Практическое применение Заповедей. Кдошим — Ваикра (Левит) 19:1 — 20:27

513 Просмотров




Краткое содержание:

Недельный раздел Кдошим начинается с того, что Б-г призвал сынов Израиля к святости, подобной Его собственной, то есть к возвышенности и отделенности от всего порочного.

Этот призыв нашел выражение в целом ряде повелений и запретов:

запрещено поклоняться идолам, есть мясо жертв по истечении установленного срока, давать ложную клятву, присваивать чужое имущество, задерживать плату работнику, обижать слепых и глухих, творить несправедливость в суде, обманывать, сплетничать, ненавидеть, оставлять ближнего в опасности, затаивать злобу, создавать гибриды животныx, носить одежду из смешанной — шерстяной и льняной — ткани, снимать урожай с дерева в течение первыx треx лет, гадать, ворожить, брить бороду и виски, делать татуировку, притеснять пришельца, проклинать родителей, обращаться к знахарю или вызывающему мертвых.

Заповедано: уважать родителей и почитать стариков, оставлять часть урожая бедным, любить ближних, есть плоды, снятые с дерева на четвертый год его плодоношения, только в посвященном Б-гу месте (Иерусалиме), соблюдать субботу, уважать святилище (Храм).

Б-г сделал соблюдение всех этих заповедей условием, при котором евреи будут иметь право на Землю Израиля.

Если же они последуют обычаям народов, населявших Кнаан, то будут оттуда изгнаны.

Практическое применение Заповедей

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (От Матфея 5:43-48 SYNOD)

Удивительное дело, как многие проглатывают толкования о том, что ненавидеть врага своего исходит из самой Торы. Обратите ваше внимание, Что Иешуа сказал: «Вы слышали». Он не сказал, что так написано в Законе. (ненавидь врага своего)

Хотя надо отдать должное, что уже во времена Иешуа сложилось толкование у многих евреев, что ненавидеть врагов – это вполне в «духе Торы».

Но конечно в этом виновата не сама Тора, а толкования некоторых сект иудаизма того времени.

Из истории Израиля мы знаем, что были группы, которые были очень жестоки по отношению ко всему и ко всем, кто не разделял их взгляды. Это были Садукеи, зилоты и вышедшие от них сикарии. Вот эти ребята действительно ненавидели своих врагов. Понятно, что их интерпретация Торы отражала их взгляды.

Читая это место Евангелия от Матфея, нельзя не увидеть очень большую схожесть с сегодняшним нашим разделом Торы – Кдошим. Где говорится о любви к своему ближнему и призыву к святости и совершенству.

Во 2 стихе 19 главы Левит мы читаем:

«Говори всей общине сынов Исраэля и скажи им: Святы будьте; ибо свят Я, Господь, Б-г ваш»

И в 18 стихе

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь»

Все, что делал Иешуа, это исправлял «покалеченное» понимание у Своих слушателей. Он просто возвращал их к истоку. К тому, что было дано самим Всевышним на горе Синай: к любви к Богу и своему ближнему.
Но любовь, как вы догадываетесь, это не просто чувства внутри нашего сердца.
Она не находится в потаенном месте, там, где никто этого не видит и не слышит.
Ведь Тора не оставляет другого понимания как только, что любовь — это конкретно выраженные поступки по отношению к Богу и нашему ближнему:

Давайте посмотрим на некоторые Заповеди из нашей Недельной Главы «Кдошим».

3. «Всякий матери своей и отца своего страшитесь»

Это очень важная Заповедь. Настолько важная, что в одной Главе, она повторяется дважды.

20,9. «Ибо всякий, кто будет злословить отца своего или мать свою, смерти предан будет; отца своего или мать свою злословил, кровь его на нем»

Сегодня эта мицва почти стала раритетом.
Тора действительно говорит о страхе (ירא)- «ЙарА» — это значит страшиться. И это должно исходить от детей, а не родителей. Отец и мать не должны пугать своих детей. Но дети должны настолько уважать своих родителей, что это переходит в страх поступить не так.
Но дети непросто перестали «страшиться». А даже запросто могут «опустить» своих родителей в глазах их знакомых и друзей. И это стало привычным в обществе.

Слово (לקלל) «лекалель», которое используется, как злословить, означает: «проклинать, ругаться».
Что уже само по себе подразумевает, что когда ты обзываешь кого-то, ты проклинаешь его.
Но Тора запрещает ругаться на своих родителей. Без причины или с причиной…

» 9. И когда будете жать жатву на вашей земле, не дожинай до конца края поля твоего и опавшего от жатвы твоей не подбирай. 10. И виноградника твоего (до конца) не обирай, и опавшего в твоем винограднике не подбирай; для бедного и для пришельца оставь их. Я Господь, Б-г ваш»

Кажется, что эта заповедь не так уж и актуальна сегодня.
Ведь Израиль, да и вообще общество в целом ушло от аграрной культуры.
Но не все так просто. Во первых давайте поймем суть этой заповеди.

Господь говорит, что всякий жнущий свое поле должен оставлять часть на своем поле и не подбирать того, что упало от жатвы. Также поступать и с виноградником. Это не просто заповедь. Ведь Всевышний добавляет, что Он Господь Бог наш. Он дал это как мицву, чтобы бедный и пришелец, который не имеет своего удела, мог кушать и насыщаться.

В Торе мы так часто видим Его заботу о бедном. И в этом наш Бог!

Но сегодня, даже те, кто имеет свой огород, не смогут исполнить эту заповедь в прямом смысле этого слова. Если они оставят часть своего урожая на грядке, то вряд ли кто-то придет собрать его для себя. Так как это не принято в нашем обществе. Если вы оставите часть для бедных, скорее всего, ваш урожай просто сгниет на поле.
Но как я вижу, это не освобождает нас от этой заповеди — делится частью своего урожая с бедными и пришельцами. (Не инопланетянами…)

Если у нас нет своего поля или виноградника сегодня, у нас есть наша зарплата.
И было бы очень хорошо, если бы каждый из нас выделил лишь небольшую часть из своего семейного бюджета для выполнения этой Мицвы.

Как это делают в некоторых еврейских семьях.
Обычно делают небольшую коробку, в которую каждый Пятничный Ужин, на каббалат Шаббате кладут небольшие деньги для бедных. И когда скопится небольшая сумма, уже её жертвуют для бедных.

«11. Не крадите, и не отрекайтесь, и не лгите друг против друга. 12. И не клянитесь Именем Моим во лжи; хулить ты (тем) Имя Б-га твоего. Я Господь»

Что значит отрекаться?
Это значить, что если ты украл, и тебя поймали на этом, не брать еще одного греха и не отрекаться, а пройти весь путь покаяния, как предписывает Тора. (Не просто сожаление о содеянном поступке). Надо возвратить своему ближнему то, что украл и возвратить с соответственными процентами.

Это мы хорошо видим на примере мытаря Закхея.

«Иешуа, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иешуа сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (От Луки 19:5-10)

Вот это и есть настоящее покаяние в воровстве.

Наша вера — это дела. Нет такого понятия «тихой веры в сердце». Которая никому и нечем не обязана, а также и ей не обязан никто.

Тора говорит о дороге связанной с Его Заповедями.

Веришь? — Делай!

Украл ручку? Не говори, что сожалеешь. Верни пять ручек. И лишь потом можешь говорить, что сожалеешь об этом.

А вообще, если для тебя это действительно актуально, советую более детально изучить этот вопрос. Потому что при разных случаях воровства есть разная мера покаяния.

13. «Не обижай ближнего твоего и не грабь, и не останется у тебя на ночь плата наемному работнику до утра»

Эта Заповедь больше относится к тому человеку, у которого работают еще люди.
Думаю, большого пояснения она не требует.

14. «Не злословь глухого и перед слепым не клади преткновения, и бойся Б-га твоего. Я Господь»

Кто такие глухие и слепые?

Писание не говорит об издевательстве, над такими людьми. Что само по себе не требует даже Заповеди, потому что это противоречит человеческому здравомыслию.

Шломо бен Ицхак толкует это место Писания так:

«Не злословь глухого». (Из сказанного) мне известно, (что запрещается злословить) глухого.
Откуда (видно, что это) распространяется на всякого человека?
Поэтому сказано: «… в народе твоем не проклинай» Исход 22, 28.
Но если так, почему сказано «глухого»?
Глухой (не слышит злословия и не оскорбится, но он есть человек) живой, как всякий другой живой человек.

«И перед слепым не клади преткновения».
Человеку, слепому в каком-либо деле, не давай совета, неблагоприятного для него. Не говори такому: «Продай свое поле и купи осла», желая при этом завладеть его полем.

15. «Не творите кривды в суде. Не лицеприятствуй убогому и не угождай великому; по правде суди ближнего твоего.»

Это говорит о прямоте твоего пути.
Неважно кто перед тобой, богатый или бедный. Если тебе дана власть решать судьбы, суди справедливо.

Возможно, мне можно возразить, эта Заповедь не имеет отношения ко мне. Я не начальник, и я не судья.
Но… Посмотрите, как Апостол Иаков открывает еще одну грань этой Мицвы:

«Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Послание Иакова 2:1-4)

А вот эта грань открывает нечто интересное. И это наше отношение к ближнему.
Это напрямую относится к нашим симпатиям и антипатиям.
Исследуйте свое сердце на предмет худых мыслей…

Есть еще достаточно интересный вывод из этого стиха Торы:

«По правде суди ближнего твоего» — Это означает судить о ближнем твоем с лучшей стороны, не подозревай его в дурном» Конечно это прямой текст. Но применяя его, можно избежать многих проблем в жизни и стать тем, кого люди будут видеть рады всегда.

16. «Не ходи соглядатаем в народе твоем; …»

Что значит быть соглядатаем?

Посмотрим на толкования того же Раши:

«Я полагаю: потому что все, кто сеет раздоры и разносит злословие, ходят по домам своих ближних и выслеживают в надежде увидеть или услышать что-либо дурное и рассказать всем и есть эти соглядатаи».

Что по мне, я бы отнес сюда еще и тех, кто подобен разведчикам посланных, прежде чем Израиль завоевал Кнаан. Тех, кто сам не верит обетованиям Святого, но и других заражает своим неверием.

«И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые» (Числа 13:33)

16 «…не стой при крови ближнего твоего. Я Господь»

Что это Заповедь значит?

Все очень просто. Если ты видишь другого человека в опасности. Сделай все возможное, чтобы спасти его.

«17. Не питай ненависти к брату твоему в сердце твоем. Увещевай, увещевай ближнего твоего, и не понеси зА него греха. 18. Не мсти и не поимей злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь»

Тора говорит однозначно, что ненавидеть своего ближнего — это грех.

Но обсуждая практическую сторону жизни, понимает, что отношение нашего ближнего к нам, может нанести вред, даже если тот человек этого и не понимает. А потому в нашем сердце может прорасти ненависть к такому человеку.

Так что же нам делать в таком случае?

Не держи этого в себе, но с любовью увещевай. Расскажи ему о том, что он причиняет тебе своим поведением.
Потому что не высказанная обида, боль, выросшая в сердце, вырастит до мести.

Иешуа в связи с этой Заповедью сказал:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди к нему и с глазу на глаз укажи ему на вину его. Если послушается он тебя, приобрел ты брата своего. Если же не послушается, пойди к нему с кем-нибудь, с одним или с двумя, ибо каждое дело подтверждается устами двух или трех свидетелей. Если их он тоже не послушается, скажи общине; а если он и общины не послушается, пусть будет он для тебя подобен язычнику и сборщику налогов» (Матфей 18:15-17 BTI).

Мы разобрали практически все заповеди в нашей Недельной Главе относящиеся к любви к ближнему.
Я понимаю, что мы даже не стали погружаться в глубину каждой Мицвы. Но я думаю, что вы убедились как Тора и Новый Завет взаимосвязаны друг с другом и как актуальна каждая заповедь для нашей повседневной жизни и сегодня!
Да благословит нас Всевышний, чтобы нам идти дорогой веры в Его откровениях Торы.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль