Лех леха (Избрание. Почему именно Авраам?)

515 Просмотров




А Тэрах жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.(Быт.11:26)

Авраам – это самая известная личность во всем Писании. В Писании он упоминается как Аврам – 52, а как Авраам – 239 раз

В Писании говоритя множество раз об этом человеке.
Авторы Нового Завета очень трепетно отностся к нему. Называя его отцо всем верующих. Авраам является примером для каждого из нас. На его жизни мы можем выучить разные уроки для нас лично.

И первый вопрос который в принципе должен возникать у каждого изучающего Писание – почему именно Авраам. Почему не Терах или еще кто-то?

Сегодня у многих возникает подобный вопрос относительно евреев. Чем они так отличились, что Всевышний именно на них положил Свою руку. Почему именно их Он избрал

И хотя это вопрос, который Писание оставляет открытым, можно посмотреть, как отвечают на этот вопрос разные мыслящие исследователи Писаний.

Мы знаем, что Аврам, может быть, его звали и по-другому. Но впервые в Торе мы встречаем именно это имя. Аврам был язычником. Который не знал истинного Бога.
Он не был праведным человеком. Если ранее про Ноаха было написано, что он спасся от вод потопа, потому что был праведным, то про Авраама же ничего подобного в Торе не сказано. Все, что мы знаем о его жизни до избрания, — это минимальные анкетные данные плюс сообщение о том, что по неизвестным причинам семейство отца Авраама покинуло свой родной город Ур, что в Месопотамии, и отправилось в страну Ханаан, куда, впрочем, в итоге так и не добралось.

Маленький полукочевой клан (всего ок. 300 человек, не считая женщин и детей, — 14,14) покинул равнину Паддан-Арама и направился на запад в землю Ханаанскую. Вел его вождь, Авраам. Многие племена переходили тогда из страны в страну. Но переселение Авраама не было обычной сменой места. Он покинул своих родных и свой народ не ради лучших пастбищ, а повинуясь призыву Божию.

На этот факт обратил внимание еще Моисей Нахманид (Рамбан). В своем комментарии к книге Берешит он пишет:

«В этой главе нет разъяснений, почему говорит Всевышний: «Оставь свою страну и сотворю тебе добро, какого еще не было в мире»; и не сказано что Авраам служил Богу или был совершенным праведником, не сказано ни одного слова о том, как он оставляет страну, чтобы было понятно, что уход в другую страну приближает его к Богу.

Так почему же Всевышний обратился именно к нему?!
«И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» Быт.12:1

Берешит Рабба 39:13 написано:

Рабби Азария от имени рабби Ахи истолковал при помощи стиха:
«Любишь ты справедливость и ненавидишь нечестие, поэтому помазал тебя Бог, Бог твой елеем радости, из собратьев твоих (выбрал тебя)» Тегилим, 45:8

Когда праотец наш Авраам стоял и просил милосердия для жителей Сдома, что там написано? «Невозможно Тебе делать подобное, чтобы погубить правед¬ного с нечестивым» (Берешит, 18:25).

Сказал рабби Аха — Ты клялся, что не приведешь потоп на землю; как же Ты обходишь клятву? Как же так? Не приводишь Ты потоп воды, но (приводишь) потоп огня. А раз так, то не исполнил Ты клятвы!

Сказал рабби Леви: «Неужели Судья всей земли не учинит пра¬восудия?» — Если Ты желаешь, существования мира, то нет места правосудию, а если Ты желаешь правосудия, то нет места существованию мира! Берешься Ты за веревку с обоих концов, хочешь и мира, и суда, но если Ты не уступишь малость, то мир не устоит!

Сказал ему Святой, благословен Он: — Авраам, «Любишь ты справедливость и ненавидишь нечестие, поэтому помазал тебя Бог, Бог твой елеем радости, из собратьев твоих (выбрал тебя)» — от Ноаха до тебя десять поколений, и ни с кем из них не говорил Я, кроме тебя: «И ска¬зал Господь Авраму…»

В подтверждении этой мысли мы читаем опять же из мидраша, 38,13

Сказал рабби Хия: — Терах был изготовителем идолов. Од¬нажды он вышел куда-то и посадил Авраама продавцом вме¬сто себя. Пришел человек и хотел купить идола; сказал ему Аврагам: — Сколько тебе лет? Сказал ему тот: — Пятьдесят. Сказал ему Авраам: — Увы, этому человеку, ибо тебе пять¬десят, а будешь поклоняться идолу, которому один день! Тот устыдился и ушел. Однажды пришла одна женщина с блюдом отборной муки; сказала ему: вот тебе, принеси в жертву им. Встал он, взял в руку палку, и разбил их идолов, и сунул пал¬ку в руку наибольшего среди них. Когда пришел отец его, ска¬зал ему: — Кто сделал им это? Сказал ему Авраам: — Как оправдаться перед тобой? Пришла одна женщина с блюдом отборной муки и сказала мне: вот тебе, принеси им в жертву. Этот говорил: я ем первый, а тот говорил: я ем первый! Встал этот, наибольший, взял палку и разбил их. Сказал ему отец:
Что ты говоришь мне глупости, разве они так умеют?! Ска¬зал ему Авраам: — Разве не слышат уши твои, что говорят твои уста?*

(если ты сам не веришь в могущество идолов, зачем же ты им поклоняешься?)

Авраам был непримирим в своей позиции справедливости. Он понимал, что идол не может ничего, что должно быть что-то еще, кто-то еще, кто сильнее всех этих идолов.

Моисей Маймонид (Рамбам) полагал, что Авраам был избран, поскольку оказался единственным в своем поколении, кто путем логических рассуждений пришел к мысли о существовании Единого Бога-Первопричины:

Авраам… стал он размышлять днем и ночью и удивляться: «Как может сфера находиться в движении постоянно, не имея двигателя? Кто же вращает ее? Ведь не может она вращаться сама по себе…
В сорокалетнем возрасте познал Авраам своего Творца (завершились духовные поиски, начатые в детстве). Когда же он познал и обрел знание (твердое), он стал задавать вопросы жителям Ур-Касдим и спорить с ними, и говорить, что не является истинным путем тот, по которому они идут. Он разбил изваяния и стал возвещать народу, что служить надлежит одному лишь Богу: Ему надлежит поклоняться и приносить жертвы и совершать возлияния, чтоб Его признавали все грядущие (поколения) сотворенных. И надлежит уничтожить и сокрушить все изображения, чтоб из-за них не впадал в заблуждение весь народ, подобно тем, кто воображает, будто эти (изображения) и есть Божество

Моисей Нахманид (Рамбан). Для него основной причиной того, что Бог избрал именно Авраама, было не то, что он «додумался» до монотеизма (хотя этого факта Рамбан не отрицал), но, прежде всего, то, что Авраам был готов пострадать и даже погибнуть за свои новые убеждения:

Жители Ура Халдейского сделали Аврааму много зла за его веру во Всевышнего; он бежал от них в страну Ханаан и остановился в Харане.

Но Всевышний велел ему оставить и это место и совершить то, что было задумано с самого начала: служить Всевышнему и призывать людей служить Ему в Избранной стране, где возвеличится и его имя, и благословятся им эти народы, но не так, как поступали с ним в Уре Халдейском, где его позорили, и злословили о нем, и бросили его в колодец или в печь огненную..

Мы видим, что из отсутствия мысли в Письменной Торе о причине избрания Авраама, комментаторы ищут таковую причину. И возможно они правы.
Но тишина на этот счет может нести и иную смысловую нагрузку.

Мне нравится, как сказал один комментатор.

«Однако нельзя не отметить, что Священное Писание не рассматривает вопрос о причинах выбора Божьего. Бог свободен; свобода же в первую очередь характеризуется тем, что причины поступков – внутри личности, а не во внешних обстоятельствах. Это так по отношению к человеку; возможно, это так и по отношению к Богу» Иными словами, Авраам был выбран совершенно произвольно, без каких-нибудь задатков и предпосылок со своей стороны.

Чарльз Сперджен в проповеди: «Странный выбор Бога», говорит:

«Во времена патриархов почти все люди были язычниками. Но несколько человек, избранных Богом, поклонялись истинному Богу. Господь решил создать особый народ, который бы обладал откровением от Бога и хранил истину. Он избрал Авраама в качестве праотца этого народа. Кто кого выбрал: Авраам Бога или Бог Авраама? Обладал ли Авраам от рождения чем-то таким, что делало его пригодным для служения Всевышнему? Писание ясно говорит, что ничем подобным Авраам не обладал. Напротив, он был странствующим, а вернее, гибнущим арамеянином, и его род ничем не отличался от других, его семья, как и все, поклонялась идолам. Тем не менее, он был призван с Востока, стал по особой воле Божьей отцом верующих. Что было в евреях такого, что могло побудить Бога благословить их пророками, научить истинному поклонению Богу через жертвоприношения и другие обряды, в то время как прочие народы поклонялись богам, сделанным из камня и дерева? Мы можем сказать только одно: Бог так сделал. Его милость была обращена к израильскому народу, и ни к какому другому.

Согласно этой точке зрения: «Это была суверенная воля Всевышнего». Захотел выбрать именно этого человека, Он это сделал и не посоветовался ни с кем.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль