Ктубот 111. Ком. к вопросу о трех клятвах

473 Просмотров




Ктубот 111.
Ком. к вопросу о трех клятвах, разбираемому на этом листе.
Три клятвы.

В Шир а-ширим («Песни песней») царь Шломо трижды повторил слова «Заклял Я вас, дочери Йерушалаима, оленями и ланями полевыми, чтобы не пробуждали и не будили вы любовь, пока не пожелает Он» (2:7, 3:5, 8:4).

И спросили мудрецы Талмуда: «Зачем?»
И разъяснили, что в этом отрывке содержится намек на то, что Всевышний предупредил сыновей Израиля:

«Оказавшись в изгнании, не пытайтесь подняться стеной (все вместе) в святую землю и не бунтуйте против народов мира, чтобы добиться независимости в каком-нибудь другом месте – России, Франции, Австралии, Аргентине…» А всем народам Он повелел («заклял» – на языке мудрецов): «Не относитесь слишком плохо к сыновьям Израиля, так как мера наказания для них строго определена Небесами. Не превышайте ее, не умножайте бесконечно их страдания» (Ктубот, 110б, 111а).

Конечно же, Всевышней не обращался Сам, и не посылал пророков к сыновьям Израиля, чтобы сказать им: «Смотрите, не поднимайтесь стеной раньше времени». Имеется в виду, что и из стихов Торы, и из слов пророков, звучавших пока стоял Первый Храм, они должны были понять, что установлен определенный срок изгнания, и попытка сократить его, приведет их к трагедии.

Всевышний не обращался и к народам мира. Просто сыновья Израиля должны были знать, что если правители стран начнут готовить окончательное решение «еврейского вопроса», следует искать спасения в земле Израиля.
Кто же такие, по мнению мудрецов, «дочери Йерушалаима», упомянутые в шир а-ширим? Это те из сыновей Израиля, кто мечтает вернуться из изгнания в Цийон.

А что значит, «оленями и ланями заклял вас»? Это следует понимать так: «Если срок изгнания еще не закончится и не будут искуплены все грехи, а вы начнете подниматься все вместе в землю Израиля, уподоблю вас оленям и ланям в поле – любой охотник сможет убить вас».

А что значит «пробуждать любовь»? Возвращение в землю Израиля – это проявление любви к Всевышнему, которая пробуждает Его желание вернуть Божественное присутствие в Йерушалаим. Но если не закончился срок изгнания – вместо любви проснется гнев: «Я отправил их в дальние страны, чтобы они избавились от всех своих недостатков, а они собираются снова осквернять ее…»

Выводы

На основе этого отрывка из трактата Ктубот сатмарский ребе Йоэль Тейтельбаум сделал вывод, что в катастрофе европейского еврейства виноваты сионисты: они не прислушались к предупреждению Всевышнего и направили свои усилия на создание государства, и тем самым вызвали гнев Небес («Вэйоэль Моше»).

Несмотря на все уважение к мудрецу Торы, невозможно не отметить абсурдность подобного вывода.

Начнем с того, что существует правило: галаху (руководство к действию или запрет) выводят только на основе высказываний, четко определяющих закон. На основе агады (рассказа, описывающего события, происходящие в материальном или духовном мире) прямые руководства к действию или запреты не выводят. Поэтому ни один из галахических авторитетов прошлого (ришоним) не написал, что запрещено подниматься всем вместе в землю Израиля, захватывать ее, устанавливать свое государство. Подобного запрета нет и в заповедях, перечисленных и описанных Рамбамом в его капитальном труде «Мишне Тора». О нем не говорят и основные комментаторы Талмуда Ритва, Рашба, Меири. Также Рош и Риф не упоминают клятвы, приведенные в трактате Ктубот. А Рамбан (Осафот ле сэфер а-мицвот, мицва ревиит) прямо утверждает, что заповедь завоевать всю землю Израиля действует во все времена (и не отменяется даже если мы не можем ее исполнить). Если говорить о последних авторитетах, то Хафец Хаим, по свидетельству его сына, также никогда не ссылался на три клятвы. Он говорил об обязанности переселения в землю Израиля, не ставя никаких ограничений.

Следует отметить, что если бы сыновья Израиля нарушили предупреждение Всевышнего, Он отдал бы их в руки народов мира, а не предоставил возможность создать свое государство.

Хаим Виталь, мудрец XVI в., ученик великого Аризаля, привел другое объяснение того, почему не следует ориентироваться на эти заклятия: их сила закончилась через тысячу лет после изгнания.

И доказательством тому то, что через тысячу лет после разрушения Второго Храма начались крестовые походы. Они стали свидетельством тому, что у изгнанников не хватило решимости вернуться на родину, и народы мира воспользовались теми силами, которые изначально были предназначены для сыновей Израиля.

А если говорить о новейшем времени, то необходимо упомянуть мнение раби Меира Симхи из Двинска. Как только ему стало известно о декларации Бальфура, он записал: «Ушел страх от этих трех клятв». Т.е. если кто-то и боялся их, теперь не должен опасаться народов мира: они сами дали разрешение на создание государства в святой земле.

Справедливости ради…

Необходимо вспомнить так же и о том, что сионистское движение возникло, когда с ростом антисемитизма возникла необходимость вывести евреев из Европы в любое (с точки зрения многих людей) место. Сионисты как раз не собирались бунтовать против народов, а хотели получить разрешение на создание еврейского государства.

После окончания первой мировой войны Лига наций поручила Великобритании создать «еврейский очаг» в Палестине. Однако сыновья Израиля не захотели «подняться стеной». И Британия воспользовалась данным ей мандатом для того, чтобы создать напряженность на Ближнем востоке. Прежде всего, она ввела квоту на иммиграцию евреев в Палестину и не сняла ее ни накануне Второй мировой войны, ни после нее. Поэтому борьбу еврейского подполья: Лехи, Эцеля и Аганы – с мандатными властями следует рассматривать, прежде всего, как вынужденную меру.

В наше время, когда шесть миллионов евреев живут в святой земле, следует оставить попытки повернуть историю вспять, используя для этого в качестве рычага три клятвы, упомянутые в трактате Ктубот. Но, к сожалению, и сегодня есть люди, которые борются за ослабление государства Израиль на том основании, что оно «родилось в грехе» и не соответствует представлениям об идеальном еврейском царстве. Понятно, что любой ущерб, нанесенный государству Израиль в военной экономической ли духовной сферах является ущербом для всего народа, живущего на святой земле и за ее пределами, и осквернением имени Всевышнего.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль