Падшие ангелы

805 Просмотров




Берешит 6:1-4

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

В богатой литературе времен Второго Храма встречается только одна точка зрения: бней элоhим = сыны Божьи — это ангелы, в соответствии с Иов 1:6:

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

Так пишет Филон («О гигантах»), так же пишет Иосиф Флавий (Древ 1:3:1):

Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все хорошее. Нечто подобное позволяли себе и известные по греческим преданиям гиганты.

Флавию, как всегда, важно привязать библейскую историю к тому, что знают греки.

В книгах Еноха, Юбилеев и многих других — история падших ангелов занимает центральное место. Именно они научили человечество плохому — причем «плохое» может означать разврат, насилие, колдовство, мистические тайны или даже обработка металлов — и привели его к потопу. Ангелы называются там по именам. некоторые из которых — Шамхазай, Азаэль — встречаются и у хазаль.

Версия, что бней элоhим означает не “ангелы”, а “сыновья судей”, впервые появляется в переводе Онкелоса. Собственно в Талмуде она не высказана, по-моему, нигде. Она есть в Сифрей Зута от имени р. Шимона бар Йохаи, и в Берешит Раба, тоже от имени р. Шимона б. Йохаи:

Р. Шимон б. Йохаи называл их сыновьями судей. Он проклинал всех, кто говорил, что это сыновья Божьи. Всякая пирца (как сказать? преступление? прорыв?), которая не от великих — это не пирца. [То есть коррупция является коррупцией, если она идет от элит]. Если священник крадет бога — кто же им поклянется или принесет жертву!? כומריא גנבו אלהיא מאן מומי ביה או מאן מקרב

Падшие же ангелы несколько раз упоминаются в Талмуде как-то стыдливо: по именам, но без объяснения, о чем речь.

Йома 67b:
Тана де-бей р. Ишмаэль: <Козел отпущения> к Азазелу — чтобы очистить от греха Узы и Азаэля.

В Гемаре не сказано, кто такие Уза и Азаэль — мы это узнаем от Раши.
И второе место:

Нида 61а:
Сихон и Ог — братья, сыновья Охии, сына Шамхазая.

Опять-таки, без Раши мы не знали бы, кто это такие. Охия встречается в другой кумранской рукописи — «Книге Гигантов». Эта книга была популятна у манихеев и известна на многих языках стран, где было распространено манихейство, вклюучая уйгурский и согдианский. Интересно, что вместе с Охией в ней упомянут гигант Гильгамеш — герой шумерского эпоса.

Таким образом, остросоциальная идея, что коррумпированные элиты привели мир к потопу — исходит из окружения р. Акивы, и ни разу, по-моему, не появляется собственно в Талмуде.

А идея, что это падшие ангелы, исходит из окружения р. Ишмаэля, отстаивающего, не забудем, принцип «Тора говорит на языке людей».

Таким образом, для хазаль падшие ангелы — это описание истории «человеческим языком», а совращение человечества детьми ответственных работников — остросоциальный мидраш.

В Средние века восприятие меняется. Комментаторы чувствуют себя все более неловко с падшими ангелами, и все сильнее настаивают, что бней элоhим — это дети судей и начальников. А вариант с падшими ангелами считают неправдоподобным мидрашом.

Раши к Берешит 6:2-4 говорит:

Сыновья правителей и судей. Везде в Писании слово Элоhим означает власть, господство. Это докажут <такие примеры>: «А ты <Моше> будешь ему <Аhарону> Элоhим» [Шмот 4:16]; «Смотри, Я поставил тебя Элоhим фараону» [Шмот 7, 1].

А падших ангелов вспоминает совсем в другом месте — там, где комментирует слова мераглим (шпионов) (Бемидбар 13:33):

И там видели мы исполинов (нефилим), сынов Анака, из исполинов.

Раши к этому стиху говорит:

Это великаны, богатыри, из сынов Шамхазая и Азаэля, павших с небес во дни поколения Эноша.

Дело в том, что здесь его не интересует, были ли падшие ангелы или это популярная сказка. Стих, который он комментирует — это прямая речь мераглим, вернувшихся из похода по Эрец Исраэль. Те страшно напуганы великанами, они упоминают их в качестве последнего аргумента, даже после того, как упоминают «землю, поедающую живущих на ней». Не напуганы только Калев и Йеhошуа — недаром Калев получает в удел Кирьят-Арбу, то место, где жили великаны. И вот мераглим говорят: «Мы видели нефилим из тех самых нефилим, о которых вы слышали». Вот эти их слова Раши и объясняет

Адасса Б

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль