Пинхас — Бемидбар (Числа) 25:10-30:1

980 Просмотров




Начало нашей недельной главы рассказывает нам о том, чем завершились усилия Билама скомпрометировать народ Израиля в глазах Всевышнего — он совратил их на разврат.

Талмуд об этом говорит так:

«Сказал он (Билам) им: “Их Бог ненавидит разврат. Евреи же обожают льняные товары. Дам же вам совет: устройте рынок и посадите блудниц продавать в шатрах льняные изделия… Когда евреи, после еды и питья, развеселившись, отправятся побродить по рынку, блудницы будут им говорить: “Ты ведь для нас совсем как родной, заходи в шатер, садись, выбирай себе сам вещи! Рядом с ней пусть стоит Аммонское вино. Она скажет ему: не хочешь ли выпить чашу вина? Когда он выпьет, в нем разгорится страсть и он скажет: иди ко мне! Тогда она вынимает из-за пазухи своего идола и говорит: послужи ему! Он скажет: но ведь я еврей! А она ответит: да брось ты… я ведь не уступлю тебе, пока ты не откажешься от своей Торы! И об этом говорится (Хошеа 9:10): “они пришли в Баал-Пеор, и предались сраму, и стали мерзкими по своему собственному желанию»

В конце предыдущей главы, как Пинхас бросился в бой, чтобы отвратить гнев Всевышнего. В ревности своей за Господа, он убил грешника на месте, без суда, без полагающихся по закону предупреждений, без заслушивания свидетелей — вопреки всем правилам суда и следствия, предписанных Торой, которые, в сущности, делают смертный приговор практически невозможным. Пинхас же взял закон в свои руки, совершил, в своей ревности, поступок, чрезвычайно опасный с социальной, моральной и воспитательной точки зрения.

Что же говорит по этому поводу Тора?

«И говорил Господь Моше так:
Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-священнослужителя, отвратил ярость Мою от сынов Исраэля тем, что возревновал Моей ревностью среди вас, и не истребил Я сынов Исраэля ревностью Моей! (Чис.25:10,11)

И не странно ли, что такова награда за этот поступок?

Мудрецы Иерусалимского Талмуда утверждают, что духовные лидеры того времени – то есть, Моше и старейшины – не одобрили поступка Пинхаса. (По русски Финееса) Один из них говорит даже, что они хотели наложить на него херем, то есть отлучение, но вмешался Святой Дух и сказал:

«Потому скажи. Вот Я даю ему Мой завет, (завет) мира.
И будет ему и потомству его после него заветом священнослужения вечного за то, что возревновал он за Б-га своего и искупил сынов Исраэля» (Чис.25:12,13)

Вот как объясняет отношение к поступку Пинхаса мудрецов, комментарий Тора Тмима:
«Такой поступок должен совершаться только тем, кем движет истинный, ничем не запятнанный дух ревности за Господа и желание увеличить Его славу. И кто может знать в таком случае, не было ли у того, кто сделал это, какого-то личного мотива — ведь тогда это будет не ревность за Господа, а просто убийство?

Вот почему Мудрецы хотели отлучить Пинхаса, и понадобилось вмешательство Святого Духа, который засвидетельствовал, что Пинхасом руководила истинная ревность за Всевышнего» .

И награда за такую ревность по Всевышнему – это «Завет мира»

Есть разное понимание, что же это значит, но более подходящей кажется интерпретация Рабби Цви Иехуды Берлина, которую он приводит в своем комментарии «ХаЭмек Давар»:

«Божественное обещание союза мира — это скорее гарантия защиты от внутреннего врага, от того вреда, который может быть нанесен личности ревнителя таким поступком, как убийство, умерщвление человека без суда»

«В награду за то, что он отвратил от сынов Израиля гнев Всевышнего, Всевышний даровал ему миролюбие, способность не гневаться и не вспыхивать. Такой поступок, как тот, что совершил Пинхас, мог бы, безусловно, оставить в сердце его глубокую рану, беспокойство и напряжение, и благословение Святого, да будет Он благословен, было предназначено для того, чтобы помочь ему справиться с этой травмой и сохранить душевное спокойствие»

Давид говорил о наслаждении таким миром:

«А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс.36:11)

Мир – это еврейское слово: Шалом. שלום

Давайте более подробно посмотрим на это слово:

Слово шалом образовано от корня ש (буква «шин»), ל (буква «ламед») и מ (буква «мэм»), в звуковом выражении соответственно Ш. Л. М., имеющего глубокий смысл и настолько многогранное значение, что перевести его во всей полноте на другой язык просто невозможно.

Кроме «мира», «спокойствия» и «благополучия» этот корень выражает значения «единство, целостность, цельность», «полнота», «совершенство» и «усовершенствование».

Эти значения проявляются в словах, образованных от данного корня:

шалем – «целый», шлемут – «цельность, целостность, совершенство», шалюм – «совершенный»,мушлям – «совершенный, идеальный» и «завершенный», глагол леhишталем – «быть стоящим» и «совершенствоваться» и образованное от него существительное hиштальмут — «усовершенствование» и «повышение квалификации», глагол леhашлим вбирает сразу несколько значений: «завершать, дополнять», «усовершенствовать» и «примиряться».

Отсюда существительное hашлама – «завершение; дополнение; примирение».

Еще одно, казалось бы, неожиданное значение корня ш. л. м. – «оплата».

С этим понятием связан глагол лешалем – «платить», такие слова, ташлюм– «воздаяние, плата»,шилюмим – «компенсация, выплаты» и другие.

Связь с остальными значениями корня ш. л. м. здесь отсутствует только на первый взгляд, ведь компенсация – это и есть восполнение, восстановление утраченной целостности.

Как вы видите, шалом – слово с поистине всеобъемлющим значением, суть которого – гармония, единство, полнота.

В толковом словаре Эвен Шошан, мир вообще определяется как «реальность»

И не удивительно, что в иудаизме Шалом используется как одно из имен Б-га.

Шалом настолько важен, что Рабби Шимон учил: «Велико значение мира — мы ясно видим это, поскольку Всевышний и в мирное время, и на войне действует не так, как смертный царь. Смертный царь идет на войну во главе огромных армий, окруженный тысячами людей. А с мирной миссией он отправляется один — без армии. Всевышний поступает наоборот. Когда Он идет с миром, Его окружает огромная армия, как сказано в книге пророка Даниэля: «Тысячи тысяч служат Ему» (Даниэль, 7,10). Но на войну Он отправляется один, как сказано в книге пророка Йешайи: «Один топтал Я в давильне, и не было со Мной никого» (Йешайя, 63,3). Из этого мы учим, что и египтян Всевышний поразил один. Поэтому в Торе и сказано: «Господь поразил всех первенцев»

Итак, Всевышний дает шалом Пинхасу.

Но этот шалом доступен и для Его людей.

«Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс.118:165)
Каждый из нас, как и Пинхас может насладиться миром.

Подобное мы встречаем на страницах Нового Завета, когда Иешуа говорит Своим ученикам:

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоан.14:27)

И как вы видели выше, что действительно этот мир очень важен.

Мне очень нравиться, определение Эвен Шошана – что это «реальность».
Лат. realis — вещественный, действительный.

Другими словами, шалом определяет твою реальность, действительность.

Когда Бог заключил завет мира с Пинхасом – это изменила его действительность. Он стал тем, кто нес этот мир.

Иешуа обращаясь к своим ученикам говорил, чтобы они несли такую реальность в дома людей. Потому что они стали подобны Пинхасу, людьми мира.

«А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (Матф.10:12,13)

Шалом по сути определяет кто мы есть. Он делает нас совершенными и целостными. Он наполняет нас гармонией с Богом и самим собой. Это не искусственная улыбка и пустая душа за ней. Это внутренняя полнота от Всевышнего. Которая изменяет тебя и окружение вокруг тебя. Она полностью трансформирует нашу действительность. Что совершенно не понятно для окружающих нас людей. Но становится естественной нашей реальностью.

Глава основана на размышлениях профессора Нехама Лейбовича.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль