Ноах — Берешит (Бытие 6:9-11:32)

599 Просмотров




«Во всем мире был один язык и одно наречие. Двигаясь к востоку, люди вышли на равнину в Шинаре и поселились там. Они сказали друг другу: – Давайте сделаем кирпичи и обожжем их получше. Кирпичи у них были вместо камня и смола вместо известкового раствора. Потом они сказали: – Давайте построим себе город с башней до небес, чтобы прославить свое имя и не рассеяться по всей земле. Господь сошел посмотреть на город и башню, которые строили люди, и сказал: – Все люди – один народ и у них один язык; вот они и затеяли такое; теперь не будет для них ничего невозможного. Сойдем же и смешаем им язык, чтобы они перестали понимать друг друга. И Господь рассеял их оттуда по всему свету, и они перестали строить тот город. Вот почему он был назван Вавилон– ведь Господь смешал там язык всего мира. Оттуда Господь рассеял их по лицу всей земли». (Бытие 11:1-9 RSZ)

Потомки Ноаха говорили на одном языке. И все отлично понимали друг друга.
Ибн Изра говорит, что этот язык был ивритом. С ним согласны многие мудрецы, хотя есть и такие которые говорят, что и до разделения люди говорили на разных языках — а единый язык, означает, что все понимали друг-друга.

Человечество поселилось в Шинаре — это древнее Междуречье. Шумерская цивилизация. Эта цивилизация появилась сразу же со всеми атрибутами высокоразвитой культуры: ремёслами, промышленностью, сельским хозяйством, архитектурой, и это ставит ученых в тупик. И не удивительно, ведь наука признает только пошаговое развитие человека, от «амебы в чебурашку…»

Но археология делает сенсационные открытия. Так исследовав одну из шумерских печатей, американский астроном, астрофизик Карл Саган получил неопровержимое свидетельство, что 5 — 6 тысяч лет назад шумеры знали, что Солнце, а не Земля является центром нашего «ближнего космоса»

В библиотеке царя Ашшурбанипала были обнаружены многочисленные сложные астрономические таблицы. В них приводились списки звёзд и планет, излагались правила вычисления астрономических событий: положений Луны и планет, лунных и солнечных затмений.

Первая карта звёздного неба попала к нам из шумерского царства. Европейцы в лице греков получили такие карты с названиями созвездий и звёзд от хеттов, которые в свою очередь заимствовали их у жрецов Двуречья.

Именно шумеры были колыбелью человечества, по крайней мере так считают археологи. Там в Месопотамии обнаружены первые признаки человечества. И не просто человечества, но высокоразвитого человечества.

Все чем обладала цивилизации до потопа, к сожалению, так и не было обнаруженно, может кроме некоторых артефактов, которые ученые по ошибке считают, уже более поздними строениями.

Самый известная личность Шумерского царства — это был Гильгамеш — царь (лугаль) шумерского города Урука.

Вот что про него написано в Викепедии:

Представитель 1-й Династии Урука. Гильгамеш — это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильга-мес», что, возможно, значит «Предок героя»

Гильгамеш был правителем, чьи деяния завоевали ему такую широкую славу, что он стал основным героем шумерской мифологии и легенд. Поэмы о Гильгамеше и его подвигах писались и переписывались на протяжении веков не только на шумерском языке, но и на большинстве других самых крупных языков Западной Азии.

Гильгамеш стал героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, но фигурой трагической, символом человеческого тщеславия и неуёмной жажды известности, славы и бессмертия.
Народное собрание провозгласило эна Гильгамеша военным вождём — лугалем.

В 2675 году до н. э. Гильгамеш добился независимости города Урук. Гегемония над Нижней Месопотамией перешла к Гильгамешу.
В дальнейшем Гильгамеш объединил под своей властью такие города как Адаб, Ниппур, Лагаш, Умма и др. Гильгамеш упоминается в качестве строителя ниппурского святилища Туммаль. В Лагаше Гильгамеш построил ворота, носящие его имя.

Впоследствии Гильгамеш стал героем целого ряда шумерских эпических песен. Эпосы представляют в качестве его важнейших подвигов постройку городской стены Урука (длина городской стены достигала 9 км, а толщина была более 5 м) и поход в Ливан за кедровым лесом.

Я не хочу претендовать на точность, но описание этого человека, мне почему то очень напоминает описание человека в Торе:

«Куш был также отцом Нимрода, который стал первым на земле могучим воином. Он был величайшим охотником перед Господом, поэтому и говорится: «Величайший охотник перед Господом, как Нимрод». Первыми городами в его царстве были Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в Шинаре. Из той земли он перешел в Ассирию, где построил Ниневию, Реховот-Ир, Калах и Ресен, между Ниневией и Калахом – великий город» (Бытие 10:8-12 RSZ)

Именно с его подачи была затеянно строительство города с башней до небес.

Бытие 11:3 וַיֹּאמְרוּ אִישׁ אֶל־רֵעֵ֗הוּהָ…

ВаЙомрУ иш эль-рээУ… И сказали друг-другу…

הבה — «абА» — «Давай» — это выражение, побуждения к действию.

Они хотели все вместе сделать такой проект, чтобы увековечить себе имя. Нимрод, как их глава сумел убедить их настолько, что это стало их желанием. Удивительно, но факт, теперь все хотели этого.

Но в чем же был их грех?

Согласно мнению Рашбама, они были наказаны, потому что Всевышний приказал им плодиться и размножаться и заполнять землю, а они выбрали себе место, чтобы осесть там, именно с целью ֶפּן ָנפוּץ («чтобы не рассеяться»). И поэтому Всевышний рассеял их оттуда своим решением.

Из древних описаний, а также из результатов раскопок, проведенных в Вавилоне, известно, что в городе имелся храм, посвященный Мардуку, название которого э- саг-ила в переводе с аккадского означает «дом, возносящийся вершиной к небесам». На территории этого храма находился самый высокий (90 м) из известных нам зиккуратов. Эта башня называлась э-темен-анки – «дом, являющийся основанием небес и земли». Даже сами жители древнего Вавилона не знали, кто воздвиг храм и башню.

Вавилонская мифология утверждает, что их построили сами боги. Зиккураты, согласно этой мифологии, служили «местом встречи» между богами, населяющими небеса, и людьми, живущими на земле. На вершине каждой из таких башен располагалось святилище, в котором жрецы «встречались» с богами. В некоторых посвятительных надписях, которые обнаружены на кирпичах, помещенных в основании зиккуратов при их закладке, сказано, что «вершина этой башни достигает небес». Также в некоторых из этих надписей сказано, что царь, который построил башню (или восстановил ее) «сделал имя» себе и своему царству. Гудеа, царь города Лагаш, сообщает, что из- за «имени, которое он сделал себе» в результате строительства башни, он был принят в число богов.

«НаасЭ лану шэм» — Сделаем себе Имя

Обычное значение этого выражения в Танахе – прославиться, сформировать себе репутацию. Например, Давид «сделал себе имя» после победы над плиштим

2-я Царств 7:9 Я был с тобой, куда бы ты ни ходил, и сокрушил перед тобой всех твоих врагов. Я уподоблю твое имя именам великих людей земли.

В оригинале написано, что «Господь сошел посмотреть на город и башню, которые строили люди». Обратите внимание, что это строили люди. Это опровергает мифы, которые утверждают о строительстве богами. И тем более иноплонетными цивилизациями, как сегодня склонны видеть некоторые исследователи.

Конечно Всевышний не сошел физически, чтобы посмотреть. К Нему, как нематериальному это выражение не может относиться, но мы помним, что Тора говорит человеческим языком, чтобы мы могли вообще как то осязать Его действие в истории и жизни.

«…вот, народ един, т.е. язык один у всех» – единые идеи: это значит, что существует национальное согласие, у них проявился стадный инстинкт – «и они все смогут!»

Сфорно говорит: ַעם ֶא ָחד – они были единым народом в плане религии, ибо все были согласны с мнением идолопоклонников… И если так, то не будет им препятствия в завершении их намерения, и будет эта аводА зарА (идолопоклонство), которую они избрали, единой (общей) для всего человечества, и не обратится ни один из них к знанию Творца мира… И наоборот, если будет спор между народами относительно чужих богов, то каждый из них задумается о Всевышнем, который над всеми, и тогда установится у них порядок и все станет на свои места.

Что плохого в том, что все человечество едино, что им все удастся? Тора описывает нам первую в истории сверхдержаву, первое тоталитарное государство.

Технологический прорыв – изобретение кирпичей, стандартизированное массовое производство хорошего стройматериала – позволил изменение лица земли с целью поддержания своего общественного порядка. Благодаря этому оказалось возможным единство: единство языка, единство народа, единство идеологии, которое оказалось бы недостижимым или недолговечным при других условиях. Природа человека такова, что в одиночку он себя чувствует слабым и беззащитным, а как часть толпы – преисполненым силы и могущества. В таких условиях для человека естественно забыть Бога.

Тора смотрит на человека двояко: с одной стороны, как на часть общества, коллектива, а с другой стороны – как на индивидуальность. Для полноценного духовного развития человека необходимо и то, и другое. С одной стороны, еврей должен чувствовать себя частью еврейского народа, и не случайно Тора была дана народу в целом, а не отдельным хорошим евреям, и требование стать «царством священников и святым народом» обращено к народу в целом. С другой стороны, если высшей ценностью для человека становится «быть как все», для него становится невозможен личный духовный рост.

…Бытие 11:8 וַיָּפֶץ יְהוָה אֹתָם מִשָּׁ֖ם

וַיָּפֶץ — «ваяфЭц» — намекает здесь на противопоставление их замыслам.

Всевышний их рассеивает, и они прекращают строить город. Это еще раз подчеркивает, в чем же на самом деле состоял их грех: в том, что они не исполняли указание Всевышнего «наполнять землю».

«Поэтому и называется тот город Бавель» – ַעל- ֵכּן ָקרא ְשׁמהּ ָבּבל

Стих приводит толкование названия города: «потому что – там смешал (ָבּלל ) Всевышний все языки».

Исторически название «Бавель» (Вавилон) происходит от аккадского — «врата бога», которое, в свою очередь, заимствовано от более раннего шумерского названия Кадингир («врата богов»)

«и оттуда рассеял их Всевышний по всей земле»

После этого народы расселились каждый в своей земле.

Вот так закончилось противостояние с Всевышним. Ведь как бы нам не казалось, что мы достигли невероятных высот, что мы стали богами, когда на сцене появляется настоящий Б-г. Все меняется в одно мгновеннее. Декорации изменяются и человек понимает, что он всего лишь прах.

«Знает Он, из чего состоим мы, помнит, что мы – прах». (Псалтырь 103:14 BTI)

И на всякого бога Ему есть, что сказать: «Смертных Ты в прах обращаешь, сказав лишь : « В тленье возвращайтесь, дети Адама!»(Псалтырь 90:3 BTI)

Давайте помнить, что как бы не развилось человечество, как бы едино не было в своих убеждениях, если это противостоит воле Всевышнего — это обречено и нам не место на той дороге. Давайте изначально примем правильное место в правильном плане Всевышнего, даже если это идет вразрез с общей идеологией и пониманием остального человечества. Это, кстати, то, что и сделал Ноах в нашей Недельной Главе, хоть мы и не разбирали это сегодня. А также как сделал Ашур, который, как считают некоторые исследователи просто ушел с того места строительства империи без Б-га. «Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах» Бытие 10:11

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль