительства, — продолжал р. Гамлиэль, — как ты поступишь?»

«Тогда у меня будет полная уверенность, что возврат ссуды гарантирован» — заявил философ.

Р. Гамлиэль пояснил: «Давая цдаку, человек, по сути дела, дает в долг под гарантию Создателя Вселенной.

В Писании (Мишлей 19:17) сказано: «Тот, кто милостиво подает бедным, как бы дает ссуду Богу, Который заплатит все, что причитается».

Никому нельзя доверять в большей степени, нежели Творцу; если Он обещает вернуть деньги, разве может кто-либо колебаться, давать или не давать цдаку!»

Глаза Творца на открытом сердце даятеля.
Он следит за тем, как мы готовы давать бедным и нуждающимся в этом мире. И это не должно быть одноразово. Тора постановила это делать, как постоянное установление.

Пусть это не станет, подтверждением, что Всевышний является финансовой машиной. Вкладывай и получишь больше…
Мне каждый день приходят по несколько писем – как быстренько вложить деньжат и быстренько разбогатеть. А именно этому учат ловкие учителя-предприниматели, которые только сами и богатеют, а их паства, беднея, обеспечивает неплохую жизнь их лидеру.

Но для первой общины, это был приоритет. Ведь мотивы были другими, чем у большинства церквей сегодня…

Апостол Павел пишет:

«Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» (Гал.2:9,10)

А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. Рим.15:25-27

От раздачи цдаки до сих пор никто не обеднел.

Верно и противоположное, потому как сказано в Писании:

«Тот, кто раздает (цдаку) бедным, ничего не потеряет, а тот, кто прячет глаза, будет многократно проклят» (Мишлей 28:27).

Бог возвращает деньги, пожертвованные на цдаку, а то, что утаили от бедных, мы, в конечном счете — потеряем.

Мудрецы говорят, что самая большая цдака — удержать ближнего от ее получения.
Если вы можете найти ему работу, взять его в дело или ссудить деньгами, чтобы он мог сам себя поддерживать, то вы исполните самую совершенную цдаку.

Конечно, мы не должны бросаться в крайности и жертвовать столько, сколько нам не по силам, чтобы потом и самому просить…

Но и с другой стороны, становиться жестокосердными…

Тора говорит нам

«…дабы научился ты бояться Господа, Бога твоего, во все дни.» (Втор.14:23)

Отделение заповеданной Законом Торы десятины – это признание того, что труд человека для поддержания его личного существования должен посвящаться Всевышнему.

Нам разрешается насладиться первыми плодами, отложенными для личного использования, лишь после того, как мы отдадим дань заботе о нуждах не имеющих своей земли левитов, освящению всех своих личных удовольствий, (что мы должны научиться делать в присутствии Бога) и – каждый третий год – поддержке своих неимущих братьев.

Согласно Торе, соблюдение этих процедур было доверено совести каждого отдельного еврея, который, как предполагается, по умолчанию, жаждет исполнить все Божественные заповеди.

Хотя буква Закона дает землевладельцу возможность избежать отделения этих десятин.

Если он хочет внести свой урожай в закрома тайно, «через крыши или ограды», оставшись незамеченным, он не обязан исполнить эту заповедь. Он может тогда употребить весь свой урожай на собственные нужды, и не обязан по закону вспоминать о левитах и бедняках или наслаждаться урожаем перед Богом.

Но если он хочет выразить свою радость в Боге, внеся урожай через широко открытые ворота своего дома, то он обязан исполнить эту заповедь.

Фактически, Закон предполагает, что еврейский землевладелец не получит радости от своего урожая, если он обошел эту заповедь.

Вот почему последующие поколения с тоской смотрели на те лучшие дни прошлого, когда землевладельцы несли свой урожай домой через широко открытые ворота, чтобы их урожай подлежал десятине, в печальном сравнении со своим временем, в котором землевладелец приносил урожай домой окольными путями, чтобы избавить его от этой обязанности.

«Обратите внимание на разницу между ранним и поздними поколениями.

Согласно Талмуду Брахот 35б — Ранние поколения, как правило, специально приносили свой урожай через палисадники, чтобы он стал подлежать десятине, а позднее поколение приносит его через крыши или задние дворы, чтобы избежать десятины».

И в Бава меция 88а говорится, что ранний упадок в торговле фруктами в земле Исраэль приписывается тому, что торговцы воспользовались возможностью схитрить, которую им давал Закон, то есть, что покупали или продавали лишь такие плоды, которые избавлены от десятины.

Написано: «Почему были разрушены базары в Бейт Эйно? Потому что в своих действиях они опирались на (букву) Писания. Они говорили: “Сказано: «Ты должен отделять десятину… чтобы есть…», следовательно, «не должен, если намереваешься продавать». Сказано: «Отделяй от своих семян», значит, «не от тех, что продаешь».

По Закону, нельзя отделять десятину от плодов одного года за плоды другого года.

Намерение этого условия, очевидно, состоит в том, чтобы мы осознали личное Божественное Провидение, которое делает труд человека каждый год и каждый вид продукции предметом Его любящей заботы.

…В то же время, однако, Тора ясно дает нам понять, что долг еврея ни в коем случае на этом не заканчивается. Напротив, он открывает бесконечные возможности для личной благотворительности и благотворительности добровольных организаций для выполнения самой полезной в мире работы.

Еврейская мысль рассматривает задачу творения добра как цдака (буквально, «справедливость»), как долг в самом высоком смысле слова.

Тот, кто не помогает бедным со всей своей энергией, совершает грех и несет тяжкую ношу вины перед Богом.

Этот подход делает «творение добра» независимым от порывов сострадания, которые могут меняться вместе с настроением дающего, и рассматривает его как безусловную обязанность, освобождая, в то же время, принимающего помощь от давящего чувства унижения (от мысли о «получении милостыни»).

В иудаизме еврейский бедняк не получает «милостыню», доброхотный дар дающего.

Всматриваясь своим глубоким видением в закон о десятине бедных, наши Мудрецы определили размер обязательной цдаки в одну десятую.

Такая сумма должна отделяться на благотворительность от каждого впервые приобретенного капитала и от годового дохода с основного капитала.
Таким способом каждого еврея побуждают рассматривать себя как администратора благотворительного фонда – большого или малого, – вверенного его попечению и посвященного Богу, так что он должен радоваться каждой возможности обратить на добрые цели эти средства, которые уже не принадлежат ему, но доверены ему для достойного расходования.

Рабби Хия (Шабат, 151 б) однажды сказал своей жене:

«Если бедный попросит что-нибудь, быстро неси ему навстречу то, что он попросил, — так будут нести и твоим детям».

Жена недоуменно ответила ему:

«Зачем проклинаешь наших детей?»
Сказал ей рабби Хия:

«Жизнь — это колесо. Иногда мы на колесе, иногда — под колесом, это неизбежно».

Да благословит нас Всевышний!

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...