Ноах — Берешит (Бытие 6:9-11:32)

1 630 Просмотров




«И сказал Господь: да не борется дух Мой в человеке вечно, потому что он плоть; пусть будут дни его сто двадцать лет.
Исполины были на земле в то время, и после того, как сыны великих стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им: :это богатыри, издревле люди знаменитые.
И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время,
И пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:3-7)

Грех, достиг своей вершины.

Мир настолько извратился, настолько ушел от своего истинного предназначения, что Всевышний в своем сердце, принимает решение стереть с лица земли все человечество.

Ашем долготерпел, пока земля не наполнилась злодеянием. Потому наказание не свершилось сразу же.

Рабби Ханина спросил рабби Йоханана: — Что относительно написанного: «Ибо знает деяния их…?» Сказал ему тот: — Святой, благословен Он, не взыскивает со злодеев, пока не прочитает список их жалоб с самого начала, а затем взыскивает с них. Тогда Святой, благословен Он, превращает день в ночь и судит их для наказания, а потом взыскивает с них; так, сначала: «И увидел Господь, что велико…», а потом: «И сказал Господь: истреблю человека». Берешит рабба 28,1

Люди наполнили грехами меру беззаконий. И когда пришло время суду для земли, Всевышний искал человека, от которого Он мог бы продолжить человеческий род.

«Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:8,9)

Интересно, что слово в роде своем стоит во множественном числе и мудрецы комментируя это, говорят, что Ноах на самом деле сам был не столь большой высоте. Но этой праведности бы не хватило для спасения. Но почему же он спасся? Благодаря своему потомству.

Мидраш сообщает нам:

«Сказал рабби Абагу: — Мы обнаружили, что Святой, благословен Он, делает милость последующим поколениям благодаря прежним; откуда следует, что Святой, благословен Он, делает милость прежним благодаря последующим? Ибо сказано: «Ноах же понравился» – благодаря своему потомству: «Вот родословие Ноаха»…

Не смотря на выводы мидраша, Тора все же называет его праведником и непорочным.

Это толкует очень хорошо Рамбан. Он говорит:

«По-моему, согласно пшату (буквальное толкование смысла библейского текста), это означает, что Ноах был единственным праведником в тех поколениях, как написано ниже (Берешит 7, 1): – это означает, что нет в этом поколении никого другого, достойного того, чтобы спасти его. А написано (בְּדֹֽרֹתָ֑יו) – во множественном числе, потому что прошло много поколений после уничтожения поколения потопа, но все еще не появился на земле другой праведник, кроме него»

И пусть даже это и было только в сравнении с его поколением.

Но, тем не менее, легче спуститься, чем подняться. А Ноах продолжал оставаться выше беззакония.

Обозревая землю, ища людей, Он находит человека, который был праведным и непорочным в своем роде.

Давайте вникнем немного глубже, что имеет в виду Тора, говоря о праведности и непорочности Ноаха?
Что значат понятия: «праведный» и «непорочный»?

Слово Праведник «צִּדיק» — ЦадИк, в Танахе может иметь два значения:

עֹשֵׂ֣ה צְדָק֣וֹת וּ֜מִשְׁפָּטִ֗ים Psa 103:6

(ОсЭ ЦдакОт уМишпАт) «творит правду и суд»

1. Цадик – «Это человек, который поступает согласно Закону и справедливости » – например:

Ezekiel 18:5 Если кто праведен и творит суд и правду»

2. Другой смысл этого слова – тот, кто прав, оправдан и невиновен на суде, например:

Второзаконие 25,1 – «оправдают правого и обвинят виновного»

Теперь применяя эти значения к Ноаху, мы можем сказать, что Ноах был оправдан на Божьем Суде, потому как он ходит в правде Всевышнего, в глазах его поколения.Но, кроме того, он был еще и непорочен.

Непорочный: (תִמים) ТамИм – «совершенный, абсолютно полный»

Например:
Числа 19, 2 – «совершенно красная корова»

Что это означает, раскрывает нам вторая часть стиха:

«Ноах поступал правильно» Или в русском переводе: «Ной ходил пред Богом» (в соответствии с указаниями или требованиями Единого)

Иешуа говоря о предстоящих событиях предостерег людей, Он сказал:
Евангелие от Матфея 24, 37-39

«Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого»

Во время Ноаха, когда человечество было уже обречено. Ему было отведено 120 лет для строительства и это время было дано для покаяния людей .

«И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Бытие 6:5)

וַיַּ֣רְא יְהוָ֔ה כִּ֥י רַבָּ֛ה רָעַ֥ת הָאָדָ֖ם בָּאָ֑רֶץ וְכָל־יֵ֙צֶר֙ מַחְשְׁבֹ֣ת לִבּ֔וֹ רַ֥ק רַ֖ע כָּל־הַיּֽוֹם

В Талмуде, Санhедрин 57а написано, что земля наполнилась грехом – разврата.

Дальше в 13 стихе мы читаем:

«И сказал Бог Ноаху: конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них. И вот, Я истреблю их с землею» (Быт.6:13)

То, что мы читаем как злодеяние — это слово – חָמָ֖ס (ХамАс).

И с арабского она переводится как «усердие, воодушевление, энтузиазм» Вот почему террористы взяли себе это название. Но мы не арабы и потому читаем на иврите.

Вот она 6 глава Бытие.

Таргум Онкелос в своем переводе заменяет это слово на: חטיפה (ХатифА)

Это достаточно широкое понятие, включающее в себя кражу, грабеж, похищение людей, в том числе похищение с целью изнасилования.

Раши говорит, что Хамас – это «грабеж, разбой»

Давайте посмотрим, где еще в Танахе встречается это слово, чтобы приблизить его к оригинальному значению:

«И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьёй между мною и между тобою» (Быт.16:5)

Разве Сару кто — то ограбил? Нет – она говорит мужу: «Ты виноват в том, что вытворяет со мной эта рабыня!» Здесь слово «ХамАс» использовано в значении «злодеяние, несправедливость вообще»

«Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их» (Быт.49:5)

Разве Шимон и Леви занимались грабежом или разбоем?

Нет: они вырезали жителей Шхема.

«Дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на жителей Сихемских, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев своих» (Суд.9:24)

Кто-то их ограбил? Нет: там же, в стихе 5 рассказывается, что их зарезали.

Йехезкель 7, 23 – упрек пророка: «Сделай цепь, ибо земля эта наполнена кровавыми злодеяниями, и город полон насилий» (Иез.7:23)

Даат микра говорит, что основное значение слова חמס (Хамас) в Танахе – это «кровопролитие, убийство»

И конечно же это слово может означать злодеяние вообще: будь то грабеж, насилие, ложь и т.д.

Тогда становится понятно, что Тора сначала описывает преступления, которые совершали люди в том поколении: убийства (вспомните – обращение Лемеха к своим женам), насилие, разврат, а затем делает вывод: «и наполнилась земля злодеяниями» Иначе не понятно – при чем тут грабеж к описываемым выше преступлениям?

Понятно, что было множество и других преступлений. Но основное преступление, которое совершало то поколение – это убийство.

Иешуа не акцентирует внимание на том, какие грехи должны предшествовать Его приходу.

Хотя, несомненно, сегодня есть те грехи, что процветает именно в поколении Его пришествия.

Это место Писания говорит о внезапности Его прихода, как это и было в дни Ноаха.
Причем предупреждений будет достаточно. Но им не будет внимающих. И потому это стало внезапным.

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут.
Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не [сыны] ночи, ни тьмы.
Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним». (1Фесс.5:1-10)

И хотя существовал голос Ноаха, провозглашающий и призывающий к покаянию, люди оказались не готовыми к предыдущим событиям. Иешуа говорит, что подобное произойдёт и сегодня, в наши дни. Несмотря на голос праведников провозглашающих этому поколению, мир так и останется не готовым к предстоящим событиям.

Пусть не про нас это будет сказано!

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль