Пурим

1 009 Просмотров




В 2013 году, первый год после конца света, Праздник начинается (в Иерусалиме — 24 февраля вечером)

 Читать и обсудить на форуме

Предыстория:

Пурим — праздник, согласно библейской книге Эсфири (9:20–32), учрежденный Мордехаем и Эсфирью в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Хаман.

Название праздника происходит от слова пур (аккадское пуру – `жребий`), который бросал Хаман, чтобы назначить месяц истребления евреев (Эсф. 3:7).

В эпоху Хасмонеев праздник назывался Днем Мордехая (II Макк. 15:36).

Согласно книге Эсфири, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление; в царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара (Эсф. 9:1–2, 13–14, 17–19).

15 адара называется поэтому Шушан Пурим и празднуется в тех городах Эрец-Исраэль, которые в древности (по традиции — при Иехошуа бин Нуне) были, как и Сузы, обнесены стеной (в частности, в Иерусалиме и Тверии); во всех же прочих местах Пурим отмечается 14 адара.

В еврейские високосные годы, когда добавляется дополнительный месяц — адар шени (`второй адар`), Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции (Мег. 6б–7а) именно тогда произошли описываемые события (лишь караимы празднуют Пурим в високосный год в первом адаре);
14 и 15 числа первого адара называются в этом случае Пурим катан (`малый Пурим`), и в этот день возбраняются пост и надгробные речи.

Пурим начинается с окончанием Поста Эсфири.

Пурим — малый праздник, то есть в этот день разрешено работать.

Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири (по свитку).

Литургические свитки часто украшают (иногда — иллюстрациями к тексту). Когда читающий произносит имя Хамана, присутствующие поднимают шум, дети крутят трещотки и т. п., выражая таким образом ненависть и презрение к злодею.

Пурим — веселый праздник, в который принято пить вино; как сказал вавилонский законоучитель Рава (Мег. 7б), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Хаману или благословения Мордехаю (хотя некоторые законоучители возражали против буквального понимания этого предписания).

В Пурим принято приносить друг другу свертки со сладостями и сладкой выпечкой (на иврите мишлоах манот, буквально `посылка яств`, на идиш шелахмонес) и давать деньги нуждающимся (Эсф. 9:22).

На праздник пекут особые треугольные пирожки со сладкой начинкой (обычно — с маком или вареньем), называемые ушами Хамана (на иврите озней Хаман) или кошельками Хамана (на идиш хоменташен).

Пурим — карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читались произведения, пародирующие религиозную литературу; наибольшей известностью среди них пользуется «Массехет Пурим»

Во многих общинах существовал обычай назначать «пуримского раввина», который читает «пуримскую Тору» — шуточные переделки священных текстов. Особый жанр этого праздника — пуримшпил (на идиш `пуримское представление`), исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Первоначально такие представления были просты и коротки (текст не превышал несколько сот рифмованных строк), однако уже в начале 18 в. в пуримшпилях начало сказываться влияние европейского театра, и эти представления постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями и музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк.

Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата.
Тем не менее, пуримшпили всегда сохраняли содержательную связь с книгой Эсфирь и разыгрывались только на Пурим.

Под влиянием итальянского карнавала вошло в обычай рядиться на Пурим, причем мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено Галахой).

В Израиле в Пурим проводятся карнавальные шествия, наиболее старое и известное из которых — адлояда (буквально «пока не перестанет различать»).
(Еврейская энциклопедия)

История:

Ахашверош взошел на трон Персидской державы — 3392 (367) г.

180-дневный пир Ахашвероша — 3395 (364) г.

Эстер взята во дворец Ахашвероша — тевет 3399 (360) г.

Аман бросает жребий — нисан 3404 (355) г.

Первый указ, разосланный Аманом — 13 нисана 3404 (355) г.

Трехдневный пост, объявленный царицей Эстер — 14-16 нисана 3404 (355) г.

Падение Амана и его казнь — 17 нисана 3404 г.

Второй указ, противоположный первому — 23 сивана 3404 (355) г.

Печаль, перешедшая в радость: казнь десяти сыновей Амана — 13 адара 3405 (354) г.

Победа евреев над погромщиками (кроме города Шушана, где сражение шло еще один день) — 14 адара 3405 (354) г.

Празднование Пурима в Шушане — 15 адара 3405 (354) г.

Запись Свитка Эстер;
установление еврейскими мудрецами праздника Пурим на все последующие поколения — 3406 (353) г.

Заповеди праздника

Заповеди, которые евреи должны исполнять в Пурим, символизируют радость, охватившую спасшихся от гибели евреев. Трапеза в Пурим напоминает о веселье, царившем в еврейских домах. В этот день посылают подарки друзьям, делясь с ними своей радостью. В Пурим принято радовать бедных подарками. Чтение Свитка Эстер – символ веселья еврейских общин.

Чтение Свитка Эстер.

Вечером и днем в Пурим читают Мегилат Эстер (Свиток Эстер). Содержание Свитка напоминает нам о произошедшем чуде, и есть заповедь читать его публично. Таким образом выполняют написанное в Свитке: «И дни эти будете вспоминать и отмечать из поколения в поколение… и память о них не сотрется у ваших потомков…» Наши мудрецы учат: «Как о них вспоминают? Читая Свиток».

Праздничная трапеза.

Есть заповедь устраивать в Пурим трапезу, главная отличительная черта которой – веселье.
В Свитке Эстер сказано о днях Пурима:
«Дни пира и веселья».
В Пурим принято пить вина больше обычного, потому что чудо Пурима связано с вином: царица Вашти была изгнана царем во время пира, когда пили много вина, и вместо нее царицей стала Эстер; также во время пира Эстер сумела убедить Ахашвероша отменить указ об уничтожении евреев. Во время праздничной трапезы нужно давать усладу своему телу в память о физическом спасении евреев в дни Пурима.

Первоначально, об обязанности опьянеть в Пурим говорит Талмуд: (Пересказ Алекса Бленда)

Сказал Раба: обязан человек опьянет в Пурим так, чтобы не различать между «проклят Аман» и «благословен Мордехай»

На одном дыхании Талмуд продолжает:

Рава (это вероятнее всего ученик Рабы, а в некоторых списках талмуда сам Раба) и рабби Зира устроили в Пурим совместный пир. Захмелели. Рава напал на рабби Зиру и зарезал его. На следующий день сжалился и оживил. Год спустя сказал Рава рабби Зире: давай устроим и на этот раз совместный пир. Но рабби Зира сказал: не не не… не каждый год случается чудо.

Начнем с того, что многие комментаторы считают, что рассказ Талмуда указывает как раз на ошибочность установления Рабы и его дурные плоды.

Рабейну Эфраим пишет об этом: приведя такой рассказ, Талмуд указывает на неправоту Рабы и отвергает тем самым его установление. Следовательно нет никакой обязанности напиваться в Пурим

Рамо говорит осторожнее: это указывает на то, что надо знать меру. Пусть выпьет чуть больше обычного и ложится спать. Спящий уж точно не отличит благословен Мордехай, от проклят Аман.

Самый авторитетный ашкеназский источник галахи говорит: так и прааильно поступать.

Рабби Нахман из Спинки говорит: запрещено пьянеть. Пьянство источник стольких бед, блуда, кровосмешения, кровопролития и.т.д. Но пусть выпьет только чуть-чуть.

Другие законодатели принимали установление Рабы с оговорками:

Маарша говорит: должен выпить настолько чтобы уже не различать духовное в ближнем, не видеть где человек на высоком духвном уровне, как благословенный Мордехай, а где на низком, как проклятый Аман.

Рабби Шмуэль Шараби говорит, что в те времена была песенка, каждая строка которой заканчивалась или на «благословен Мордехай» или на «проклят Аман». Достаточно было чуть выпить — было легко перепутать.

Рав Ашкенази говорит: должен выпить столько, чтобы не суметь посчитать, что благословен Мордехай и проклят Аман имеют одну и ту же гематрию.

ТаЗ говорит, что человек должен помнить что Мордехай благословен, а Аман проклят и как раз наоборот, не напиваться так, чтобы это забыть (язык текста позволяет такое толкование).

Из всех еврейских авторитетов только два — Рамбам и Турим выссказывают однозначную поддержку словам Рабы.

Рамбам говорит: должен есть и пить и опьянет так, чтобы заснуть от вина.

Турим говорит не особо объясняя: должен опьянеть, так чтобы не различать «благословен Мордехай» и «проклят Аман». Сколько это точно — сам он не говорит, но в книге его зятя, упоминается, что на двоих они распивали три ревиита вина, то есть по 120-180 грамм вина.

Про Маараля рассказывают сказку, что на Пурим он принимал местного царя и сотворил чудо, спустив с неба пивной дождь. А еще больше всех удивил тем, что и сам выпил целую пинту пива, в честь праздника.

Машлоах манот.

Каждый еврей должен послать два вида угощений, по меньшей мере, одному человеку, как написано в Свитке: «…посылание яств в дар друг другу». Смысл этой заповеди – в укреплении братства между евреями и в умножении веселья.

Подарки бедным.

Существует заповедь давать подарки, по меньшей мере, двум бедным евреям. Подарком могут служить деньги, угощения или любой другой предмет, которому бедняк будет рад.
Сказано в Свитке Эстер: «…подарки бедным».

Исполнение двух последних заповедей сводит на нет слова Амана: «Есть один народ, рассеянный и разбросанный между народами». Аман хотел подчеркнуть отсутствие единства у евреев. Эстер же сказала Мордехаю: «Иди, собери всех евреев». Мы – единый народ, и эти заповеди подчеркивают глубокую связь между всеми евреями.

Обычаи и символы праздника

Карнавал

С давних времен существует обычай наряжаться в Пурим в карнавальные костюмы, изображающие различные персонажи Свитка Эстер и другие. Карнавальные костюмы меняют человека до неузнаваемости, что служит напоминанием о чуде изменения судьбы евреев, происшедшем в Пурим. В Свитке Эстер сказано: «…обернулось так, что сами иудеи одолели недругов своих» и то был «месяц, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник». Этот обычай также напоминает о начале борьбы евреев с далеким предком Амана – Эсавом. Брат Эсава Яаков должен был одеться в одежды Эсава, чтобы получить благословение своего отца Ицхака.

(Рассказ Алекса Бленда)
Традиция переодевания в праздник Пурим, сложилась намного позже чем все остальные традиции этого праздника. Первые свидетельства о ней относятся к четырнадцатому веку. Изначально, вероятнее всего, это было заимствование традиции соседей саксрнцев. Но со временем, обычай попытались наполнить каким никаким смыслом.

Самый простой приводит энциклопедия «Традиции Израиля» — в маске бедняку менее стыдно собирать пожертвования.

Более глубокий смысл — переворот в судьбе. Все не так как оно выглядит в настоящем, поэтому и суд будет не таким как кажется. В казалось бы совершенно отошедшей от Всевышнего общине евреев, вдруг с невероятной силой раскрывается действие Всевышнего. Это очевидно и в то же время скрыто, так как сам Всевышний не упомянут в Книге вовсе. Праздник раскрытия в сокрытом — почему бы не переоблачиться. В виде ислючения, в этот день Рамо разрешает мужчинам переодеваться в женское платье и наоборот.

Сокрытие Лика — другая сторона праздничного переодевания. Народ оставил традиции отцов, Всевышний сокрыл Лик. Но сокрыл словно маской — не отвел глаз. Поэтому и отмечаем праздник масками, которые скрывают лицо, но не скрывают глаз.

И конечно стоит помнить, что переодевание в одежды противоположного пола не имело в те годы столь пошлой коннотации, как это принято сейчас. Героев фильмов и мультфильмов не было. А за переодевание в царя могли наказать. Поэтому, в силу фантазии выбор костюмов был ограничен. На мой взгляд, переодевание в Гарри Потера или Супермена бессмысленно, но сама традиция может многому научить.

Рав Ицхак Кадури как-то на пурим взял пластиковую винтовку и раздавал пластиковые же пульки. Некая игра слов «кадури» можно перевести как «Пулькин». Другой очень авторитетный раввин, переодевался в унитаз, где спустив бачок можно было получить апельсиновый напиток. Шутовство конечно. Но позволяет увидеть в раввине нечто, что свойственно простому человеку, низводит его с башни на землю.

Трещотка

В Пурим полагается трещать трещоткой: этим «инструментом» пользуются, когда читающий Мегилу произносит имя Амана. Ведь Аман был потомком самого большого врага евреев – Амалека, память о котором нам заповедано стереть с лица земли. В знак этого принято заглушать имя Амана при чтении Свитка Эстер.

«Уши Амана» (гоменташен)

Существует обычай печь в Пурим пирожки с маковой начинкой, напоминающие по форме уши. Эти пирожки называются в народе гоменташен, что в переводе с идиш означает «уши Амана». Каббалисты утверждают, что подобно тому, как в пирожке есть видимая часть (тесто) и невидимая (начинка), так и в празднике Пурим есть явные события, описанные в Свитке, и завуалированное участие в них Всевышнего.

Пурим. Случайность или Судьба? Ашер Кушнир

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Шутки:

Еврейская мама провожает сына-рекрута на войну:
— Береги себя, сынок! Убьешь турка — присядь, отдохни. Потом иди дальше.
— А ну как, мама, если сяду я отдыхать, а меня другой турок убьет?
— Ой вэй! А тебя-то за что?!

Еврей приехал из России в Америку. Ищет синагогу.
— А вам какую? — спрашивает сосед. — У нас в квартале есть литовская, польская, румынская, венгерская синагоги.
— Скажите, реб йид, а нет ли поблизости еврейской синагоги?

Еврей пришел покаяться к раввину.
— Ребе, я согрешил, — признается он. — В Киеве я обедал в украинском ресторане.
— Нечестивец, как ты мог есть некошерную птицу?
— А что мне было делать, ребе?! Это было Йом Кипур, и все еврейские рестораны были закрыты.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль