Мишпатим – Шмот (Исход) 21:1-24:18

627 Просмотров




Я хочу посмотреть на одно, достаточно сложное место Писания.

На основании толкований мудрецов, я поделюсь тем, как лично я понимаю его. Конечно же, я не претендую на абсолютную истину.

«И взошел Моше Аарон, Надав и Авиу, и семьдесят из старейшин Исраэля. И узрели они Б-га Исраэля, и под ногами Его словно изделие кирпича сапфирового и как само небо по чистоте. А на знатных (из) сынов Исраэля не простер Он руки Своей; и созерцали они Б-га, и ели и пили» (Исх.24:9-11)

Даат микра (Комментарий) говорит, в тексте Торы не употребляется четырехбуквенное Имя Всевышнего, а сказано: (Эт Элохей Исраэль), то есть — познали, что Всесильный, который продемонстрировал им Свое величие – Он и есть Элохей Исраэль (Б-г Израиля), который заключил союз с Исраэлем и сказал им: «Я – Всевышний, Бог твой».

Избранник – это «אציל — Ациль» (важный человек).
Это слово произошло от «Ацаль» (отделение, выделение). То есть такие люди выделены из среды народа по своему величию, почету. Так все эти люди удостоились чести увидеть тоже, что увидел и пророк Иезекииль.

«А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем» (Иез.1:26)

И после того как они увидели, мы читаем в 11 стихе, что Всевышний «не простер своей руки».

(לֹ֥א שָׁלַ֖ח יָד֑וֹ) «лё шалах йадО»

Что это значит? Почему Он не простер Своей руки?

Большинство комментаторов Писания говорят, что это означает, что Всевышний не наказал их за то, что они увидели Его. Ведь всему народу было запрещено Его видеть.

Но Расаг говорит: «в тексте Танаха выражение «лишлОах яд», как правило, не означает «наказать»
Это часто означает «произвести какое-то действие».
Например, протянуть руку и сорвать плод древа жизни. А что это такое в данном случае?
У Моше природа изменилась: он не ел и не пил сорок дней. А у остальных не изменилась. Поэтому они, несмотря на то, что они «увидели» Всевышнего, ели и пили.

То есть объяснение этого стиха такое: «А у важных людей и старейшин Он не сделал никакого изменения:
т.е. у них было пророческое видение, и при этом они ели и пили».

Но если рассматривать в значении наказания, умерщвления, то почему, вдруг Всевышний, должен был их умертвить? Что плохого они сделали?
Наоборот, они должны были увидеть то, что увидели: ради этого они и поднимаются.
«А Моше сказал Он: Взойди к Господу, ты и Аарон, Надав и Авиу, и семьдесят из старейшин Исраэля, и поклонитесь издали» (Исх.24:1)

В Сфорно написано: «лишлОах яд» означает «дать пророчество»: нейтрализовать их ощущения, чтобы они получили возможность пророчествовать. Так происходит со всеми пророками, когда на них «рука Всевышнего». «И было в шестом году, в шестом [месяце], в пятый день месяца, сидел я в доме моем, и старейшины Иудейские сидели перед лицем моим, и низошла на меня там рука Господа Бога» (Иез.8:1)

Однако этим важным людям Всевышний не дал пророчество: Он не нейтрализовал их ощущения, так что они не смогли постичь того, что видели тогда.

Когда употребляется выражение в Танахе: «Была на таком-то рука Всевышнего», это означает, что он пророчествовал или сделал что-то хорошее от имени Всевышнего. Или на нём был рУах hа-кОдеш– это тоже самое, что и «рука Всевышнего».

В данном месте Писания говорится о том, что у них не было пророчества. И, несмотря на то, что они увидели, «славу Всевышнего». Он не послал на них Свою «руку, т.е. они не стали пророками, они не получили пророчества.

Почему?

Потому что они «ели и пили».

Ведь после этого мы узнаем, что Моше уходит на гору на сорок дней, и там написано, что он не ест и не пьет. (Исход 34, 28) И это явно хорошо!
Отсюда можно сделать вывод: «что то, что они ели и пили – это плохо».
Поэтому они не пророчествовали: несмотря на то, что они поднялись на гору, чтобы получить пророчество. И они действительно что-то постигли, но у них не было пророчества.

Почему? Потому что они, с одной стороны, «видели славу Всесильного» – т.е. они постигли что-то, но, с другой стороны, они «ели и пили» – и это противопоставляется поведению Моше сразу после этого: Моше
поднимается на гору, и он там с Всевышним сорок дней, и не ест и не пьет!

То же самое считает Рамбам в Морэ hа-невухим(3, 51): «когда человек что-то познает, это отдаляет его от материальных потребностей, которые не важны для него, не являются жизненно».

Когда человек познает истину, он уже не может, «есть и пить», если на это у него нет физической необходимости.

И старейшины, несмотря на то, что, как бы, приблизились к Всевышнему, не стали пророками.

Шломо сказал:

«Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?» (Еккл.8:5-7)

Как я понимаю эту ситуацию, что существует места в познании Всевышнего, когда для достижения большего в Б-ге мы должны подвинуть на «задний план» какие-то определенные потребности в нашей жизни. Для старейшин – это была еда.
Что удивительно, что эти важные люди, ели и пили не просто каждодневную пищу. Это были жертвы, которые были принесены до их поднятия на гору. Но даже это, жертва, которую надо было съесть для Него, удержало руку Всевышнего, чтобы дать им пророчество.

«для всякой вещи есть свое время»

Для нас – «еда и питье» может стать абсолютно любая вещь, которая именно СЕЙЧАС не на своем месте в нашей жизни. Даже если она является частью нашего роста, частью нашего жизненного процесса.

Все должно быть сбалансировано.

Выход из рабства

«Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, —
6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» (Исх.21:2-6)

Однозначно, Тора говорит здесь о положительном аспекте в жизни человека.
Тора не одобряет рабства, но когда писались эти строки, таковы были реалии жизни человека. Хотя если сравнивать рабство у других народов и у евреев, которые жили по Торе – то жизнь раба у еврея сопоставима сегодня лишь с наемным служащим, который работает на работодателя сегодня во всех цивилизованных странах.

Но откуда у еврея мог появиться раб?

Это был человек, который совершил кражу и, будучи пойман, не смог расплатиться. И тогда Бейт-Дин (суд) приговаривал его к продаже в рабство. Деньги отдавались пострадавшему.
Тора вообще не говорит и не верит в такое понятие как тюрьма. Исправление человека не происходит там. Человек исправляется делами.

Были и такие евреи, что обнищали настолько, что решили лучше продать себя в рабство, чем жить такой жизнью. И третья категория – это была добыча на войне (не еврей). Была также и четвертая, когда отец продавал свою дочь. Сегодня, это слышится как что-то чуждое. Но в то время, часто это было даже благословением для такой девочки. Но об этом всём мы не будем сейчас говорить.

Итак. Прошло семь лет и раб должен выйти на свободу. Но отношение в доме господина было настолько приятно или он совсем не желал оставлять свою новую жену, что он становился рабом навсегда. Точнее, правильней сказать, до пятидесятого года. Юбилейного года. Если он доживал до него.

Это то, что касается положительного аспекта этого вопроса.

Но давайте посмотрим и с другой точки зрения.

Всевышний предлагает нам свободу. Он желает, чтобы мы вышли из рабства, в котором оказались по разным причинам. Но что мы можем мы ответить? Я люблю жену свою и детей, не пойду на свободу. Ты же Сам мне её дал, зачем ты хочешь чтобы я ушел?

Как Адам, который задал тот же вопрос в Эдене: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12)

Наша жизнь наполнена смыслом от всего того окружения, которое окружает нас. От разного рода вещей, которые мы приобрели в течение нашей жизни. И что самое важное – большинство этого, пришло именно от Всевышнего.

Но чтобы выйти в свободу нужно отказаться от чего-то, что подобно цепи, которая привязывает нас к прошлому и не дает продвигаться вперед.

Я ни в коем случае я не говорю, что нужно отказываться от семьи.
Но даже и это может быть причиной нашего рабства.

Помните строгие слова Иешуа?

«Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку — домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф.10:33-39)

Наши привязанности к определенным людям, вещам могут удержать нас в рабстве.
Мы каждый день стоим перед выбором, как нам поступить. И благодаря Б-жьему Духу, мы имеем возможность поступать правильно.
Но никто за нас не будет принимать решения, и воплощать их в жизнь – это наша работа в этом мире.
Давайте не полюбим в этом мире, что-то больше, чем Творца, что позволим добровольно привести нас к косяку двери и добровольно согласимся на рабство, на всю нашу жизнь. Ведь именно свобода позволяет служить Творцу мира в полноте, так как мы и были предназначены.

«Если бы мы знали, что приносит человечеству самое маленькое из наших усилий, если бы видели, чудесный свет, который мы создаем добрыми словами и смелыми поступками. Мы испытали бы такое восхищение, что зло покинуло бы нас, но Б-г сделал так, что этот свет спрятан от нас, чтобы позволить нам делать выбор, в чем и заключается смысл существования человека» (Рабби Нахман)

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль