Небольшой очерк жизни еврея в Европе в средние века

412 Просмотров




Евреи Се­вер­ной Фран­ции стали се­лить­ся в Ан­глии в один­на­дца­том веке‚ после за­во­е­ва­ния ее нор­ман­на­ми; их по­ло­же­ние опре­де­ля­лось ста­тьей за­ко­на‚ при­ня­то­го при Ген­ри­хе I: «Да будет из­вест­но‚ что… евреи со всем их иму­ще­ством при­над­ле­жат ко­ро­лю». И в со­от­вет­ствии с этим за­ко­ном ко­роль Сте­фан велел сжечь дом неко­е­го еврея вме­сте с его вла­дель­цем‚ по­то­му что тот от­ка­зал­ся вне­сти день­ги на рас­хо­ды ко­ро­ля.

Во время цар­ство­ва­ния Ричар­да Льви­ное Серд­це про­хо­ди­ли по­гро­мы в го­ро­дах Ан­глии и было нема­ло уби­тых. В 1190 году евреи го­ро­да Йорка за­пер­лись в кре­по­сти на краю го­ро­да; мо­на­хи под­стре­ка­ли на­па­дав­ших‚ и оса­жден­ным оста­ва­лись два вы­хо­да: кре­стить­ся или по­гиб­нуть от го­ло­да. Рабби Йом Тов ска­зал: «Бог пред­ков наших‚ оче­вид­но‚ хочет‚ чтобы мы умер­ли за наше Свя­тое уче­ние… Если по­па­дем в руки вра­гов‚ наша смерть будет не толь­ко ужас­на‚ но и по­зор­на… Мой совет такой: Тво­рец дал нам жизнь‚ и мы долж­ны воз­вра­тить ее Ему соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми». Евреи убили друг друга‚ и на­по­сле­док рабби Йом Тов по­кон­чил с собой‚ став един­ствен­ным са­мо­убий­цей среди доб­ро­воль­но по­гиб­ших.
Иоан­ну Без­зе­мель­но­му нужны были день­ги; он по­тре­бо­вал у ев­ре­ев огром­ную сумму‚ и когда Ав­ра­ам из Бри­сто­ля за­труд­нил­ся вы­пла­тить свою часть‚ ко­роль при­ка­зал вы­дер­ги­вать у него зубы‚ по од­но­му в день. Несчаст­ный про­дер­жал­ся семь дней‚ по­те­рял семь зубов‚ а затем упла­тил спол­на.

При Ген­ри­хе III в Ан­глии было не более 16 000 ев­ре­ев‚ но до­хо­ды с них со­став­ля­ли три­на­дца­тую часть всех до­хо­дов казны. Ко­роль даже про­дал ев­ре­ев сво­е­му брату‚ усту­пив за 5000 фун­тов права над ними на один год. Как за­ме­тил ле­то­пи­сец-хри­сти­а­нин‚ ко­роль «со­драл шкуру с ев­ре­ев и предо­ста­вил графу (сво­е­му брату) вы­по­тро­шить их». Евреи хо­те­ли бро­сить всё и по­ки­нуть стра­ну‚ но их не ве­ле­ли вы­пус­кать из Ан­глии без ко­ро­лев­ско­го раз­ре­ше­ния.
На­ко­нец Эд­вард I при­ка­зал из­гнать ев­ре­ев из стра­ны до 1 но­яб­ря 1290 года‚ и смерт­ная казнь гро­зи­ла тому‚ кто оста­вал­ся на ан­глий­ской земле после этой даты. Ев­ре­ям раз­ре­ши­ли взять с собой толь­ко то‚ что они могли уне­сти. Иму­ще­ство кон­фис­ко­ва­ли. В пути их гра­би­ли ка­пи­та­ны ко­раб­лей. Мно­гие по­гиб­ли в море. Боль­шин­ство на­пра­ви­лось во Фран­цию‚ а от­ту­да — через 16 лет‚ в цар­ство­ва­ние Фи­лип­па IV Кра­си­во­го — им снова при­ш­лось ухо­дить в из­гна­ние.

Повод для раз­мыш­ле­ния.

Во вто­рой по­ло­вине два­дца­то­го века возле кре­по­сти го­ро­да Йорка уста­но­ви­ли ме­тал­ли­че­скую плиту с над­пи­сью: «В ночь на пят­ни­цу 16 марта 1190 года около 150 ев­ре­ев… пред­по­чли смерть от­ре­че­нию от веры». И текст на иври­те из книги про­ро­ка Исайи: «Воз­да­дут Гос­по­ду честь и славу Его воз­ве­стят на ост­ро­вах».

КРО­ВА­ВЫЕ НА­ВЕ­ТЫ

Непри­язнь к еврею-«чу­жа­ку» уко­ре­ни­лась с пер­вых веков хри­сти­ан­ства, ибо все евреи во всех по­ко­ле­ни­ях — умер­шие, живые, еще не ро­див­ши­е­ся — несли на себе кол­лек­тив­ную от­вет­ствен­ность за рас­пя­тие Иису­са Хри­ста: так по­ста­но­ви­ли отцы церк­ви.

С се­ре­ди­ны две­на­дца­то­го века воз­ник­ли об­ви­не­ния в со­вер­ше­нии ри­ту­аль­ных убийств. Впер­вые это про­изо­шло в 1144 году в ан­глий­ском го­ро­де Норви­че, где объ­яви­ли свя­тым му­че­ни­ком хри­сти­ан­ско­го маль­чи­ка Ви­лья­ма, ко­то­ро­го якобы убили евреи. Ко­ро­лев­ский шериф не поз­во­лил осу­дить окле­ве­тан­ных, но мо­на­хи рас­ска­зы­ва­ли по­всю­ду об убий­стве «из нена­ви­сти к на­ше­му Гос­по­ду» и уве­ря­ли, что перед празд­ни­ком Песах евреи по­хи­ща­ют хри­сти­ан­ских детей и упо­треб­ля­ют их кровь для своих целей. Эти слухи рас­про­стра­ни­лись по Ев­ро­пе, и в 1171 году в го­ро­де Блуа во Фран­ции 34 еврея, об­ви­нен­ных в ри­ту­аль­ном убий­стве, были со­жже­ны в де­ре­вян­ной башне, по­то­му что от­ка­за­лись от­сту­пить от своей веры.

По­доб­ное об­ви­не­ние предъ­яв­ля­ли языч­ни­ки пер­вым хри­сти­а­нам: будто они умерщ­вля­ли детей‚ чтобы от­ве­дать их крови. «Сты­ди­тесь! — взы­вал один из цер­ков­ных пи­са­те­лей. — Сты­ди­тесь при­пи­сы­вать людям такие пре­ступ­ле­ния‚ к ко­то­рым они непри­част­ны!..» — «Где же у вас до­ка­за­тель­ства? — вто­рил ему дру­гой. — Одна молва… Но свой­ства молвы из­вест­ны всем. Она почти все­гда ложна. Она и жива толь­ко ложью. Кто же верит молве?..» Но эта молва ока­за­лась очень жи­ву­чей. Она про­дер­жа­лась много веков‚ по­ме­ня­ла адрес‚ и хри­сти­ане‚ стра­дав­шие неко­гда от неле­пых до­мыс­лов‚ стали об­ви­нять ев­ре­ев в ри­ту­аль­ных убий­ствах.

В 1235 году это слу­чи­лось в немец­ком го­ро­де Фуль­да. Им­пе­ра­тор Фри­дрих II со­звал уче­ных из кре­ще­ных ев­ре­ев За­пад­ной Ев­ро­пы‚ и они за­яви­ли‚ что «ни в Вет­хом, ни в Новом за­ве­те нет ука­за­ний, чтобы евреи жаж­да­ли че­ло­ве­че­ской крови». Иуда­изм ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ща­ет убий­ство че­ло­ве­ка‚ даже упо­треб­ле­ние крови жи­вот­ных про­ти­во­ре­чит ев­рей­ским за­ко­нам, — на ос­но­ва­нии этого за­клю­че­ния Фри­дрих II опуб­ли­ко­вал осо­бое по­сла­ние‚ но оно не по­мог­ло.

В 1247 году во фран­цуз­ском го­ро­де Валь­ре­ас нашли тело двух­лет­ней де­воч­ки с ра­на­ми на лбу‚ руках и ногах. Ев­ре­ев аре­сто­ва­ли и под­верг­ли пыт­кам: муж­чи­нам вы­ры­ва­ли по­ло­вые ор­га­ны‚ жен­щи­нам от­ре­за­ли груди‚ мно­гих в конце кон­цов со­жгли на ко­ст­ре. После этого папа Ин­но­кен­тий IV издал спе­ци­аль­ную буллу‚ осуж­да­ю­щую по­доб­ные казни‚ но булла тоже не по­мог­ла. В 1255 году в ан­глий­ском го­ро­де Лин­кольне про­пал хри­сти­ан­ский маль­чик Гуго; труп об­на­ру­жи­ли в ко­лод­це во дворе у еврея, — 18 че­ло­век по­ве­си­ли‚ их иму­ще­ство кон­фис­ко­ва­ли.

В 1267 году в немец­ком го­ро­де Пфорц­гейм нашли в пруду мерт­вую де­воч­ку. «При­ве­ли ев­ре­ев, — со­об­щал один из об­ви­ни­те­лей, — и когда они при­бли­зи­лись к трупу‚ раны рас­кры­лись и кровь по­ли­лась за­но­во. Когда же евреи уда­ли­лись‚ раны за­кры­лись. Их вновь при­та­щи­ли‚ по­кой­ная с по­крас­нев­шим лицом под­ня­ла вверх обе руки, — ярость на­ро­да вспых­ну­ла со всей силой и не знала гра­ниц… После все­воз­мож­ных пыток ев­ре­ев пре­да­ли смер­ти через ко­ле­со­ва­ние».

И снова папа рим­ский об­на­ро­до­вал буллу‚ снова им­пе­ра­тор издал осо­бый указ‚ — несмот­ря ни на какие до­во­ды‚ ев­ре­ев про­дол­жа­ли об­ви­нять в упо­треб­ле­нии хри­сти­ан­ской крови. Го­во­ри­ли‚ что они эту кровь «сушат‚ пре­вра­ща­ют в по­ро­шок и рано утром сеют по траве‚ бла­го­да­ря чему мрут люди и скот». Эта тема была на­столь­ко по­пу­ляр­на‚ что стала сю­же­том мно­гих бал­лад. Вот один из них: евреи рас­пя­ли маль­чи­ка Гуго и бро­си­ли в реку‚ но труп вы­плыл у бе­ре­га. За­ко­па­ли в землю — труп вышел на­ру­жу. Ки­ну­ли в ко­ло­дец‚ но от­ту­да на­ча­лось такое бла­го­уха­ние‚ что сбе­жа­лись го­ро­жане, — ев­ре­ев аре­сто­ва­ли, пы­та­ли и по­ве­си­ли…

Повод для удив­ле­ния с раз­мыш­ле­ни­ем.

Дру­гой сюжет: маль­чи­ка Гуго за­ко­ло­ли и бро­си­ли в ко­ло­дец, но мать услы­ша­ла от­ту­да голос сына‚ сами собой за­зво­ни­ли ко­ло­ко­ла в го­ро­де‚ сами собой чи­та­лись книги без чтеца‚ — ев­ре­ям снова плохо…

«НА­ВЕ­ЛИ ВРАГИ ЛОЖЬ НА МЕНЯ»

К 1241 году рас­про­стра­ни­лись слухи‚ будто вторг­ши­е­ся в Ев­ро­пу мон­го­лы на­хо­дят­ся в род­стве с ев­ре­я­ми и при­зва­ны ими для того‚ чтобы из­ба­вить­ся от вла­сти хри­сти­ан­ских на­ро­дов. Во Франк­фур­те-на-Майне разъ­ярен­ная толпа во­рва­лась в ев­рей­ский квар­тал и убила 180 че­ло­век.
В 1264-1267 годах про­ка­ти­лась новая волна по­гро­мов по немец­ким го­ро­дам. В Зин­ци­ге со­жгли в си­на­го­ге более 70 ев­ре­ев. В Вай­сен­бур­ге ко­ле­со­ва­ли семь ев­ре­ев по об­ви­не­нию в убий­стве хри­сти­ан­ско­го маль­чи­ка‚ — среди них погиб и монах‚ пе­ре­шед­ший в иудей­ство. В Майн­це были убиты де­сять че­ло­век‚ в Ба­ха­ра­хе — 26‚ в Мюн­хене толпа со­жгла си­на­го­гу вме­сте с мо­ля­щи­ми­ся.

В 1298 году немец­кий дво­ря­нин Риндфлейш — «бычье мясо» — со­брал толпы вся­ко­го сбро­да и раз­гро­мил де­сят­ки ев­рей­ских общин. Круп­ные об­щи­ны Вюрц­бур­га и Нюрн­бер­га были пол­но­стью уни­что­же­ны; ро­ди­те­ли с детьми‚ ма­те­ри с мла­ден­ца­ми бро­са­лись в огонь или в воду‚ чтобы не по­пасть в руки убийц.

В три­на­дца­том веке монах Ар­нольд во главе фа­на­тич­ной толпы уби­вал во Фран­ции сек­тан­тов-ере­ти­ков‚ а за­од­но и ев­ре­ев. Его де­ви­зом было: «Бейте всех‚ а Бог на небе уж от­бе­рет своих!» В 1277 году в Ту­лу­зе рав­ви­на Ицх­а­ка Маля со­жгли за то‚ что по­хо­ро­нил на ев­рей­ском клад­би­ще кре­ще­но­го еврея‚ рас­ка­яв­ше­го­ся перед смер­тью. В
1288 году в го­ро­де Труа по­гиб­ли на ко­ст­ре Ицхак Ша­те­лен‚ его бе­ре­мен­ная жена‚ два сына‚ невест­ка и еще во­семь ев­ре­ев‚ об­ви­нен­ных в ри­ту­аль­ном убий­стве; среди них был хи­рург Хаим‚ «воз­вра­щав­ший зре­ние сле­пым». Все они от­ка­за­лись кре­стить­ся и пошли на смерть‚ рас­пе­вая псал­мы.

В на­ча­ле че­тыр­на­дца­то­го века фран­цуз­ских ев­ре­ев об­ви­ни­ли в отрав­ле­нии ко­лод­цев с по­мо­щью на­ня­тых ими про­ка­жен­ных‚ и новая волна го­не­ний про­ка­ти­лась по стране. В Ту­лу­зе сотни ев­ре­ев за­пер­лись в кре­по­сти, обо­ро­ня­ясь от на­па­де­ния толпы, и чтобы из­бег­нуть на­силь­ствен­но­го кре­ще­ния‚ убили друг друга; у них не хва­ти­ло ре­ши­мо­сти по­гу­бить соб­ствен­ных детей, — по­бе­ди­те­ли за­бра­ли их и окре­сти­ли. Летом 1321 года в го­ро­де Шинон 160 че­ло­век бро­си­ли в яму‚ где пылал огром­ный ко­стер‚ и они сго­ре­ли жи­вьем.

В 1447 году папа Ни­ко­лай V за­пре­тил «на­все­гда и самым стро­гим об­ра­зом всем ве­ру­ю­щим во Хри­ста» об­ви­нять ев­ре­ев в упо­треб­ле­нии хри­сти­ан­ской крови, од­на­ко в том же веке и по той же при­чине аре­сто­ва­ли ру­ко­во­ди­те­лей ев­рей­ской об­щи­ны немец­ко­го го­ро­да Ре­генс­бур­га. Среди них ока­зал­ся Ав­ра­ам бар Яаков; он про­был в тюрь­ме пять лет и, несмот­ря на пытки, со­чи­нял на иври­те сти­хо­тво­ре­ния, в ко­то­рых опи­сы­вал свои мы­тар­ства:

На­ве­ли враги ложь на меня,
В же­лез­ных око­вах ноги мои,
В яму бро­шен я и стра­даю от хо­ло­да…
Про­шла еще зима, за зимой про­шло лето…
Ми­ло­серд­ный среди ми­ло­серд­ных!
Про­тя­ни руку Свою и осво­бо­ди стра­даль­цев…
Ри­ту­аль­ные на­ве­ты рас­про­стра­ни­лись на стра­ны Во­сточ­ной Ев­ро­пы и Ближ­не­го Во­сто­ка; даже в конце во­сем­на­дца­то­го века рус­ский поэт и се­на­тор Г. Дер­жа­вин об­ви­нил «всех ев­ре­ев в злоб­ном про­ли­тии, по их тал­му­дам, хри­сти­ан­ской крови».

Повод для раз­мыш­ле­ния.

Несколь­ко лишь при­ме­ров. В 1823 году об­ви­ни­ли в ри­ту­аль­ном убий­стве ев­ре­ев Ве­ли­жа в Бе­ло­рус­сии, в 1840 году — ев­ре­ев Да­мас­ка, в 1853 году — ев­ре­ев Са­ра­то­ва, в 1882 году — ев­ре­ев вен­гер­ско­го го­род­ка Ти­са­эс­лар; в 1900 году воз­ник­ло «дело Блон­де­са» в Виль­но, в 1911-1913 годах — на­шу­мев­шее «дело Бей­ли­са» в Киеве.

ОСКВЕР­НЕ­НИЕ ГО­СТИИ

По­во­дом для по­гро­мов в ев­ро­пей­ских стра­нах часто слу­жи­ли слухи о том‚ что евреи якобы осквер­ня­ли свя­тую го­стию, муч­ную об­лат­ку для при­ча­стия — во­пло­ще­ние «тела Хри­сто­ва»‚ ко­то­рая упо­треб­ля­ет­ся в ка­то­ли­че­ских цер­ков­ных об­ря­дах.
В 1399 году ев­ре­ев По­зна­ни об­ви­ни­ли в том‚ что они ку­пи­ли у поль­ской хри­сти­ан­ки три го­стии‚ про­ко­ло­ли их и бро­си­ли в яму. Эти го­стии яви­лись затем в об­ра­зе трех ба­бо­чек‚ а когда их вы­ну­ли из ямы‚ они стали со­вер­шать чу­де­са. Тут же раз­ра­зил­ся по­гром‚ ме­щане гро­ми­ли лавки и дома кон­ку­рен­тов-ев­ре­ев, уни­что­жа­ли дол­го­вые рас­пис­ки. После же­сто­ких пыток рав­ви­на По­зна­ни и ста­рей­шин ев­рей­ской об­щи­ны при­вя­за­ли к стол­бам и со­жгли на мед­лен­ном огне. Вме­сте с ними со­жгли и хри­сти­ан­ку‚ а на том месте‚ где нашли го­стии‚ по­стро­и­ли мо­на­стырь‚ в ко­то­рый сте­ка­лись па­лом­ни­ки с при­но­ше­ни­я­ми.

В 1478 году в го­ро­де Нассау «уста­но­ви­ли» под пыт­кой‚ что «купив за один гуль­ден во­семь го­стий‚ они (евреи) при­ня­лись ко­лоть их но­жа­ми‚ — вдруг из го­стий по­ли­лась кровь и по­яви­лось лицо мла­ден­ца… Когда же они бро­си­ли две го­стии в рас­ка­лен­ную печь‚ то под­ня­лась страш­ная буря‚ а из печи вы­ле­те­ли два ан­ге­ла и два го­лу­бя». Ви­нов­ных осу­ди­ли и каз­ни­ли.

В 1492 году в гер­цог­стве Мек­лен­бург 27 ев­ре­ев со­жгли на ко­ст­ре за по­доб­ное об­ви­не­ние. «Спо­кой­но шли они на смерть… — сви­де­тель­ство­вал ка­то­ли­че­ский ле­то­пи­сец. — Без со­про­тив­ле­ния и слез. И ис­пу­сти­ли дух‚ рас­пе­вая древ­ние псал­мы». В го­ро­де Кнобла­ухе за со­вер­шен­ное якобы осквер­не­ние го­стии 38 ев­ре­ев от­пра­ви­ли на казнь в 1510 году‚ а осталь­ных из­гна­ли с тер­ри­то­рии Бран­ден­бург­ско­го кня­же­ства.

В 1520 году в Бер­лине по тому же об­ви­не­нию 38 че­ло­век при­ко­ва­ли к стол­бам‚ об­ло­жи­ли па­клей со смо­лой и по­до­жгли. Рав­вин про­из­но­сил пред­смерт­ную ис­по­ведь‚ му­че­ни­ки рас­пе­ва­ли мо­лит­вы‚ а через много лет мест­ный свя­щен­ник со­знал­ся перед смер­тью‚ что каз­нен­ных ого­во­ри­ли. Из­ве­стен даже слу­чай‚ когда некий поляк умер под пыт­кой‚ но не при­знал‚ что он про­дал ев­ре­ям свя­тую го­стию‚ — од­на­ко об­ви­не­ние про­тив них не сняли. «Ведь и у дья­во­ла тоже есть свои му­че­ни­ки»‚ — утвер­ждал по этому по­во­ду поль­ский пи­са­тель.

В 1558 году в Поль­ше за­го­во­ри­ли о том, будто бы некая хри­сти­ан­ка из Со­ха­че­ва про­да­ла ев­ре­ям свя­тую го­стию‚ они ее ис­ко­ло­ли‚ из го­стии по­тек­ла кровь‚ — ви­нов­ных аре­сто­ва­ли‚ ко­роль Си­гиз­мунд Ав­густ велел их осво­бо­дить‚ но при­каз за­поз­дал или ду­хо­вен­ство по­спе­ши­ло: ев­ре­ев со­жгли на ко­ст­ре. Перед смер­тью осуж­ден­ные за­яви­ли: «Мы ни­ко­гда не про­ка­лы­ва­ли го­стии и не верим‚ что в го­стии — тело Бога. Мы знаем‚ что у Бога нет тела и крови. Мы верим‚ как и наши пред­ки‚ что Мес­сия — не Бог‚ а его по­слан­ник. Мы знаем также по опыту‚ что в муке не может быть крови. Мы про­дол­жа­ем утвер­ждать до по­след­не­го часа‚ что нам не нужна кровь». Свя­щен­ни­ков воз­му­ти­ло такое за­яв­ле­ние, и они при­ка­за­ли па­ла­чу за­ткнуть му­че­ни­кам рты го­ря­щи­ми фа­ке­ла­ми.

«Я со­дро­га­юсь при мысли об этом зло­дей­стве‚ — ска­зал Си­гиз­мунд Ав­густ‚ — да и не желаю про­слыть ду­ра­ком‚ ко­то­рый верит‚ что из про­ко­ло­той го­стии может течь кровь».

Отрывок взят из книги В поисках пропавших колен Израиля

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль