Насо — Бемидбар (Числа) 4:21-7:89

704 Просмотров




Дух ревности

 

«И сказал Господь Моисею, говоря:

объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,

и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена,

и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, —

пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;

а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне,

и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;

и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.

И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;

но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего,

тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим;

и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь.

 И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;

и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.

И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику;

и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;

и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем;

если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.

Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,

или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, —

и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой»

 (Чис.5:11-31)

 

 Раби Моше бен Маймон РАМБАМ в своей книге заповедей (сефер а-мицвот) описывает эту заповедь 223 по счету из 613 — повеление, которым нам заповедан закон о жене, заподозренной в неверности.

 

Как сладка бы не была супружеская жизнь, но когда внезапно приходит ревность, то как написано в Песнь Песней:

 

«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн.8:6)

 

И вот тогда на как спасительный выход, приходил ритуал «Горькой Воды».

Кажется это что-то уж слишком странное.

 

 Вкратце её можно изложить так:

 

если муж подозревает жену в неверности, он отправляет ее в храм, где, после проведения некоторых мистических ритуалов, ее запугивают до полусмерти, после чего дают выпить специальным образом освященную воду. Если женщина не изменяла мужу, с ней ничего не произойдет. Если же она была неверной, сила святой воды произведет в её теле изменения: ее колени ослабнут, живот опухнет. Грех станет очевидным и позор — неизбежным, ибо церемония — публична.

 

Наше современное сознание ужаснется некорректности процедуры, а заодно и усмехнется понимающе: психосоматика, внушение, знаем мы эти чудеса, как же.

 

Итак, поглядим на механизм выявления супружеской измены свежим взглядом, прочитав текст Торы и комментарии к нему (весь талмудический трактат  «Сота» посвящен только этой теме!).

 

Обнаружим, во-первых, что жена может в любой момент без объяснений отказаться пить святую («горькую») воду. Она не будет признана виновной, но её брак будет считаться расторгнутым. Более того, она не сможет выйти замуж повторно ни за своего нынешнего супруга, ни за того, кто (по подозрению) был ее любовником. При этом она будет считаться честной женщиной, и хулить ее будет запрещено.

 

Дальше: только муж, который сам чист, может просить Храм о такой процедуре.

 

Мужчина будет чист от греха, тогда та женщина будет отвечать за свой грех (5,31). Если муж вообще когда-либо нарушал чистоту своей семейной жизни — даже не будучи пойман! И даже не с этой женой! — горькая вода на его жену действовать не будет, и он об этом предупрежден.

 

Сверх того: если публично обвинение, то публично и оправдание.

 

Жена, которая выстояла унизительную церемонию и с честью прошла ее, «доказала» свою чистоту не только мужу, но и всему народу. А мужу каково? В дальнейшем он должен будет доказывать ей свою любовь, вымаливать у нее прощение, возможно, всю жизнь. Как это повлияет на их брак? Если жена «запилит» мужа, то так ему и надо — за излишнюю ревность он будет наказан судьбой. Если же она будет великодушной, брак окажется, укреплен многократно.

 

Цель любого судебно-исполнительного акта — чтобы его как можно меньше проводили. Муж, боясь опозориться, не будет инициировать проверку горькой водой без самой крайней нужды. Жена, боясь кары свыше, попробует решить вопрос приватно с мужем либо со священниками в Храме, если только она не уверена в своей правоте.

 

Поскольку правота женщины доказана, если вода на нее не действует, процедура, если она доведена до завершения, должна полностью положить конец дальнейшей ревности, и поставить все точки над слабыми местами супружеской жизни. Неопределенность сменяется уверенностью, и пара получает возможность вырваться из бесконечного цикла подозрений.

 

Наконец, «Как вода проверяет её, так вода проверяет его» (Сота 27б).

 

В тот момент, когда жена выпивает горькую воду, все, что происходит с ней, происходит и с тем мужчиной, который с ней согрешил, где бы он ни находился.

 

Как комментирует рав Шимшон бен Рафаэль (РаШаР) Гирш, именно поэтому в формуле, произносимой священником, сказано: «И войдет эта вода, проклятие наводящая, в утробу твою — для вздутия чрева и опадения бедра. И скажет жена: Амен, амен»

 

Это сказано в грамматически абстрактной форме, а не «твой живот, твое колено».

 

Тора не дает мужчине привилегий над женщиной.

 

Воду дают именно женщине, потому что она сама — источник чистоты и самой жизни. (Поэтому, как говорит тот же РаШаР Гирш, в чашу примешивается земля из Храма: женщина сама подобна плодоносящей земле).

 

Если хотят проверить, чиста ли вода в реке, проверяют не на середине реки, а у источника — поэтому проверяют не мужчину, а женщину (таким образом, мы снова видим, что в изначальном иудаизме Торы женщина почитается как корень и источник семьи, а не как бесправный придаток мужчины).

 

Но вину, если она есть, разделят оба.

 

РАМБАН (рав Моше бен Нахман; «Нахманид») говорит о проверке женщины горькой водой: «нет ни одного закона в Торе, кроме этого, который бы полагался на постоянно совершаемое чудо» (т.е. сверхъестественное событие).

 

Это, по-видимому, неточно: заповедь о седьмом, субботнем годе (шмита) — также полагается на чудо: каждый шестой год из семи плодородность земли должна резко возрасти, чтобы хватило пропитания на три года. Но и через эту неточность РАМБАНа мы видим снова сходство женщины и Земли.

 

РаШаР говорит, что это обещание «личного» чуда, изобличающего измену, подчеркивает особую божественность супружеской пары. Любой конфликт в паре является непосредственной заботой самого Творца, именно Он становится судьей в вопросах супружеской верности.

Это еще раз подчеркивает, что основной рабочей единицей в еврействе является не один человек, но пара, семья: во всякой паре, работающей во Имя Бога, присутствует Бог непосредственно.

 

Жизнь как она есть. Конечно, очень жаль, что происходят такие вещи и супруги изменяют друг другу.

 

Сегодня, мы не можем использовать подобный ритуал из-за отсутствия храма. Но однозначно, что этот грех не сможет остаться в темноте. Б-г, несомненно, откроет всё тайное и тогда позор станет очевидным для всех.

 

Не моя цель, давать советы сейчас, но прошу, храните себя и, прощая, поднимайтесь, чтобы идти дальше…

 

Назарей

 

Дословно — это «назир», что можно перевести как «увенчанный»

 

Что же это такое?

 

Это — определённый режим жизни и стремлений; тот, кто принял его на себя добровольно, отделяется от всего, свойственного его поколению, и возносится над ним: он делает своим назначением быть полностью «посвящённым Богу своему» — как бы всем своим бытием и желанием. Он как бы чертит вокруг себя круг и надевает на себя венец (незер): на его территории только Единый находится с ним. (РаШаР)

 

Состояние «назир» может быть средством лечения внутренней проблемы ещё до того, как она привела к состоянию «тамэ» (нечистота). Оно может быть средством достичь более высокого духовного уровня. В любом случае, назир совершает как бы экстремальное погружение материального тела в духовный мир. При этом назир на физическом уровне не покидает своей семьи, своего окружения.

Духовное без физического неполно, и невозможно совершенствоваться в высших сферах, забросив реальную жизнь. Более того, еврейский назир ни в коем случае не призывается отказаться от интимной близости: отношения между женой и мужем, находящимися в гармонии, святы!

 

От чего же надо отказаться назиру?

 

От трёх вещей: ему запрещено прикасаться к мёртвому телу, стричься (и бриться) и употреблять опьяняющие вещества.

 

 Более того, запрещено ему есть виноград и всё, с ним связанное.

 

Причина этому ясна (хоть и не объясняется в тексте).

 

 Назир — состояние высшего контроля, когда человек ест, пьёт, спит и дышит непосредственно во Имя Единого Б-га. Это единение не должно нарушаться из-за потери самоконтроля, и алкоголь, пусть даже в самой малой дозе, может помешать назиру в его состоянии. А в винограде может случайно содержаться опьяняющий сок.

 

Прикосновение к мёртвой плоти, нарушает баланс телесного и духовного в человеке. Ну а стрижка волос остается загадкой.

 

Состояние назира не вечно. По окончанию своего назирства человек приносит жертву и состригает свои волосы: они сгорают на жертвенном огне в Храме, как символ окончания работы, «снятия венца».

 

В редчайших случаях человек становится назиром на всю жизнь, по обету своих родителей.

 

 В главе «Бехукотай» мы видем, что человек не может «обещать Богу» другого человека — если он это сделал, он может откупиться деньгами. Но ТАНАХ рассказывает нам о людях, с рождения посвящённых Б-гу и выполнявших требования своего посвящения. Ярчайший пример – Шимшон (Самсон), силач, герой и судья, сын Маноаха из колена Дан. Он был назиром всю свою жизнь. Его история изложена в книге Судей (Шофтим)

 

Каждой главе Торы мудрецы древности поставили в соответствие отрывок из книг пророков, так называемую Гафтара: это текст, который (по мнению мудрецов) может помочь нам осмыслить мудрость соответствующей главы.

 

К нашей главе «Насо» в качестве Гафтара читается именно история Шимшона.

 

Через неё мы можем понять связь между смежными темами – «горькой воды» и «назира».

 

Падение Шимшона было именно из-за измены его жены. Измена духовная, идеологическая, может быть не менее страшной, чем измена физическая. И в волосах ли была сила Шимшона — или в его духовной цельности, потревоженной в тот день впервые за всю его жизнь?

 

Можно ли принять сегодня обет нэзирут?

 

 По мнению Авраам бен Давид (Раавада), нельзя быть назиром в наше время. (Раавад считает, что стать назиром, будучи нечистым, поставить себя в такое положение — нельзя). Мнение Рамбама, что это возможно, но ставший назиром должен немедленно приехать в Землю Израиля. И понятно, что по Рамбаму ему больше нельзя выезжать за пределы Земли Израиля.

 

Принявший такой обет не может выйти из него всю свою жизнь. И если он нечаянно осквернится, он не сможет принести жертвы очищения, по понятной причине – отсутствие храма.

 

Некоторые считают, что Иешуа был назареем. Но это, конечно же, не правда.

 

Эта путаница происходит из-за неправильного перевода:

 

«И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Матф.2:23)

 

Название Назарет происходит от еврейского существительного «Нецер», נצר, означающего ветвь.

 

 Нецер — не является общепринятым еврейским словом для обозначения ветви, но оно понималось как мессианский титул, основанный на словах пророка Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1)

 

Иешуа был из Нацерета (Назарет). Он же был тем нецер(ом) – ветвью которая произрастает из земли. И все это не имеет ничего общего с назиром (назарейством). Это во первых.

 

А во вторых – назареи не имели право прикасаться как к мертвым, так и пить вино, то и другое Иешуа делал.

 

«После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

Метрвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его» (Лук.7:11-15)

 

 

«Ибо  пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лук.7:33,34)

 

А вот апостол Павел во время своего служения давал такой обет, и это мы видим в Деяниях

 

«Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.

 

Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон» (Деян.21:23,24)

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль