Полемика раби Йеошуа с греческими философами

455 Просмотров




Агада на 8б Бхорот рассказывает о полемике раби Йеошуа с греческими философами — мудрецами Афин. Различия между мировозрением, основаным на Торе с одной стороны и представлениями о мире греческих философов (собирательный, обобщенный образ) в Талмуде подчеркиваются не раз. Ниже — нсеколько примеров.

«Птолемей Второй привел (в Александрию) семьдесят двух Мудрецов, посадил каждого в отдельный дом и приказал: «Напишите мне Тору учителя вашего Моше».

Дал Всевышний разумение сердцу каждого и каждого из них, и все пришли к одному и тому же (выводу) — нужно написать так: «Всесильный сотворил вначале небо и землю…», а не «Вначале сотворил Всесильный…», как сказано в Торе (Мгила 9а). Иначе бы стали говорить идолопоклонники: «Вот и в Торе написано: » Вначале (кто-то) сотворил Всесильного…»

Понимание текста зависит от духовного развития человека, которое в свою очередь определяется представлениями той культуры, к которой он принадлежит. Так древние греки с Крита и из Микен верили в изначальность и вечность материи как бездны и хаоса. Тора же в самом первом слове зашифровала предупреждение, обращенное к каждому, кто приступает к ее изучению: «Знай, что за видимым началом всегда скрывается начало невидимое». Берешит — «в начале»… Бейт решит — два начала (числовое значение буквы бет — два). Начало в начале…

Зримое начало без тайны невидимого глазом света, ставшее основой мировоззрения Древней Греции, сотворило божества. Хаос — нечто реальное, ощутимое, хотя и трудно определимое, изначален для эллина и не скрывает нечто, то, что предшествовало его бессмысленности и отсутствию доброго и творческого начала. (В начале существовал лишь вечный безграничный, темный хаос. В нем заключались источники жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса. (Легенды и мифы древней греции Н.А Кун).)

Чем может стать хаос? Только воплощением хаоса. Бессмысленность всегда жестока — и сыны Эллады не знали добра. Боги убивали своих прародителей, а человек — человека. Что же остается человеку, если боги пожирают своих детей, а в человеке нет человека? Для грека не было начала до начала — предшествующего всему Бога живого, единственное желание Которого дать благо Своим творениям, созданным воспринять это благо. Хаос — отсутствие направления движения из-за отсутствия цели. Его первое порождение — тьма. Луч света существует, пока он сохраняет связь со своим началом, и в любой среде он выбирает кратчайший путь к намеченной цели. Свет — движение, стремление распространить добро — раскрыть в каждой точке связь с Источником блага. Тот, кто не верит в изначальность бесконечного света, считает все сущее порождением тьмы.

Спросил Александр Македонский у Мудрецов с юга (Израиля):
— Что сотворено вначале — свет или тьма?

Подумали Мудрецы:
— На это нельзя ответить ему.

И сказали ему, что темнота сотворена первой. Ибо думали, что начнет он спрашивать сейчас, а что выше небес, а что там, где кончается самое малое, а осознать изначальность бесконечного света в силу своего мировоззрения он не в состоянии, даже если ему рассказать о нем (Тамид 32а).

Действительно, тьма сотворена первой. Но ведь до начала должно быть начало — то, что не было сотворено. И через тьму пробивается извечный и несотворенный свет: небо и землю Всевышний сотворил, а свету сказал, чтобы был — и был свет: в мир, где появилась множественность, пробился луч, призванный дать человеку возможность воспринимать творение как нечто единое, обнаружить нити связи между далекими и непохожими друг на друга объектами и в конце концов найти точку, общую для неба и земли и соединить все миры. Поэтому Мудрецы ответили правильно, но ответ этот был в корне неправильным: правильным для грека и неправильным для еврея. В начале была сотворена тьма, а потом пробился через нее свет, который изначальнее тьмы.

Перевод, целью которого было сокрытие знания от тех, кто не способен воспринять его, стал причиной для траура.
Когда перевели Тору на греческий язык, тьма накрыла Йерушалаим на три дня. И одолела тьма свет, и окутала город света, из которого распространяется Тора. «Ибо из Циона выйдет Тора и Слово Всевышнего — из Иерусалима » (Йешая’у 2:3).

Лист Талмуда, Lilmod.org

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль