Подчинение царю и в каких случаях?

379 Просмотров




«У царя Израиля есть право убить любого, кто ослушается его. Даже, если он отправил одного из людей в то или иное место, а тот не пошел, или не вышел из дома, такой человек повинен смерти.

И, если царь хочет убить его – может убить, как сказано: «Всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, предан будет смерти» (Йегошуа 1:18).

Так же и всякого, кто позорит царя, или проклинает его есть право убить. Ослушавшийся царя или опозоривший его может быть казнен только мечем. Такого человека разрешается подвергнуть наказанию плетью (перед казнью) ради того, чтобы утвердить достоинство царя в глазах других людей.

Однако царь не имеет право забрать имущество преступника, и нарушение этого запрета является грабежом» (Рамбам Гилхот Малахим 3:9).

Рамбам не говорит, что царь обязан советоваться с мудрецами или пророком. Право решения остается за ним, и никто не может обвинить его в том, что, подозревая кого-то в измене или оскорблении его достоинства, он допустил ошибку.

Однако, это не означает, что следует исполнять все приказы царя.
Об этом напоминает комментарий Кесеф Мишне: царь не имеет права отменить законы Торы – даже одну самую незначительную из ее заповедей, а если он нарушает этот запрет – не следует слушать его.

В подтверждение этого положения он приводит продолжение того же стиха из книги Йегошуа: «Только будь тверд и мужествен» и разъяснение Раши, основанное на положении мудрецов талмуда, приведенном в трактате Сангедрин (49а): «Если царь решит отменить заповеди Торы, не следует слушать его».

Человек может оказаться поставленным перед трудным выбором: исполнять ли приказ или нет. Неисполнение приказа грозить смертью от руки слуг царя, которые не откажутся подчиниться ему, а подчинение власти может привести к действию, которое станет нарушением заповеди Торы и тем самым, преступлением перед лицом царя царей.

Известно, что человек не обязан жертвовать своей жизнью или идти на риск, когда его вынуждают нарушить одно из положений Торы ради выгоды господина, который может убить его, если не подчиниться его воле (исключением является требование нарушить запрет идолопоклонства, разврата или убийства – в этом случае есть обязанность умереть, но не преступить заповедь).

Однако, человек, которого заставляют совершить запрещенное действие, чтобы доказать, что не следует соблюдать запреты Торы, так же обязан пожертвовать своей жизнью.

В случае, если царь утверждает, что его законы превыше заповедей Торы, нельзя исполнять его приказы даже под страхом смерти, но, если он велит нарушить один из законов ради спасения всего народа, ему следует подчиняться.

В случае Когенов Нов Авнер и Амаса отказались исполнять приказ так как несмотря на право царя казнить всех, кого он подозревает в бунте, расправа над когенами Нов была осквернением имени Всевышнего в глазах всего народа и окружающих стран

Источник: Лист Талмуда

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль