Мишна. Раздел Зраим. Трактат Брахот.2

446 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

мишна вторая

КОГДА ЧИТАЮТ «ШМА» УТРОМ? КАК ТОЛЬКО ОЩУЩАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «ТХЕЛЕТ» И БЕЛЫМ; РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: МЕЖДУ «ТХЕЛЕТ» И «КАРТИ»; И КОНЧАЮТ ДО ВОСХОДА СОЛНЦА. РАБИ ЙЕГОШУА ГОВОРИТ: ДО ТРЕХ ЧАСОВ, ТАК КАК ОБЫЧАЙ ЦАРСКИХ СЫНОВЕЙ ВСТАВАТЬ В ТРИ ЧАСА. ЧИТАЮЩИЙ «ШМА» ПОЗЖЕ НЕ ТЕРЯЕТ — КАК И ВСЯКИЙ ЧИТАЮЩИЙ ТОРУ.
Объяснение мишны второй

Когда читают «Шма» утром? — Когда начинается утреннее время чтения «Шма»? Как только ощущается — человеком — различие между «тхелет» и белым .

Два эти цвета связаны с заповедью о цицит , о которой сказано (Бемидбар 15, 38): «…и вплетут в [каждую] кисть нить «тхелет»». Из этого мудрецы сделали вывод, что ОДНА из четырех шерстяных нитей, составляющих вместе кисть, привязанную к каждому из четырех краев четырехугольного покрывала, должна быть цвета «ТХЕЛЕТ» .

Краску этого цвета предписано получить из крови определенного вида моллюска, обитающего в море, и только ею разрешается красить нити цицит (подробно об этом см. трактат Мнахот 44а).

Об этом особом цветовом оттенке мудрецы говорят: «»Тхелет» подобен цвету моря; цвет моря подобен цвету неба; цвет неба подобен сапфиру; сапфир подобен цвету престола Славы небесной».

Рамбам пишет: «»Тхелет» , о котором идет речь в Торе… подобна чистому небосводу в солнечный день».

Итак назначение нитей «тхелет» , сплетенных с нитями простой белой шерсти, привлекать внимание человека к себе, напоминая ему о заповедях Всевышнего и тем самым побуждая его к исполнению их, как и сказано: «…и ВИДЯ ЕЕ, вы вспомните заповеди Г-сподни и исполните их…» — цицит заповедано ВИДЕТЬ.

И поэтому исполнение этой заповеди естественно связано с днем (когда светло) и служит признаком начала дня и начала времени чтения «Шма».

КАК ТОЛЬКО ОЩУЩАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «ТХЕЛЕТ И БЕЛЫМ — время утреннего чтения «Шма» начинается с того часа, когда человек в свете восходящей зари различает между нитью цвета «тхелет» и остальными белыми нитями в кистях цицит , как и сказано в гемаре: «…и видя ее, вы вспомните…» — посмотри на эту заповедь и вспомни другую, связанную с ней: заповедь чтения «Шма», вступающую в силу «как только ощутимо различие между «тхелет» и белым» (трактат Мнахот 436).

И еще приводится в гемаре: «Другие говорят: признак начала дня — как только можно узнать знакомого на расстоянии четырех локтей» (Брахот 96). Об этом говорится в Талмуде Иеру-шалми: оба этих мнения — ощущение различия между «тхелет» и белым и возможность узнать знакомого на определенном расстоянии — имеют в виду ту же степень яркости зари. То есть они одинаковы по времени и оба служат признаком того, что пришло уже время утреннего чтения «Шма».

Раби Элиэзер говорит: время чтения «Шма» утром начинается, как только ощущается различие между «тхелет» и «карти» — довольно близкими цветовыми оттенками, хорошо различимыми только при полном восходе солнца, то есть позднее, чем время различия между «тхелет» и белым.

КАРТИ — слово на арамейском языке, которым переводится (в переводе Онке-лоса — см. Бемидбар 11, 5) ивритское слово Хацир (кормовые травы). Сочный зеленоватый цвет «карти» довольно похож на синеватый оттенок «тхелет». Таким образом, раби Элиэзер обозначает время чтения «Шма» на основании близких оттенков в природе: между «тхелет» в небе и сочно зеленоватым на земле.

И кончают — завершают чтение «Шма» — до восхода солнца.

То есть с первыми проблесками солнца над вершинами гор.

Некоторые комментируют, что мишна воспользовалась выражением «и кончают», дабы подчеркнуть предписание мудрецов стараться завершить чтение «Шма» точно с проблеском солнца, как сказано в гемаре (Брахот 9 б): «Старательные (скромные и любящие заповеди люди — Раши) завершали его (чтение «Шма») с проблеском солнца, чтобы присоединить избавление (благословение «Избавитель Израиля», заключающее «Шма») к молитве («Восемнадцать благословений») и молиться уже днем (так как молитва начинается с проблеском солнца). (Но следует заметить, что есть версии Мишны, в которых отсутствует слово «и кончают»).

Раби Иегошуа говорит: до трех часов. — То есть до конца четверти дня, так как обычай царских сыновей вставать в три часа.

По мнению раби Иегошуа смысл сказанного «…и вставая» можно толковать как время подъема всех людей, а так как среди царских сыновей принято вставать со сна лишь в три часа от восхода солнца, то все это время можно считать временем подъема. Мнение раби Иегошуа принято и стало обязательным правилом поведения. Следует заметить, что во всей талмудической литературе приводится немало споров между раби Элиэзером и раби Иегошуа и как галаха всегда принимается мнение раби Иегошуа. Раби Иегошуа, о котором идет речь, это раби Иегошуа бен Ханания (см. Авот 2, 8). ЧАС, упоминаемый в Мишне, это так называемый «ВРЕМЕННОЙ ЧАС» (а не постоянная единица времени, принятая в наши дни); «временной час» — это двенадцатая часть дня от утренней зари до появления звезд. Поэтому он изменяется с изменением длины дня в разные времена года.

Читающий — «Шма» позже обозначенного времени, то есть конца первой четверти дня, не теряет. То есть, несмотря на то, что он не выполнил своего долга по отношению к чтению «Шма» (ибо не прочел вовремя), даже читая позже времени он не совсем теряет вознаграждение, как и всякий читающий Тору , — ибо читающий «Шма» после назначенного срока все же занимается Торой. Так как чтение любого отрывка Торы является заповеданным и предписанным занятием Торой, то естественно, что и те три главы, входящие в «Шма», находятся в этой категории, и поэтому даже читающий не вовремя имеет вознаграждение, хотя не за особо выделенное законом чтение «Шма», а за занятие Торой. В гемаре добавляется, что в словах НЕ ТЕРЯЕТ имеется в виду, что человек, читающий «Шма» не вовремя, не теряет возможности сказать благословения перед и после чтения «Шма» (подробности о которых далее — в мишне четвертой).

мишна третья

ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: ВЕЧЕРОМ ВСЕ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬ ПРИКЛОНЯСЬ, А УТРОМ — СТОЯ, ИБО СКАЗАНО: «…И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ». А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ: КАЖДЫЙ ЧИТАЕТ ПО СВОЕМУ ОБЫКНОВЕНИЮ, ИБО СКАЗАНО «И ИДЯ ДОРОГОЙ». ЕСЛИ ТАК, ТО ДЛЯ ЧЕГО СКАЗАНО «И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ»? — В ТОТ ЧАС, КОГДА ЛЮДИ ЛЕЖАТ, И В ТОТ ЧАС, КОГДА ЛЮДИ СТОЯТ. СКАЗАЛ РАБИ ТАРФОН: ОДНАЖДЫ, НАХОДЯСЬ В ПУТИ, Я ПРИКЛОНИЛСЯ ЧИТАТЬ «ШМА» СОГЛАСНО ШКОЛЕ ШАМАЯ И ПОДВЕРГСЯ ОПАСНОСТИ ИЗ-ЗА РАЗБОЙНИКОВ. ОТВЕТИЛИ ЕМУ: ТЫ ЗАСЛУЖИЛ НАКАЗАНИЕ, ИБО ПРЕСТУПИЛ УСТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЫ ГИЛЕЛЯ.
Объяснение мишны третьей

Школа Шамая говорит: вечером все должны читать — «Шма» — приклонясь набок, то есть читать как бы лежа, а утром — стоя — а не сидя или лежа. Ибо сказано: «…и ложась, и вставая» — что и учит нас, каким образом следует читать «Шма».

А школа Гилеля говорит: каждый читает по своему обыкновению. И вечером, и утром каждый читает «Шма», как ему привычно, ибо сказано «…и идя дорогой» — то есть человек может читать даже идя, не останавливаясь для этого. Тем более — не ложась.

Если так, то для чего сказано «и ложась, и вставая»? — В тот час, когда люди лежат, и в тот час, когда люди стоят. То есть Тора не учит нас ОБРАЗУ ЧТЕНИЯ, а ВРЕМЕНИ ЧТЕНИЯ — тому, что предписано читать «Шма» дважды в день: во время, когда ложатся спать, и во время подъема, то есть вечером и утром.

Сказал раби Тарфон: однажды, находясь в пути, я приклонился читать «Шма» согласно школе Шамая. Так как пришло время вечернего чтения «Шма», то я сошел с осла и приклонился, сообразуясь с мнением школы Шамая, и подвергся опасности из-за разбойников. Ибо задержался в пути вечером и, естественно, подвергся большей опасности нападения разбойников, чем если бы продолжал свой путь, читая «Шма» верхом на осле, двигаясь быстрее к месту назначения.

Есть комментаторы, считающие, что на него действительно напали разбойники и ограбили его, и речь идет об опасности, которой подверглась его жизнь (Млехет Шломо).

Ответили ему — мудрецы: ты заслужил наказание — ты сам виноват в том, что пережил, и если бы тебя убили, то на тебе самом лежала бы вина за это, ибо преступил установленное школой Гилеля.

Виленский гаон объясняет это так: когда требования школы Шамая строже и ограничения жестче, чем у их оппонентов — школы Гилеля, — то можно взять на себя большую тяжесть заповеди и вести себя по правилам школы Шамая, несмотря на то, что ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ (минимальное) исполнение заповедей соответствует постановленному школой Гилеля.

Здесь же, в разногласии, касающемся чтения «Шма», спор вовсе не о мере строгости, а о понимании написанного: «и ложась, и вставая».

По мнению школы Гилеля нет совершенно никакой обязанности склоняться при чтении «Шма» вечером и стоять утром, ибо нет никакой пользы в этих действиях. Поэтому человек, ведущий себя так, только показывает свое несогласие со вступившим в статус галахи постановлением школы Гилеля и заслуживает наказания.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...