Лех леха — Берешит (Бытие) 12:1-17:27

550 Просмотров




וַיְהִ֥י רָעָ֖ב בָּאָ֑רֶץ וַיֵּ֙רֶד אַבְרָ֤ם מִצְרַ֙יְמָה֙ לָג֣וּר שָׁ֔ם כִּֽי־כָבֵ֥ד הָרָעָ֖ב בָּאָֽרֶץ׃

«И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той» (Быт.12:10)

Мы хорошо знаем эту библейскую историю. Только недавно Всевышний открывается Авраму и повелевает ему уйти в землю, которую обещает дать ему и его потомкам.

Раши говорит, что это было испытание для него: усомнится ли он в обращенных к нему словах Всевышнего, который сначала сказал ему идти в эту землю, а теперь принуждает уйти из нее (Танхума , Лех леха 5).

Причина понятна, мы читаем: «ваеhИ раАв баАрЕц» Был голод в земле.
И он принимает решение – спуститься в Египет.
Обратите ваше внимание, что написано слово: «ידר» «ЙарЭд» Что переводится как – «спуститься». Пшат очень простой – Египет географически находился ниже Кнаана. Но наши мудрецы усматривают в этом слове и другое значение.

Аврам спускается, уходит со своего места предназначения, которое определил ему Б-г. Он дал ему землю. Но на сейчас ее охватил голод. Был ли этот голод настолько страшен? Ведь другие народы, населявшие эту землю, остались там. И из-за того, что он убегает в Египет, дальше происходят события, которые совсем не красят праведника.

Рамбан говорит: знай же, что Авраам – авину совершил неумышленно тяжкий грех, подставив свою жену — праведницу под угрозу тяжкого преступления из-за страха быть убитым фараоном. А надо было бы ему положиться во всем на Всевышнего, который спасет и его самого, и его жену, и все его имущество, ибо есть у Всевышнего сила, чтобы помочь и спасти . Также и выход его из земли, которая была ему обещана изначально, из -за голода – большая промашка, ибо Всевышний мог спасти их от голодной смерти. А из-за этого поступка все его потомство было обречено на изгнание в Эрец Мицраим под власть фараона.

אִמְרִי־נָ֖א אֲחֹ֣תִי אָ֑תְּ לְמַ֙עַן֙ יִֽיטַב־לִ֣י בַעֲבוּרֵ֔ךְ וְחָיְתָ֥ה נַפְשִׁ֖י בִּגְלָלֵֽךְ׃

«скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт.12:13)

Абрабанель (1437, Лиссабон — 1508, Венеция): написал, что Аврам имел следующие, очень верные, соображения: если Сара скажет, что она – его жена, то у местных правителей не будет надежды, что Аврам отдаст ее им по доброй воле, даже если они предложат ему очень большие деньги.

Но если Сара скажет, что она его сестра, то каждый из них будет надеяться, что Аврам согласится отдать её ему в жены за богатые подарки, и они не убьют его. Потому что будут думать, что таким образом (с помощью подарков) они добьются того, чтобы выдать ее замуж за одного из уважаемых людей в стране.

И Аврам даже не мог предположить, что ее могут взять неожиданно, а думал, что с ним будут вести долгие переговоры, и он, протянув время, сможет сбежать из Египта по окончании голода в Эрец Кнаан. И нет никакого сомнения, что так оно и было. И Аврам не думал о том, что сам царь возьмет ее себе в жены.

Но из-за ее необыкновенной красоты события развивались совершенно иным образом. Когда египтяне увидели Сару, то доложили о ней министрам, а те, увидев совершенство ее красоты, решили, что она достойна, быть женой фараона. И они не претендовали на ее руку, но прославили ее красоту перед фараоном, и тот захотел взять ее в жены. Но поскольку ее семья была ему неизвестна, то Сара была взята в один из дворцов для проверки.

Сравните разницу в написании в 2х местах Танаха:

«И была взята в дом фараона», а не «и взял ее фараон» – подобно тому, как поступил Ахашверош, взяв Эстер (Есфирь 2, 12).

Отсюда мы видим, что фараон не взял ее сразу как свою жену.

По всей видимости, как это следует из слов Авраама в Берешит 20,13 он действительно опасался беззакония, которое могут учинить местные жители, и предполагал, что представление Сарай (Сара) в качестве сестры укрепит положение их обоих. Это предположение Аврама, вероятно, было основано на законах, принятых в ту эпоху в Междуречье.

Хотя эта тема (статус сестры в семье и в обществе в различных культурах Древнего мира) до сих пор недостаточно исследовано, выясняется, например, что в ту эпоху был распространен обычай, согласно которому любимой жене мог быть присвоен статус «сестры», причем с социальной и юридической точки зрения такая «сестра» была более защищена, чем другая замужняя женщина. Таким образом, в поступках Аврама нет ничего странного, если смотреть на них с точки зрения культурного окружения той эпохи: статус сестры мог действительно обеспечить Сарай (Саре) большую защиту.

Но, как мы уже знаем, что все уловки не помогли, и она была взята во дворец.

«Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя. для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди» (Быт.12:17,19)

הִנֵּ֥ה אִשְׁתְּךָ֖ קַ֥ח וָלֵֽךְ

ИнЭ иштехА, ках вэЛех! «вот (тебе) твоя жена — забирай (её) и уходи!»

Б-г вступается за него и за Сарай. Трудно представить, что было бы, если Он остался в стороне в этот момент.

Но откуда фараон узнал, что она его жена?

Рамбан говорит: возможно, что когда на нем и на его «доме» появились вдруг (נְגָעִים) (негаИм — раны) в то время как Сара была взята к нему в дом, фараон подумал: «что Всевышний нам сделал?» – и спросил ее, а она сказала, что является замужней женщиной, и потому фараон позвал Аврама и обвинил его.

Эти раны обычно связаны с болезнью называемой – «царат» по-русски переводят, хотя и не совсем точно, как – проказа.

Но, каждая из «египетских казней», которые постигнут Египет позже, также называется (НегА) נגע

Фараон приказал сопроводить Аврама подальше от своего дома.

Хотя слово (וַֽיְשַׁלְּח֥וּ) может перевести и как «что бы выгнали «быстрее»

Это слово используется в Исход12,33 «И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» (Исх.12:33)

Р.Ицхак Зильбер написал, комментируя это место Писания: в отличие от Авимелеха, который сказал: «Вот моя земля перед тобой, живи, где тебе понравится» фараон спешит проводить Авраама из своей страны.

Абрабанель продолжает: из всего этого рассказа мы учим, что много замыслов в сердце человека, но будет, так как решил Всевышний. (Мишлей 19, 21) .

Ведь Аврам думал укрыться в Египте во время голода, и намеревался спасти жену своим советом, события развернулись совсем не так, как он предполагал, так что в Египте не пришлось ему сидеть в тишине и покое, но как зашел туда, так и вышел оттуда в считанные дни, и был вынужден вернуться в Эрец Кнаан, а там уже обеспечил его Всевышний хлебом досыта.

Итак, что происходит при спуске в Египет? Б-г обещал дать Авраму две вещи: потомство и землю. Вся история про Аврама строится вокруг этих двух основ. Аврам спускается в Египет, т.е. выходит из земли — и у него забирают жену! Всевышний как бы говорит ему: «Если ты собираешься потерять землю, то не думай, что у тебя будет потомство – и потомство ты тоже потеряешь!»

«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа» (Быт.13:1-4)

Аврам возвращается на прежнее место, где изначально он поставил жертвенник Всевышнему. И недаром, Тора говорит подробно его подъем к первоначальному предназначению. Он идет тем же путем, что и спускался. Тем самым, как бы подчёркивая, что поднимаясь, он стирает за собой то, что стало негативным в этом спуске.

Аврам делает «тшувУ» — покаяние.

В Талмуде в трактате «Юма» мудрецы называют «тшуву» — «возвращение к Творцу мира» — великим, грандиозным действием.

Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.

Но человек не в силах сделать так, чтобы совершенное им действие не имело к нему отношения и, тем более отменить результат действия. Всевышний же из-за беспредельной Своей доброты и милосердия делает это. И преступные действия больше не имеют отношения к этому человеку, потому что он сделал тшуву. Таким образом, хотя согласно закону изменить совершенное невозможно, однако милосердие Творца уничтожает действие.

Иешуа говорит: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:4,5)

Это именно то, что сделал Аврам, когда он спустился в Египет со своего предназначенного места и после вмешательства Всевышнего, он возвратился (совершил тшуву) в то первое место, откуда началось его падение.

Величие тшувы, заключено в том, что Всевышний исправляет то, что не может исправить человек, так как не в наших силах вылечить изъян, который мы нанесли нашей душе, нашим непослушанием. Отец изменяет, законы мироздания и делает с нами чудо, как бы творя нам нашу душу заново.

Обсудить здесь

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль