Микец — Берешит (Бытие) 41:1-44:17

456 Просмотров




Краткое содержание:

Прошло два года. Фараону приснилось два зловещих и загадочных сна. Египетские мудрецы, призванные им, не смогли их истолковать. Тогда виночерпий Фараона вспомнил про Йосефа, в точности истолковавшего его сон в тюрьме. Йосефа незамедлительно освободили и привели к фараону. По толкованию Йосефа сны фараона предсказывали наступление семи лет необычайного изобилия, а затем семи лет сурового голода. Йосеф посоветовал фараону назначить мудрого и проницательного человека, чтобы он использовал годы изобилия для подготовки к годам голода.

Фараон понял, что Б-г даровал Йосефу необычайные способности, и назначил его вторым после себя лицом в государстве, доверил руководить накоплением запасов продовольствия, дал ему египетское имя Цафнат Панеаx и назначил ему в жены Аснат, дочь влиятельного жреца. Благодаря плану Йосефа, в Египте в преддверии голодных лет было скоплено столько продовольствия, что его хватило и на помощь голодающим из соседних стран. Аснат родила Йосефу двух сыновей — Менаше и Эфраима. Когда в Кнаане наступил голод, Яаков, прослышав, что в Египте есть пища, отправил туда своих сыновей, чтобы купить хлеба. В Египте братья предстали перед Йосефом и поклонились ему (тем самым сбылся сон Йосефа). Йосеф сразу же узнал их, но они не узнали его в облике всесильного властителя Египта. Желая путем испытаний привести братьев к раскаянию, Йосеф не открылся им, а продолжал играть роль египетского вельможи, обращаясь с ними жестоко, и, в конце концов, обвинил их в шпионаже.

Допросив братьев, Йосеф оставил у себя Шимона в качестве заложника, а остальных отослал в Кнаан с запасами пищи, потребовав в качестве доказательства своей честности привести к нему младшего брата Биньямина, оставшегося с отцом. Вдобавок ко всему, Йосеф приказал своим слугам незаметно подложить каждому из них в мешок деньги, заплаченные ими за зерно. Когда по пути домой они обнаружили деньги, то еще больше испугались и растерялись. Возвратившись к Яакову, братья пересказали ему все, что произошло. Сначала, Яаков отказывался отпустить Биньямина в Египет, но когда голод стал непереносимым, он уступил. Иегуда поручился за безопасность Биньямина, и все братья снова отправились в Египет. В доме Йосефа сыновья Яакова вернули оказавшиеся у них в мешках деньги и преподнесли в дар орехи, пряности и благовония. Йосеф принял братьев, словно почетных гостей и стал расспрашивать о здоровье Яакова. Увидев Биньямина, он не смог сдержать чувств, выбежал из комнаты и заплакал. Тем не менее, Йосеф не открылся братьям, а решил продолжить испытание. Во время пира в их честь, он по секрету приказал слугам снова подложить в их мешки деньги, а в мешок Биньямина еще и серебряный кубок. Как только братья отправились в обратный путь, Йосеф послал за ними слуг, которые нашли в мешке у Биньямина кубок и уличили их в воровстве. В качестве наказания Йосеф сделал Биньямина своим рабом. Иегуда предложил, чтобы все братья стали рабами вместе с Биньямином, но Йосеф на это не согласился, а потребовал, чтобы они вернулись к своему отцу.

Воздаяние.

Лук.6:31 «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

Удивительное! Дело Йосефа, которое было скрыто 22 года для его семьи. И вот потихоньку, начинает открываться. Все происходящие события лишь приближают нас к развязке этой истории.
Братья, продавши Йосефа в рабство, не раз впоследствии вспоминали об этой трагической ошибке, но дело было уже сделано и нельзя было ничего вернуть. Кто же из них знал, что по сути – это был план Всевышнего, чтобы переселить всех евреев в Египет?! А уже с Египта вывести их в пустыню, где должно было свершиться самое великое событие в мировой истории, событие, которое стало бы большим шагом в «Тикун Олам» («Совершенствование мира»)

Я себя спрашиваю, знал ли Всевышний, что Йосеф пройдет через такую боль, когда Он творил Свою волю. Чисто по-человечески я не могу согласиться с тем, что мой Отец сделал все это. Но это только мои чувства, ведь Писание говорит, что Б-г знает все. Но мне правда не понятно, почему Он допускает нам пройти такую боль, как прошел Йосеф. Но с другой стороны, боль – это величайшее горнило выплавляющее наш характер. А ведь характер нужен Ему, чтобы мы стали сосудами в чести.

Интересен тот факт, что Всевышний через время приведет евреев в Египет, и там спустя совсем не большой промежуток времени, они сами станут рабами. Как был рабом Йосеф, которого они продали чужестранцам.

В Танахе мы видим принцип «мида КеНегед мида» (мера за меру). Его силу братья уже начали чувствовать, когда попали в Египет: «Говорили они (братья) друг другу: точно мы виноваты из-за нашего брата… за то и нашло на нас это горе» (Берешит, 42:21). Евреи должны были пострадать за то, что сделали Йосефу. И хотя это, конечно же, не основная причина их рабства в Египте, но я уверен, что это было не на последнем месте в решении Всевышнего. И что интересно, что большинство раввинов верят сегодня, что Израиль до сих пор несет эту вину.
Из огромного множества уроков, которые можно подчерпнуть в этой истории, я хотел бы остановиться лишь на одном. Бог может сделать все, что захочет, с нашей жизнью. «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс.113:11)

Рамбан говорит: «Наши усилия — неправда, приговор Всевышнего — правда».

Все, что мы делаем – это иллюзия. Есть только одна Истина, и это желание Б-га.

Мы не можем сказать Ему, что ты делаешь? Пророк Исаия говорит «О, ссорящийся с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику своему: «Что ты делаешь?» и изделие твое: «Нет рук у него»? О, говорящий отцу: «Зачем ты рождаешь?» и женщине: «Зачем ты мучишься родами?» Так сказал Г-сподь, Святой Йисраэйля и Создатель его: о будущем спрашиваете вы Меня? О сынах Моих и о творении рук Моих поучать будете Меня?»
И если Он хочет провести нас через такие тяжелые жизненные обстоятельства, то все, что мы можем сказать на это, то, что воскликнул Иов: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:10)

Буквально вчера мы с детьми ездили в Галилеи на печально известное место Тель-Йодфат.
У Тель-Йодфата богатое прошлое, относящееся к периоду Иудейской войны. Она началась в 67 году н. э., и полыхало по всей стране, в том числе в Галилее, где я сейчас живу. А закончилась все это тремя годами позже разрушением Второго храма.

Командиром всей Галилеи был тогда Йосеф бен Матитьягу, известный больше сегодня как Иосиф Флавий. Его штаб, находился в то время в Йодфате.

Римляне под командованием военачальника Веспасиана пытались подавить восстание.
Тяжелые бои разыгрались в 67 году н. э. вокруг Йодфата – города, сделанного так, чтобы выдержать долгую осаду. Это подробно описывается в книге «Иудейская война»»(3, 7, 7): «Иотапата почти вся расположена на отвесной скале; со всех сторон ниспадают столь глубокие пропасти, что, когда всматриваешься в эти бездны, глаз от утомления не проникает до глубины; только с северной стороны, где город спускается по склону горы, он бывает доступен… Прикрытый со всех сторон другими горами, город оставался совершенно невидимым до тех пор, пока не приходили в непосредственную близость к нему. Так была укреплена Иотапата».

И не смотря на все это укрепление, город продержался чуть больше одного месяца.

Если подняться на вершину, то оттуда гораздо легче понять географическое описание окрестностей Иосифа Флавия. Но у римлян были многочисленные и испытанные методы осады. Они обстреливали город, как показывают археологические свидетельства, стрелами с железных башен, камнями из баллист и даже построили большую земляную насыпь рядом со стеной.

Глядя на север, я мог себе представить 160 катапульт, которые установил римский полководец Веспасиан, чтобы убивать защитников. Я видел гигантский римский лагерь, в котором находилось много тысяч воинов, в том числе всадники, пехота, лучники и пращники. Перед моими глазами на месте голого холма возник оживленный город, подвергнутый тяжелой и жестокой осаде.

Многие жители, видя исход, покончили с собой, другие погибли в рукопашных схватках, а те, кто пытался скрыться в пещерах, были безжалостно умерщвлены. Римляне взяли в плен не более 1200 человек, количество же погибших, по словам Иосифа, достигло 40 тысяч человек. По окончании сражения в живых остались 40 защитников, укрывшихся в пещере, в том числе и Йосеф бен Матитьягу. Своей речью он убедил товарищей покончить с собой. Бросая раз за разом жребий, Иосиф остался вдвоем с еще одним бойцом. Римляне тщательно искали Иосифа среди павших и пленных, но не могли найти, пока одна женщина не указала им, где он прячется. Римляне отправили двух трибунов, чтобы уговорить его сдаться, но он не соглашался. Только когда они пригрозили сжечь пещеру, Иосиф решил, что ему выгоднее будет остаться в живых, и сдался римлянам.

Иосиф стал пленником римлян. Что-то изменилось внутри него. Он предсказал Веспасиану, что тот станет императором римлян после Нерона. И когда это обещание сбылось, Йосеф бен Матитьягу стал Иосифом Флавием и историком Иудейской войны. Он написал «Иудейские древности» и «Иудейскую войну», две книги, являющиеся одним из центральных источников наших знаний о еврейской истории периода Второго храма.

То, что в принципе, боле или менее благополучно закончилось для Иосифа Флавия, очень трагично закончилось для всех остальных жителей восставшего города, а в итоге через несколько лет совсем трагично закончилось для всего еврейского народа. Иерусалим уничтожен, храм разрушен, тысячи и тысячи убиты, огромное количество евреев проданы в рабство. Земля опустела!
Только спустя две тысячи лет евреи вернулись на свою землю. И то, что произошло тогда в Тель Йодфат – был трагически-переломный момент в истории Израиля.

Наша история полна таких болезненных примеров. И возвращаясь к Йосефу, мы видим, что Всевышний допускает таким вещам приходить в нашу жизнь.

И опять же, смотря на эту гору, где раньше возвышался центр Галилеи, но теперь развалины, я вспомнил пророчество Иешуа:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф.23:37,38)

Такое должно было случиться.

Как и в случае с домом Иакова, который из-за голода переселился в Египет, так и в случае с разрушением земли Израиля и Иерусалима, вначале было Б-жье пророчество.

В первом случае Всевышний проговорил Аврааму, во втором Иешуа сказал об этом своим ученикам.
Б-г сказал и Б-г сделал!

Но вот в контексте всего этого, мы с вами испытываемся на наши поступки.

Йосеф должен был попасть в рабство, но братьев никто не принуждал продавать его в рабство. Мы получаем лишь то, что выбираем сами. И страдаем за то, что выбрал.

Очень трудно и почти невозможно отделить наши мотивы и поступки от Его воли. Даже если это и было предсказано раньше. Но я знаю одно, что если даже мы не в силе изменить те обстоятельства, в которые попали, хотя мы и пробуем изо всех сил. Я знаю, что мы в силе поступать по Б-жьему в тех обстоятельствах. Йосеф страдал, но остался верным Всевышнему.

В Гемаре «Брахот» написано: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами».
Что это значит? То, что в сфере материальных действий и событий параллельно, не пересекаясь, существуют решения Неба и выбор человека. И, в конечном счете, осуществляется именно решение Небес.

Что такое «страх перед Небесами», который не «в руках Небес»? Это и есть наша богобоязненность, наш выбор между добром и злом. Наши поступки, которые только в наших руках. И этот выбор не предопределен. Он нас зависит, от того что мы выбираем.

Давайте позволим творить Г-споду с нами то, что Он хочет. Ведь недаром Писание говорит, что «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2) Мы можем положиться на нее. И будем помнить, что именно в тяжелых обстоятельствах мы изменяемся. Поступай правильно как Йосеф и не опускай своих рук!

Обсудить здесь

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль