Матот-Масэй — Бемидбар (Числа) 30:2-36:13

694 Просмотров




В этой главе сыновья Авраама стоят у ступенек в землю Израиля

И глава начинается наставлениями об особенностях характера земли Израиля.

И говорил Моше главам колен сынов Исраэля так:

Вот слово, какое заповедал Г-сподь:

Если кто-либо даст обет Ашем или поклянётся положить зарок на душу свою, то не лишит он силы слова своего;

во всем, как вышло из уст его, исполнит. И если женщина даст обет Ашем ….

Моше декларирует интересное свойство  –  «Недер» (обет), обещание, в отношении какого-либо предмета или действия, устанавливающая новую мицву — асэ. (делай)

Это ее отличие от клятвы – «Швуа», которая относится к человеку.

«Швуа» — это высший уровень твоего слова. Умри, но сделай.

Пример «асэ»: я установил для себя заповедь, каждое утро в течение года бегать два километра.

И я теперь обязан бегать. Но если я перестал бегать, это плохо, но не смертельно. Эта моя заповедь и я могу ее для себя отменить.

Но есть еще «лё та асэ» (не делай)  — негативная, запрещающая заповедь, которую я установил для себя. (например, я никогда не съем ни одной конфеты).

И эту заповедь я уже не смею ни нарушить, ни отменить.

Т.е. с помощью «Недера» можно устанавливать для себя, сколько хочешь позитивных (асэ) или негативных (лё та асэ) мицвот.

Но отменить сам ты можешь только позитивную заповедь  — «асэ».

И Моше говорит об этом только теперь, перед подъемом в землю Израиля.

Именно там, всё выходящее из уст твоих, получает материализацию.

И сейчас, надо очищать свой язык.

За пределами Израиля, это не так существенно.

«И если девица сказала недер, (обет) и услышит это ее отец и если воспрепятствовал ей в этот же день, то ее недер не состоится»

Для замужней — муж может отменить этот недер.

Для вдовы или разведенной недер отменить некому — выполняй свою заповедь.

Мужчина, если сказал недер — все, закон. Израиль дело не простое.

Теперь, надо разобраться с внешними проблемами.

«И говорил Ашем Моше так: Соверши возмездие за сынов Исраэля над мидьяним; затем приобщишься к народу твоему.

И говорил Моше народу так: Пусть снарядятся из вас мужи в войско,

и будут они против Мидьяна, чтобы совершить возмездие Ашем над Мидьяном.

По тысяче из колена, от всех колен Исраэля пошлите в войско…»

Т.е. пока не разберешься с Мидьяном, к народу своему не приобщишься.

О чем это он.?

Резюме Моше, мягко говоря, не позволяет ему считать себя равным членом своего народа.

— Вырос в египетском дворце, затем 40 лет где-то странствовал, жил и учился в Мидьяне. Женился на Мидьянке. Внешне сильно отличается. Ну какой он свой?

Он больше мидьянин. У него осталась духовная связь с этим народом.

Потому и говорит ему Г-сподь — пока ты не разорвешь эту связь, не уничтожишь этот народ — ты не сможешь приобщиться к еврейскому народу.

И Итро привел с собой большую группу мидьян. И Моше посылает на войну 12 тысяч  воинов во главе с Пинхасом.

Сам он остался — он не может наплевать в тот колодец, из которого он напился.

«И ополчились они на Мидьяна, как повелел Ашем Моше, и убили они всех мужчин. И царей Мидьяна убили они вместе с павшими их Эви, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву — пять царей Мид’яна, и Бильама, сына Беэра, убили они мечом… И доставили к Моше и к Эльазару, и к общине сынов Исраэля пленных и захваченное, и добычу…»

О каждом из приведенных здесь имен, можно писать сочинение. Например, Цур — это Балак, и т.д.

… И разгневался Моше на воевод, и сказал им: Вы в живых оставили всех женщин?!

Ведь они были причиной мора в общине Израиля.

И ныне, убейте всех детей мужского пола среди них, и всякую женщину, какая знает мужа от возлежания мужского, убейте. А девочек оставьте».

Это, конечно не для нервных либералов. Но сколько, за историю, тысяч боевых отрядов было уничтожено из-за своей жалости к невинным мальчишам-кибальчишам.

К тому же Тора это не, сколько военная хроника, сколько этапы внутренней борьбы с самим-собой.

Моше должен убить все мидьянское в себе.

«И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики чрезвычайно.

И увидели они землю Йаезера и землю Гильада, и вот место это — место для стад.

И пришли сыны Гада и сыны Реувена, и сказали Моше так:

Если обрели мы милость в глазах твоих, то пусть дана будет эта земля слугам твоим во владение, не переводи нас через Йарден.

И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: Братья ваши пойдут на войну, а вы сидеть будете здесь?»

Первая реакция у нас, да и у Моше…

Ничего себе. Шли в Израиль, но про менялись на луга для скота в за-Иорданье.

Ведь Рувен — первенец Леи. Гад — первенец Зильпы, наложницы Леи.

Так неужели, два таких колена позарились на луга для своего скота?

Даже подумать стыдно.

Ведь оба эти колена символизируют искупление  — идеал свободы, истины, следующий мир.

Территория, которую они просят, названа в Торе «решит Эрец Израэль» (первая земля Израиля)  — и это обещанные нашим праотцам границы «от Нила до Ефрата».

Моше же полагал, что Б-г вводит народ в Эрец Кнаан (землю Ханаана) — от моря до Иордана,  и затем, когда-нибудь мы сможем расширить свои границы.

Но категория «решит за-Иорданом» — это и есть главный замысел Всевышнего.

И об этом говорилось еще в книге Бытие, когда Яаков строил там загоны для скота, и назвал он это место Сукот. (Шалаш)

Кроме того, стратегически, если заселить только землю Ханаана, то Израиль,  будет отделен от всего остального человечества  (с севера море, с востока горы, джунгли, с запада пустыня).

И потому, через Гада и Рувена мы строим мост для связи с окружающим миром.

Но почему Тора пишет Гада перед Рувеном?  Рувен ведь старше.

Абриватура Гад и Рувен – «ГеР». Тип личности стоящий между другим народом и Израилем.

Одним намеком, Тора объяснила их назначение.

Мы средство, наше влияние на мир — это цель.

И дал им Моше, сынам Гада и сынам Реувена и половине колена Менаше, сына Йосэфа, царство Сихона, царя Эмори, и царство Ога, царя Башана, землю, с ее городами в пределах, города земли вокруг.

Но Менаше ведь ничего не просил. Моше сам отправляет половину колена Менаше на восточный берег Иордана, дабы замкнуть систему.

Менаше первенец Йосэфа, который символ изгнания.

И его имя –  «Г-сподь — дал мне забыть весь дом моего отца»  (сильная обида сидела в Йосэфе, что назвал своего первенца именем забвения семьи). Менаше — забвение.

Яаков же, когда благословлял детей Йосэфа, перевернул братьев.

Второй сын Йосефа, Эфрайм, стал первым, Менаше вторым. И вернул он их в семью.  И Менаше, который ответственный за забвение, становится ответственным за память.

Такой вот интересный  трюк.

Теперь Моше посылает половину колена Менаше на восточный берег  Иордана, чтобы связать Израиль с коленам Гада и Рувена и напоминать им, что мы один народ по оба берега одной реки.

Так Менаше стал нашим символическим мостом из изгнания в светлое будущее свободы и искупления.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль